Работаем с векторной графикой онлайн. Программы векторной графики

В настоящее время создано множество пакетов иллюстративной графики, которые содержат простые в применении, развитые и мощные инструментальные средства векторной графики, предназначенной как для подготовки материалов к печати, так и для создания страниц в интернете.

Для создания графического объекта потребуется программа иллюстративной векторной графики. Качество и полезность средств векторной графики определяются главным образом возможностями масштабирования.

Пакеты векторной или иллюстративной графики всегда основывались на объектно-ориентированном подходе, позволяющем рисовать контуры объектов, а затем закрашивать их или заполнять узорами. Вы можете очень точно воспроизводить эти контуры, задавая любой размер, поскольку они формируются при помощи математической модели из точек и кривых, а не как растровые изображения - в виде сетки, заполненной прямоугольными пикселями.

К числу новых возможностей, обнаруженных в этой категории изделий, относится многоцветная градиентная закраска. Такие примитивы, как многоугольники, звезды и спирали, стали обычными атрибутами подобных пакетов. Связанные цвета позволяют заменить красный цвет розы желтым, изменив только базовый цвет; все связанные оттенки изменятся автоматически. Многослойные интерактивные цветные "диапозитивы" обеспечивают ранее недостижимую глубину, и вы можете преобразовывать векторные изображения в растровые в рамках векторного графического файла. Если вчерашние пакеты векторной графики позволяли только помещать растровое изображение в ваш файл, то с помощью современных программ можно встраивать представленные в растровой форме изображения, изменять их размеры и даже накладывать специальные эффекты и маски. Это облегчает процесс получения окончательного изображения средствами многослойной графики - объединением векторных и растровых файлов необходимым, для создания логотипов, печатных рекламных объявлений и картинок для Web.

Принципы, лежащие в основе последних пакетов, полностью меняют представления о векторной графике. CorelXara 1.5 реализует качественно новый подход к визуализации, располагает потрясающими средствами создания выходных файлов.GIF и JPEG и феноменально быстрым внешним модулем браузера для работы с векторной графикой. Пакет Expression 1.0 фирмы Fractal Design позволяет строить контуры из других сложных векторных графических изображений, предоставляя в распоряжение пользователя бесконечное разнообразие визуальных возможностей, недостижимое с помощью других программ.

В отличие от предназначенного для начинающих пользователей программного обеспечения настольных издательских систем или программ редактирования фотоизображений, где, как правило, содержатся наиболее часто используемые средства редактирования, графические пакеты для новичков обычно ориентированы на решение конкретных задач, например построение диаграмм или техническое черчение. Приобрести навыки свободного рисования кривых Безье трудно даже для профессионала; не менее сложно освоить и основные принципы машинного черчения, например изображение разрезов и сечений. Кроме того, многие начинающие пользователи не ощущают различий между растровой и векторной графикой и могут не знать, в каких случаях какими пакетами пользоваться. По этим причинам начинающие должны соизмерять свои задачи с возможностями программы и переходить к полнофункциональному пакету рисования, только когда будут готовы к этому.

В большинстве случаев для создания простых иллюстраций начинающим достаточно уметь работать с теми программными средствами, которые, возможно, у них уже имеются. Комплекты программ Microsoft, Corel и Lotus содержат инструменты рисования в своих модулях текстового процессора и презентационной графики, а также библиотеки клипартов. Кроме того, с помощью функций AutoShape можно создавать большое число стандартную форм и даже символов для построения диаграмм (которые могут отбрасывать тени или даже получаться с помощью "экструзии" и благодаря этому приобретать объемность), а галерея WordArt предоставляет интересные и цветные стили текста, которыми можно пользоваться для заголовков или ярлыков.

Для задач технического характера обратим внимание на такие программы построения диаграмм, как FlowCharter 7 фирмы Micrografx или Visio Professional 4.5 фирмы Visio Corp. Если же начать работать в области САПР, то существует несколько вполне доступных по ценам и возможностям пакетов, в том числе AutoCAD LT фирмы Autodesk или Design CAD фирмы ViaGrafx.

Чтобы подготовить чертежи для небольших строительных проектов, например реконструкции этапа дома или модернизации кухни, можно воспользоваться пакетами Planix и Draftix фирмы SoftDesk, Visual Home фирмы Books That Work или 3D Home Architect, Edition 2 фирмы Broderbund Software.

Редакторы векторной графики:

  • 1. Коммерческие
  • · Adobe Illustrator
  • · Adobe Freehand
  • · CorelDraw
  • · Xara Xtreme
  • · Adobe Flash
  • 2. Бесплатные
  • · Inkscape
  • · Expression Design

Предлагаем сводную таблицу основных характеристик наиболее популярных программ для работы с векторной графикой:

Adobe Illustrator

Fractal Design Expression

Macromedia FreeHand 7

Micrografx Designer 7

функциональные возможности

художественная иллюстрация

приемлемо

приемлемо

техническая иллюстрация

N/A N/A - неприменимо. Данное изделие не предоставляет такой возможности.

цветная печать

приемлемо

подготовка страниц Web

приемлемо

простота применения

художественная иллюстрация

приемлемо

техническая иллюстрация

цветная печать

подготовка страниц Web

работа с цветом

цветовые модели

Категория художественная иллюстрация характеризует многообразие и универсальность инструментальных средств рисования. Кроме того, программные продукты должны быть способны точно импортировать и экспортировать разнообразные типы файлов.

Категория цветная печать отражает программные возможности согласования цветов и качество получаемых отпечатков. Программы иллюстративной графики должны определять участки смыкания пар цветов, выполнять преобразования специальных цветов (spot color) в составные цвета (process color) и точное цветоделение.

Векторные форматы:

  • 1. CDR (CorelDraw)
  • 2. CMX (CorelDraw)
  • 3. AI (Adobe Illustrator)
  • 4. EPS (Encapsulated PostScript)
  • 5. WMF (Метафайлы Windows)
  • 6. EMF (Метафайлы Windows)
  • 7. SVG (Scalable Vector Graphics)
  • 8. XAR (Xara Xtrem)

CDR - "родной" формат программы Corel Draw. Формат не совместим с другими редакторами векторной графики и со своими же более ранними версиями.

AI (Adobe Illustrator) - формат, создаваемый по_умолчанию программой Adobe Illustrator. Более поздние версии программы не совместимы с предшествующими, но, тем не менее, имеется возможность сохранения файла для более ранних версий. Текущая версия - Adobe Illustrator CS5.

EPS (Encapsulated PostScript) - формат, созданный компанией Adobe на основе языка PostScript. Eps, соответствующий разным версиям программы Adobe Illustrator, описывается разными версиями языка PostScript, этим объясняется несовместимость более поздних версий с другими программами. Для 8_ой версии это PostScript3. Именно в формате eps-8 все фотобанки принимают векторные иллюстрации. При сохранении в формате eps-8 из более поздних версий программы все эффекты, которые были не доступны в Illustrator8 становятся растровыми объектами. Не смотря на то, что по стандарту EPS может содержать растр, фотобанки такую иллюстрацию не примут. Так что если вы создаете изображения для последующей продажи на фотобанках - будьте внимательнее при использовании эффектов. Самая "популярная" ошибка начинающего стокера - использование прозрачности. С недавнего времени фотобанк ShutterStock.com стал принимать eps 10_ой версии. В этой версии прозрачность поддерживается.

Eps - самый универсальный формат для векторной графики, так как поддерживается большинством векторных редакторов (в основном более ранние версии, как раз такие как eps8).

SVG (Scalable Vector Graphics) - формат, созданный на основе языка разметки XML. Формат создавался в том числе для публикации векторной графики в сети Интернет, являетя открытым стандартом, поддерживает анимацию. Достоинством svg является еще и то, что это по сути текстовый файл и при наличии определенных навыков возможно редактировать и создавать векторное изображение в обычном текстовом редакторе. Кроме того, существует так же возможность управлять атрибутами изображения при помощи таблицы стилей CSS. Бесплатный векторный редактор Inkscape по умолчанию сохраняет файл в этом формате.

Для Интернета Консорциум W3C ввел открытый формат двумерной векторной графики SVG (Scable Vector Graphics), являющийся XML-подобным языком, позволяющим отображать три типа графических объектов: форм векторной графики (vector graphics shapes), изображений и текста. При этом графические объекты могут преобразовываться, группироваться и анимироваться. Спецификация SVG включает объектную модель документа - DOM (Document Object Model), облегчающую обработку графических объектов. Векторная графика отличается удобством использования для изображений, состоящих из элементов, которые могут быть разложены на простейшие геометрические объекты (линии, окружности, многоугольники, текст). Векторные данные масштабируются и поддаются различного рода манипуляциям (в том числе вращению, вытягиванию, сжатию). Векторные изображения адаптируются к различным устройствам вывода и могут быть преобразованы в другой векторный формат. К недостаткам векторной графики относят проблематичность ее использования для передачи сложных изображений (например фотографий). Визуализация векторных изображений может потребовать значительно больше времени, чем растрового файла такой же сложности, поскольку каждый элемент изображения должен быть воспроизведен отдельно и в определенной последовательности.

Программы векторной графики используются:

  • 1. Полиграфия (визитки, буклеты, брошюры, конверты бланки и т. д.)
  • 2. Мультимедиа
  • 3. Графика и сайты для сети интернет (иконки, кнопки, иллюстрации)
  • 4. Создание шрифтов
  • 5. Офисная графика (диаграммы в Adobe Illustrator, схемы)
  • 6. Создание фотореалистичных изображений
  • 7. Предпечатная подготовка (работа с цветом и PostScript, PDF)
  • 8. Наружная реклама

Adobe Illustrator - это стандарт векторной графики, благодаря разработкам специалистов компании Adobe языка PostScript, форматов PDF, EPS широко используемых в печати, веб дизайне, создании шрифтов.

Достоинства векторной графики:

  • 1. Небольшой размер файла при относительно несложной детализации изображения.
  • 2. Возможность неограниченного масштабирования без потери качества.
  • 3. Возможность перемещения, вращения, растягивания, группировки и т. д. так же без потери качества.
  • 4. Возможность позиционирования объектов по оси, перпендикулярной плоскости экрана (по оси z - "выше", "ниже", "выше всех", "ниже всех").
  • 5. Возможность выполнения булевых преобразований над объектами - сложение, вычитание, пересечение, дополнение.
  • 6. Управление толщиной линий при любом масштабе изображения.

Понятие векторных изображений подавляющему числу рядовых пользователей ПК не говорит ровным счетом ничего. Дизайнеры же, в свою очередь, все больше склоняются к использованию именно такого типа графики для своих проектов.

Раньше, чтобы работать с SVG-картинками, вам обязательно пришлось бы установить на свой компьютер одно из специализированных десктопных решений вроде или . Теперь же подобные инструменты доступны онлайн, без необходимости скачивания.

Выполнив соответствующий запрос в Google, вы сможете ознакомиться с огромным количеством всевозможных векторных онлайн-редакторов. Но подавляющее большинство таких решений предлагают довольно скудные возможности и чаще всего не позволяют работать с серьезными проектами. Мы же рассмотрим лучшие сервисы для создания и редактирования SVG-изображений прямо в браузере.

Конечно, онлайн-инструменты не могут полностью заменить соответствующие десктопные приложения, однако большинству пользователей предлагаемого набора функций будет более чем достаточно.

Способ 1: Vectr

Продуманный векторный редактор от создателей знакомого многим сервиса Pixlr. Этот инструмент будет полезен как новичкам, так и опытным пользователям в работе с SVG.

Несмотря на обилие функций, потеряться в интерфейсе Vectr будет достаточно сложно. Для начинающих предусмотрены подробные уроки и объемные инструкции по каждой из составляющих сервиса. Среди инструментов редактора имеется все для создания SVG-картинки: фигуры, иконки, рамки, тени, кисти, поддержка работы со слоями и т.п. Нарисовать изображение можно с нуля либо же загрузить собственное.

К возможностям экспорта относится также одна из наиболее отличительных возможностей Vectr — поддержка прямых ссылок на SVG-проект в редакторе. Многие ресурсы не позволяют загружать векторные картинки к себе напрямую, но тем не менее разрешают их удаленное отображение. В этом случае Вектр можно использовать как самый настоящий хостинг SVG, чего другие сервисы делать не позволяют.

Следует отметить, что редактор не всегда корректно обрабатывает сложную графику. По этой причине некоторые проекты могут открываться в Vectr с ошибками или визуальными артефактами.

Способ 2: Sketchpad

Простой и удобный веб-редактор для создания SVG-изображений, основанный на платформе HTML5. Учитывая набор доступных инструментов, можно утверждать, что сервис предназначен исключительно для рисования. С помощью Sketchpad вы можете создавать красивые, тщательно проработанные картинки, но не более.

Инструмент располагает широким ассортиментом настраиваемых кистей различных форм и типов, набор фигур, шрифтов и стикеров для наложения. Редактор позволяет полноценно манипулировать слоями — контролировать их размещение и режимы смешивания. Ну и в качестве бонуса, приложение полностью переведено на русский язык, так что никаких сложностей с его освоением у вас возникнуть не должно.


Способ 3: Method Draw

Это веб-приложение предназначено для базовых операций с векторными файлами. Внешне инструмент напоминает десктопный Adobe Illustrator, но по части функционала здесь все значительно проще. Впрочем, есть в Method Draw и некоторые особенности.

Помимо работы с SVG-изображениями, редактор позволяет импортировать растровые картинки и создавать на их основе векторные. Делать это можно на основе ручной трассировки контуров при помощи пера. Приложение содержит все необходимые инструменты для компоновки векторных рисунков. Имеется расширенная библиотека фигур, полноцветная палитра и поддержка клавиатурных сокращений.


Method Draw однозначно не подойдет для создания серьезных векторных проектов — причиной тому нехватка соответствующих функций. Но благодаря отсутствию лишних элементов и грамотно организованному рабочему пространству, сервис может отлично служить для быстрого редактирования или точечной доработки простых SVG-картинок.

Способ 4: Gravit Designer

Бесплатный веб-редактор векторной графики для продвинутых пользователей. Многие дизайнеры ставят Gravit в один ряд с полноценными настольными решениями, как тот же Adobe Illustrator. Дело в том, что этот инструмент является кроссплатформенным, то есть в полном объеме доступен на всех компьютерных ОС, а также в качестве веб-приложения.

Gravit Designer находится в стадии активной разработки и регулярно получает новые функции, которых уже и так хватает для компоновки сложных проектов.

Редактор предлагает вам всевозможные инструменты для рисования контуров, фигур, путей, наложения текста, заливок, а также различных настраиваемых эффектов. Имеется обширная библиотека фигур, тематических картинок и значков. Каждый элемент в пространстве Gravit имеет перечень свойств, доступных для изменения.

Все это разнообразие «упаковано» в стильный и интуитивно понятный интерфейс, так, что любой инструмент доступен буквально в пару кликов.


Учитывая то, что сервис предназначен для полноценной работы с векторной графикой, его смело можно рекомендовать даже профессиональным дизайнерам. С помощью Gravit вы можете редактировать SVG-рисунки вне зависимости от платформы, на которой это делаете. Пока что данное утверждение применимо лишь для настольных ОС, но вскоре этот редактор появится и на мобильных устройствах.

Способ 5: Janvas

Популярный среди веб-разработчиков инструмент для создания векторной графики. Сервис содержит ряд инструментов для рисования с детально настраиваемыми свойствами. Главная особенность Janvas — возможность создания интерактивных SVG-картинок, анимированных с помощью CSS. А в связке с JavaScript сервис и вовсе позволяет строить целые веб-приложения.

В умелых руках этот редактор является действительно мощным инструментом, тогда как новичок из-за обилия всевозможных функций скорее всего просто не поймет, что к чему.


Да, инструмент, к сожалению не бесплатный. Но это профессиональное решение, которое и пригодится далеко не каждому.

Способ 6: DrawSVG

Удобнейший онлайн-сервис, позволяющий вебмастерам максимально просто создавать качественные SVG-элементы для своих сайтов. Редактор содержит внушительную библиотеку фигур, иконок, заливок, градиентов и шрифтов.

С помощью DrawSVG можно конструировать векторные объекты любого вида и свойств, изменять их параметры и рендерить в качестве отдельных картинок. Имеется возможность встраивать в SVG сторонние мультимедийные файлы: видео и аудио с компьютера или сетевых источников.

Этот редактор, в отличие от большинства других, не похож на браузерный порт настольного приложения. Слева расположены основные инструменты для рисования, а сверху — элементы управления. Основное пространство занимает холст для работы с графикой.


Программы для обработки векторной графики представляют собой программное обеспечение, которое работает в соответствующей области компьютерных технологий. Известно, что существует два вида графики – векторная и растровая. Отличительная особенность векторной графики заключается в том, что при масштабировании она не теряет памяти.


Это можно объяснить тем, что при использовании такого представления работа ведется не с точками, а с векторами, или, иначе говоря, с уравнениями координат. Программы векторной и растровой графики работают с различными типами изображений, поэтому результат при их использовании получается различный.

Современная компьютерная графика

Векторная графика сегодня становится намного предпочтительнее растровой во многих областях применения. Ведь высокое качество графики вне зависимости от размера – это просто мечта. Конечно, работа с векторной графикой требует большей детализации, в том случае, если необходимо изображение большого формата. Зато в конечном итоге результат получается просто потрясающий. Конечный файл, т.е. сама иллюстрация, а не исходник в программе, в конечном счете все равно получается растровым, поскольку считывать векторные изображения девайсы еще не умеют, только посредством приложений, с помощью которых они были созданы.

Одним из самых популярных программных продуктов, созданных для работы с векторной графикой, является программа CorelDraw. Даная программа представляет собой яркий пример инструмента для работы с векторной графикой. В Corel Draw присутствует достаточное количество инструментов для создания изображений любого размера без потери качества. Очень часто данную программу противопоставляют Photoshop. Программа для обработки векторной графики Corel Draw обычно используется для создания эмблем и логотипов. С ее помощью можно создавать идеи для оформления товарных знаков. Также она прекрасно подходит для журнальной и книжной верстки. Основным преимуществом данной программы считается возможность изменять форму и размер изображений.

Adobe Illustrator

Еще одна программа, которая обычно используется для обработки векторных изображений – это Adobe Illustrator. Данная программа в основном используется художниками, причем как любителями, так и профессионалами. В отличие от того же CorelDraw, в которой создают логотипы, нуждающиеся в масштабировании, в Adobe Illustrator можно создавать полномасштабные детализированные изображения. С данной программой сегодня работают многие специалисты в области компьютерной графики.

Данный продукт от компании Adobe предоставляет пользователям массу возможностей в сфере дизайна и видеомонтажа. Данная программа позволяет создавать трехмерные спецэффекты и спецэффекты в режиме реального времени. Огромное количество инструментов для рисования делает программу Adobe Illustrator достаточно мощной средой для обработки векторной графики. Ведь не зря данная программа не теряет своей актуальности уже долгие годы.

Бесплатные аналоги

Два рассмотренных выше программных продукта подтверждают известную истину о том, что за все приходится платить. Официально программы Adobe Illustrator и Corel Draw стоят немало. Можно, конечно, найти и пиратскую версию, портативный вариант или репак, которые вы сможете использовать совершенно бесплатно. Но все это уже не будет оригиналом. Значит, пора вспомнить о бесплатных аналогах.

Программа Inkscape

Inkscape является полноценным профессиональным средством, предназначенным для работы с векторной графикой. Доступна не только сама программа, но и ее исходный код. Как известно, это явный признак Linux программы. В последнее время Windows-версии таких программ завоевывают рынок. Отличаются они удобством в использовании и высоким качеством. Программа Inkscape оправдывает все ожидания мастеров дизайна. В арсенале программы имеется широкий выбор различных инструментов для рисования, отменная работа с цветами и мощнейший трейсинг. Программа, помимо всего прочего, поддерживает наиболее распространенные форматы изображений. Также, когда идет речь о бесплатных аналогах программного обеспечения для работы с векторной графикой, в первую очередь вспоминают про Inkscape. Данную программу можно смело поставить в один ряд с Adobe Illustrator. По нагрузке на систему и стоимости Inkscape может даже обойти Illustrator на пару очков.

Creature House Expression

Данное программное обеспечение больше подойдет профессионалам. Специалисты с удовольствием используют его в своей работе. История программы Creature House Expression делится на два периода. Впервые Creature House Expression заявил о себе, как инновационный программный продукт. Все дело в том, что одним из недостатков векторной графики является сложность получения «реалистичного» изображения. Растровая графика намного лучше с этим справляется, взять к примеру фотографии. Программа Creature House Expression весьма успешно попыталась исправить этот недостаток. Набор кистей в данной программе получился довольно впечатляющим. В итоге получилось, что вектором можно рисовать так, как будто это вовсе и не векторное изображение. Картинки получаются очень реалистичными. В 2003 году компанию, которая разработала Creature House Expression, выкупила Microsoft. Программа получила новое имя. Но с официального сайта нынешнего производителя-владельца все еще можно скачать оригинальную бесплатную версию данного программного продукта.

Microsoft Expression Design

Именно так теперь называется рассмотренная в предыдущем пункте программа. Данная версия также распространяется бесплатно, но только для студентов. Чтобы получить право на бесплатное использование программы, необходимо отправить специальный запрос для подтверждения своего статуса. Ответ на запрос приходит очень быстро. Программа Microsoft Expression Design немного отошла от своих истоков. Как уже было сказано ранее, теперь она больше подходит под стандарты векторного графического редактора. Однако в программе все еще присутствует достаточно большой набор функций. Весь инструментарий программы вполне удовлетворяет требованиям веб-дизайнера или иллюстратора.

Aviary Raven

Данная программа также является привлекательным средством для работы с векторной графикой благодаря отсутствию необходимости в оплате и установке. Aviary Raven работает в режиме онлайн. Но несмотря на это, программу никак нельзя назвать примитивной. Достаточно пройти процедуру регистрации, и вы сможете сохранять свои шедевры на своем аккаунте и экспортировать их куда угодно. Для разработки шедевров компьютерной графики, Aviary Raven предоставляет пользователю широкий набор различных опций и инструментов. Конечно, это не полноценный векторный редактор, но он близок к этому. Очень удобно использовать данное средство в том случае, если по каким-то причинам нет возможности установить векторный редактор на компьютер. Аккаунт в Aviary Raven позволит пользователю получить доступ к своим работам с любого персонального компьютера, как бы далеко от рабочего места он не находился.

Есть две основные категории изображений: растровые (bitmap) и векторные (vector).
Растровые изображения состоят из множества точек – пикселов. Каждый пиксел имеет свой цвет и заданное положение в структуре изображения. При редактировании изображения изменяются по сути эти самые пикселы. При увеличении растрового изображения пикселы деформируются, и изображение может превращаться в увеличенную карикатуру исходного.
Программы, работающие с растровыми изображениями, в том числе Photoshop, иногда называют (не совсем точно) программами для рисования (painting program).
Векторные изображения формируют объекты. По сути, они состоят из линий и кривых, которые можно рассчитать математически. По этой причине векторные изображения можно увеличивать или уменьшать до произвольных величин, при этом они всегда остаются пропорциональными копиями исходного изображения, с сохраненной исходной четкостью.
Программы, работающие с векторной графикой, иногда называют чертежными программами (drawing programs).
В программу Photoshop включены инструменты для работы с обоими типами графики. Вы можете использовать программы, предназначенные для определенного типа изображений, например Adobe Illustrator и Freehand фирмы Macromedia, для работы с векторной графикой. Программа Macromedia Flash также содержит в своем составе набор инструментов для работы с векторной графикой. Для новичков в области Web-дизайна в программе Photoshop представлены основные инструменты для создания и редактирования обоих типов изображений.


Плоская растровая графика:


1)Adobe Photoshop – программа является лидером в области графических программ такого рода, но она требует и соответствующих ресурсов от вашего компьютера. Можно считать, что Photoshop – самый совершенный профессиональный редактор растровой графики и самый популярный. Его область – это обработка готовых изображений, таких как отсканированные фотографии. Последние версии уже дополнены компонентом для работы с web-графикой. Вместе с другими программами фирмы Adobe он может составить интегрированный пакет дизайнерских программ, способный удовлетворить самые требовательные запросы.
2)Microsoft Photo Editor – этот редактор предназначен в основном для работы с фотографиями. Часто он поставляется с пакетом Microsoft Office, поэтому распространен довольно широко.
3)Microsoft Image Composer – наиболее развитое средство обработки графики из всех программ фирмы Microsoft. Похоже, что по замыслу разработчиков он должен составить конкуренцию редактору Adobe Photoshop в части разработки графики для Интернета. Главное достоинство продукции Microsoft – простота и удобство интерфейса. Этот редактор занимает немного места на диске и очень быстро загружается. Однако для изображений, которые будут использованы в полиграфии, он практически непригоден.
4)Microsoft Paint – простейший графический редактор, поставляемый вместе с операционной системой Windows, заслуживает упоминания, хотя он обладает минимумом возможностей и вряд ли может быть применен для решения сколько-нибудь серьезной задачи. Этот редактор благодаря своему почтенному возрасту и широкому распространению можно назвать самым известным графическим редактором.
5)Pixia – графический редактор, обладающий всеми основными функциями программ подобного типа. В этой программе предусмотрена возможность расширения функций редактирования графических файлов за счёт подключения фильтров от Photoshop и других программ по обработке графики.
6)Corel Painter - Очень интересный и мощный растровый инструмент для художественной обработки изображений. Это один из немногих редакторов, в состав которого входят инструменты фрактальной графики.
7)Paint Shop Pro – одна из лучших shareware-программ, которая, к тому же, поддерживает фильтры от Adobe PhotoShop и очень быстро работает с объемными (>20Мб или Мв) фотографиями. Может импортировать и экспортировать изображения в 40 – 50 разных форматов.
8)GIMP – свободно распространяемая программа с открытым исходным кодом. Первоначально получила распространение среди любителей ОС Linux. Сейчас доступна и для Windows. По возможностям приближается к Adobe Photoshop. Обладает исключительной наращиваемостью и расширяемостью.
Выше приведен небольшой перечень самых известных и распространенных растровых редакторов. По некоторым оценкам, программа Photoshop установлена на компьютерах, общее количество которых в России порядка 10 млн. штук.


Плоская векторная графика:


Практически все современные графические программы по своему внутреннему устройству во многом имеют векторную природу. Например, даже примитивнейшая программа – растровый редактор MS Paint – имеет в своем арсенале векторные инструменты, такие как «Прямоугольное выделение». С другой стороны, любая «самая векторная» программа выпускает конечный продукт в виде растровой картинки, выводимой на экран или принтер.
Перечислим наиболее популярные «чисто векторные» программы:
1)М5 Office Art – графическая подпрограмма, предназначенная для создания геометрических фигур, блок-схем и т.п. Обладает очень слабыми возможностями, но благодаря тому, что она встроена во все приложения Microsoft Office, это, пожалуй, самый распространенный в мире векторный редактор. Это не совсем обычная программа. Из-за «встроенности» в другие приложения программы типа Office Art называют апплетами.
Несмотря на примитивность Office Art, с его помощью можно очень быстро создать достаточно сложную и симпатичную картинку.
2)Corel Draw – самый мощный и сложный «плоский» векторный редактор. Спектр решаемых задач необычайно широк.
3)Corel Kara – упрощенная или «облегченная» версия программы Corel Draw. Она менее требовательна к ресурсам компьютера, так как не перегружена возможностями.
4)Adobe Illustrator – основной конкурент Corel Draw на рынке мощных двумерных векторных редакторов.
5)Adobe Flash (ранее Macromedia Flash ) - самый известный, хороший и распространенный в мире редактор для анимированной графики. Основная сфера применения – картинки для Интернета, рекламные баннеры и компьютерные игры.
6)AutoCad – мировой флагман трехмерной векторной графики. Относится к классу программ САПР (Системы Автоматизированного Проектирования).
7)Curious Labs Poser интересная программа для трехмерной анимации.
8)ABBYY FineReader – самая известная и широко применяемая система распознавания текста. Эту программу автор главы с уверенностью поместил в разряд векторных редакторов, так как основное ее назначение – преобразовывать растровые картинки в текстовые символы (векторной природы). Только после распознавания отсканированные тексты можно редактировать с помощью клавиатуры в обычных текстовых редакторах.
9)RX Spotlight – один из известнейших векторизаторов. В отличие от системы распознавания текста, основное назначение векторизаторов – преобразовывать растровые картинки в геометрические фигуры для их дальнейшей обработки в плоских или трехмерных векторных редакторах.


«ПРОГРАММЫ & ПРИЛОЖЕНИЯ .»

3. Понятие трехмерной графики. Редакторы, используемые для создания трехмерных изображений

4.Понятие цветового пространства, основные цветовые модели (RGB, CMYK)

5. Понятие графического формата. Основные графические форматы (GIF, JPEG, PNG), их отличительные особенности, преимущества и недостатки

Литература

1. Определение векторной и растровой графики, основные отличия, преимущества и недостатки

Векторная графика

Описывает изображения с использованием прямых и изогнутых линий, называемых векторами, а также параметров, описывающих цвета и расположение. Например, изображение древесного листа описывается точками, через которые проходит линия, создавая тем самым контур листа. Цвет листа задается цветом контура и области внутри этого контура. При редактировании элементов векторной графики изменяется параметры прямых и изогнутых линий, описывающих форму этих элементов. Можно переносить элементы, менять их размер, форму и цвет, но это не отразится на качестве их визуального представления. Векторная графика не зависит от разрешения, т.е. может быть показана в разнообразных выходных устройствах с различным разрешением без потери качества. Векторное представление заключается в описании элементов изображения математическими кривыми с указанием их цветов и заполняемости. Еще одно преимущество - качественное масштабирование в любую сторону. Увеличение или уменьшение объектов производится увеличением или уменьшением соответствующих коэффициентов в математических формулах. К сожалению, векторный формат становится невыгодным при передаче изображений с большим количеством оттенков или мелких деталей (например, фотографий). Ведь каждый мельчайший блик в этом случае будет представляться сложнейшей математической формулой или совокупностью графических примитивов, каждый из которых, является формулой. Наиболее популярными векторными редакторами являются Corel Draw, Corel XARA и Adobe Illustration.

Растровая графика

Если в векторной графике базовым элементом изображения является линия, то в растровой графике - точки, называемые пиксели, расположенные на сетке. Растровая графика зависит от разрешения, поскольку информация, описывающая изображение, прикреплена к сетке определенного размера. При редактировании растровой графики, качество ее представления может измениться. В частности, изменение размеров растровой графики может привести к "разлохмачиванию" краев изображения, поскольку пиксели будут перераспределяться на сетке. Вывод растровой графики на устройства с более низким разрешением, чем разрешение самого изображения, понизит его качество. Основой растрового представления графики является пиксель (точка) с указанием ее цвета. При описании, например, красного эллипса на белом фоне приходится указывать цвет каждой точки как эллипса, так и фона. Изображение представляется в виде большого количества точек - чем их больше, тем визуально качественнее изображение и больше размер файла. Т.е. одна и та же картинка может быть представлена с лучшим или худшим качеством в соответствии с количеством точек на единицу длины - разрешением (обычно, точек на дюйм - dpi или пикселей на дюйм - ppi). Кроме того, качество характеризуется еще и количеством цветов и оттенков, которые может принимать каждая точка изображения. Чем большим количеством оттенков характеризуется изображения, тем большее количество разрядов требуется для их описания. Красный может быть цветом номер 001, а может и - 00000001. Таким образом, чем качественнее изображение, тем больше размер файла. Растровое представление обычно используют для изображений фотографического типа с большим количеством деталей или оттенков. К сожалению, масштабирование таких картинок в любую сторону обычно ухудшает качество. При уменьшении количества точек теряются мелкие детали и деформируются надписи (правда, это может быть не так заметно при уменьшении визуальных размеров самой картинки - т.е. сохранении разрешения). Добавление пикселей приводит к ухудшению резкости и яркости изображения, т.к. новым точкам приходится давать оттенки, средние между двумя и более граничащими цветами. Распространены форматы.tif, .gif, .jpg, .png, .bmp, .pcx и др. Наиболее популярными программными средствами создания растровых изображений являютя: Painter компании Fractal Design, FreeHand компании Macromedia, Fauve Matisse, PixelPaint Pro компании Pixel Resources и Photoshop компании Adobe.

Таким образом, выбор растрового или векторного формата зависит от целей и задач работы с изображением. Если нужна фотографическая точность цветопередачи, то предпочтительнее растровый формат. Логотипы, схемы, элементы оформления удобнее представлять в векторном. Понятно, что и в растровом и в векторном представлении графика (как и текст) выводятся на экран монитора или печатное устройство в виде совокупности точек. В Интернете графика представляется в одном из растровых форматов, понимаемых браузерами без установки дополнительных модулей - GIF, JPG, PNG.

Из-за описанных выше особенностей представления изображения, для каждого типа приходится использовать отдельный графический редактор - растровый или векторный. Разумеется, у них есть общие черты - возможность открывать и сохранять файлы в различных форматах, использование инструментов с одинаковыми названиями (карандаш, перо и т.д.) или функциями (выделение, перемещение, масштабирование и т.д.), выбирать нужный цвет или оттенок.

Тенденция развития графических программ состоит в завоевании тех областей, для работы с которыми они изначально не предназначались. Таким образом, растровые и векторные редакторы стремятся сблизиться друг с другом по широте охвата и мощности своих средств. К примеру, Adobe Photoshop сейчас не является чисто растровым редактором, a CorelDRAW имеет довольно развитые средства работы с растровой графикой.

2. Графические редакторы, используемые для создания векторных и растровых изображений

Редакторы растровой графики

Microsoft Paint - простой (или лучше сказать - простейший) редактор, входящий в стандартную поставку операционных систем Microsoft. Он обладает набором простейших функций (кисточка, карандаш, резинка и т.д.), которые позволяют создавать незамысловатые картинки. К сожалению, для обработки графики он практически не пригоден. Картинку, которую вы видете справа - это большее, на что способен этот редактор.

Adobe Photoshop - на сегодняшний день это самый мощный пакет для профессиональной обработки растровой графики. Это целый комплекс, обладающий многочисленными возможностями модификации растрового рисунка, имеющий огромный набор различных фильтров и эффектов, причем есть возможность подключать инструменты независимых производителей.

Пакет предлагает, например, средства для восстановления поврежденных изображений, ретуширования фотографий или создания самых фантастических коллажей, которые только может позволить себе наше воображение. В общем, потенциал этого пакета поистене огромен. Начиная с версии 5.5 в пакет включена программа Adobe ImageReady, предоставляющие огромные возможности по обработке графики под WEB (оптимизация изображений, создание анимированных gif, "разрезание" картинок на более мелкие и т.д.). Девиз разработчиков Adobe Photoshop - "Camera of your mind" - предполагает не только техническое совершенство, но и полную свободу творчества, на которую человек, работающий с этой программой, просто обречен.

PhotoPaint - еще один не менее известный графический редактор (из пакета Corel Draw) для обработки растровой графики, конкурирующий с Adobe Photoshop. Здесь также имеются все необходимые инструменты для обработки графики, разнообразные фильтры, текстуры. Разница лишь в удобстве работы, интерфейсе и скорости наложения фильтров - наложение происходит немного медленнее.

Painter - редактор предоставляет великолепные возможности для эмуляции реальных инструментов рисования: графит, мел, масло и т.д. Также позволяет имитировать фактуру поверхности материалов, живопись, создавать анимацию. Очень удобен для разработки фоновых рисунков или Web-страниц в стиле живописи. Пользуясь это программой чуствуешь себя настоящим художником.

Существует еще ряд редакторов (Microsoft Photo Editor, Microsoft Photo DRAW), также позволяющих реализовать простейшие задачи, но не удовлетворяющих запросам профессионалов.

Редакторы векторной графики

Adobe Illustrator - пакет позволяет создавать, обрабатывать и редактировать векторную графику. По своей мощности он эквивалентенрастровому редактору Adobe Photoshop: имеет аналогичный интерфейс, позволяет подключать различные фильтры и эффекты, понимает многие графические форматы, даже такие как.cdr (Corel Draw) и.swf (Flash).

CorelDraw - безусловно, такой известный графический пакет не мог обойтись без средств для обработки векторной графики. Пакет по своей мощности практически не уступает графическим редакторам Adobe Photoshop и Adobe Illustrator. Помимо обработки векторной графики, в этом пакете существует обработчик растровой графики (Photo Paint), трассировщик изображений, редактор шрифтов, подготовки текстур и создания штрихкодов, а также огромные коллекции с изображениями (CorelGallery). Adobe Streamline - еще один продукт фирмы Adobe, предназначенный для трассировки (перевода) растровой графики в векторную. Это небольшой, но очень полезный и мощный продукт. Особенно полезен, если вы создаете Web-страницы с использованием векторной графики, например, технологии Flash.

Понятие трехмерной графики. Редакторы, используемые для создания трехмерных изображений

Трёхмерная графика (3D, 3 Dimensions, измерения) - раздел компьютерной графики, охватывающий алгоритмы и программное обеспечение для оперирования объектами в трёхмерном пространстве, а также результат работы таких программ. Больше всего применяется для создания изображений в архитектурной визуализации, кинематографе, телевидении, компьютерных играх, печатной продукции, а также в науке.