Формы информационных ресурсов. Что понимают под образовательно-информационными ресурсами

Информационные ресурсы (ИР) – имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе и пригодной для ее сохранения и использования.

В настоящее время используется узкое и широкое понимание ИР: в узком понимании имеют в виду только сетевые ИР, доступные через компьютерные средства связи, а в широком – любую зафиксированную на традиционных или электронных носителях информацию, пригодную для сохранения и распространения. Для информационных работников профессионально значимо широкое понимание.

Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных и других информационных системах) .

Под информационными массивами понимают обычно упорядоченное множество элементов (документов и/или данных), к которым возможен индивидуальный доступ. В настоящее время чисто количественно информационные массивы составляют подавляющую часть информационных ресурсов. Наиболее яркими представителями этих массивов являются обычные базы данных, библиотечные или архивные фонды.

Существует множество признаков для описания, т.е. многоаспектной классификации информационных массивов, каждый из которых представляется существенным с определенной точки зрения. Базовым набором признаков можно считать следующий:

источник ИР : например, официальная информация, опубликованная, статистическая отчетность, результаты измерений, испытаний и проч.;

принадлежность ИР к определенной организационной или информационной системе: например, ресурсы архивные, библиотечные, МВД, МЧС, НТИ и др.;

форма собственности : государственная (федеральная, субъекта федерации), муниципальная; собственность общественных организаций; акционерная, частная, а также указание на владельца;

характер использования ИР (назначение ): например, ИР массовые, межведомственные, региональные, внутрифирменные, личные и др.;

объем информационного массива (выраженный в сопоставимых единицах измерения);

открытость информации : открытая, секретная, конфиденциальная;

форма представления информации : текстовая, графическая, мультимедийная и др.;

носитель ИР : электронный, бумажный и др.

способ распространения информации : сети (глобальные, локальные), издания и др.;

естественный язык , на котором представлена информация.

Кроме того, важнейшими характеристиками ИР являются такие трудно формализуемые параметры, как полнота, достоверность, актуальность и значимость содержащейся в них информации.

Состав ИР может быть охарактеризован как:

    полнотекстовые базы данных;

    библиографическая продукция;

    фактографические базы данных;

    справочно-библиографический (справочно-поисковый) аппарат библиотек, информационных центров и архивов, в том числе каталоги и библиографические картотеки (базы данных);

    обзорно-аналитическая продукция (аналитические обзоры, прогнозы, рейтинги и т.д.);

    услуги, предлагаемые на информационном рынке;

    компьютерные сети связи;

    программные средства, обеспечивающие создание информационных систем и развитие телекоммуникационных сетей;

    учреждения (редакции, издательства, библиотеки, информационные центры, книготорговые учреждения и т.д.), обеспечивающие создание информационной продукции, накопление и использование ИР.

Государственные информационные ресурсы – это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства.

Государственные ресурсы делятся на следующие группы:

    федеральные ресурсы;

    информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ;

    информационные ресурсы субъектов РФ.

Государственные информационные ресурсы обеспечивают выполнение задач государственного управления; обеспечения прав и безопасности граждан; поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д.

Государственные информационные ресурсы могут быть разделены на две группы:

1) информационные ресурсы, предназначенные для решения задач конкретного органа управления определенного звена;

2) информационные ресурсы, ориентированные на внешнего пользователя.

Ресурсы второй группы формируются информационно-аналитическими структурами. Если они имеют общее методическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названы государственными информационными системами.

К таким системам, имеющим межведомственный, универсальный характер, могут быть отнесены:

    библиотечная сеть Российской Федерации;

    архивный фонд Российской Федерации;

    государственная система статистики;

    государственная система научно-технической информации.

Библиотечная сеть РФ насчитывает свыше 150 тыс. библиотек.

Архивный фонд РФ находится в ведении Федеральной архивной службы. Постоянное хранение архивных документов осуществляют государственные и муниципальные архивы, государственные музеи и библиотеки, учреждения системы РАН. Временное хранение архивного фонда документов осуществляют министерства, ведомства, учреждения, организации и предприятия, отнесенные установленным порядком к источникам комплектования государственных и муниципальных архивов.

На федеральном уровне осуществляется интеграция информационных ресурсов всей системы органов государственной статистики. Головной организацией по сбору, накоплению, хранению, обработке и передаче статистической информации является Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Госкомстата, важнейшей задачей которого является подготовка публикаций в области статистики и информирование широких слоев общества.

В настоящее время государственная система научно-технической информации представляет собой совокупность научно-технических библиотек и организаций – юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя обязательств.

Каждому из нас знакомы традиционные виды общественных ресурсов. К ним относят природные или сырьевые, материальные, финансовые, трудовые и энергетические. Но этот список не является исчерпывающим. В дополнение к нему существуют еще и ресурсы информационные. Со временем их значимость все более и более возрастает. И это подтверждается тем, что информация становится товаром, обладающим стоимостью, сравнимой с традиционными ресурсами.

Определение понятия

Наверняка если спросить у любого человека «Что вы понимаете под информационными ресурсами?», вначале этот вопрос вызовет у него некоторые затруднения. Ведь в отличие от традиционных запасов, которыми обладает общество, ИР представляют собой продукт интеллектуальной деятельности. Создается он наиболее творческой и квалифицированной частью населения и является национальным богатством. При этом информационные ресурсы относятся к возобновляемым благам. Ведь они обладают способностью к тиражированию исходя из их общественной потребности.

На вопрос «Что вы понимаете под информационными ресурсами?» ответ может быть следующим. В значительном своем объеме ИР являют собой материализованные элементы и представлены книгами и статьями, документами и базами данных и знаний, а также алгоритмами компьютерных программ, произведениями литературы, искусства и т.д.

Какой же из этого может быть сделан вывод? Информационные ресурсы являются теми знаниями, которые накопило человеческое общество на протяжении всей истории своего развития. При этом ИР часто отчуждены от своих создателей. Порой такие ресурсы даже рассматриваются в виде общих стратегических. Принадлежат они при этом всему человечеству.

Что входит в информационные ресурсы?

Интеллектуальные запасы человечества весьма важны для развития общества. Ведь они объединяют в себе всю первичную информацию, которая отражает знания человека об окружающей среде, об опыте его деятельности. Кроме этого, ИР включают в себя и вторичную информацию. Она возникает путем переработки и обработки получаемых людьми знаний.

ИР с одной стороны - это тот объем опыта и умений, который накоплен людьми. Его можно назвать экспертными знаниями. Объем подобных информационных ресурсов постоянно растет. Происходит это в связи с проведением более целенаправленных и совершенных научных исследований, которые часто приводят к открытиям. Рост объема информационных ресурсов происходит и в связи с получением более широкого и глубокого образования населением, а также благодаря тому, что современный человек повсеместно пользуется средствами коммуникаций и вычислительной техники, связи и т.д.

С другой стороны, ИР в своем основном объеме является уже накопленной информацией, зафиксированной на различного вида носителях, что происходило на протяжении всего периода существования общества. Данный процесс продолжается и в настоящее время, причем идет достаточно быстрыми темпами благодаря использованию современных коммуникационных и компьютерных средств.

Первичная информация

К данной категории ИР относят те знания, которые отражают специфику сферы или области создания, а также источника. Первичной является информация, которая образуется самостоятельно, исходя из существующих природных условий. Это может быть, например, число колец, имеющихся на спиле ствола дерева, которые характеризуют его возраст.

К этому же виду информации относят и качественные, а также количественные характеристики разнообразных социальных процессов. Они в совокупности образуют класс, носящий название снимаемой информации. Те ИР, которые выделяют по данному признаку, подразделяют на социально-экономические, производственные и естественные. Это могут быть, например, цифры, указывающие на рост населения.

Вторичная информация

К данному виду ИР относят сведения, получаемые искусственным путем благодаря проводимой творческой работе или научно-исследовательской деятельности. Вторичная информация основывается на уже имеющихся знаниях по моделям и специальным параметрам. Примером может служить семантическая, логическая, математическая обработка и т.д.

В эту же категорию входят и объекты, которые создаются как авторские. Например, произведения в области искусства и литературы. Одним из самых важных элементов вторичной информации являются сведения, выступающие результатом интеллектуальной деятельности людей.

Существует также определенная классификация информационных ресурсов вторичного типа. Так, различают сведения, полученные на основе обработки имеющейся информации, а также новые, которые фиксируют то, о чем человечество пока еще не знало. В эту категорию входят прогнозы и открытия в сфере различных природных и социальных ресурсов.

Средства получения информации

Каким образом человек может воспользоваться уже накопленными обществом знаниями? Для этого ему предлагаются следующие виды информационных ресурсов:

Библиотеки;

Базы данных;

Различные сервисы и т.д.

Рассмотрим различные виды информационных ресурсов подробнее.

СМИ

Средства массовой информации являются для современного человека одним из самых главных видов информационных ресурсов, неким практически постоянно присутствующим фоном его жизни. Подобное стало возможным в связи с бурным развитием интернет-СМИ.

Доступ к информационным ресурсам при этом осуществляется благодаря высокотехнологичному оборудованию, которым, в частности, является компьютерная техника. Эти устройства, отличающиеся высокой эффективностью обработки информации, и привели к формированию новейшей информационно-коммуникационной сферы, коей и является Интернет.

Всемирная паутина вошла в инфраструктуру современного общества и стала ее важнейшей составной частью. Информационные ресурсы Интернета настолько обширны, что служат наиболее эффективной средой, позволяющей осуществить массовую коммуникацию, отличаясь от прежних источников своими интерактивными и мультимедийными возможностями при предоставлении информации. Это и позволило возникнуть интернет-СМИ, которые с течением времени перешли в одни из основных информационных ресурсов и стали играть заметную роль в получении сведений.

Стоит отметить, что Интернет сам по себе является лишь средством коммуникации. Однако каждый блог или сайт фактически приравнивается к СМИ. При этом уровень доверия к сетевой информации порой превышает тот, которым пользуются официальные источники (бумажные газеты, ТВ или органы госвласти).

Электронные библиотеки

Среди всех видов информационных ресурсов этот представляет собой распределенную систему, позволяющую пользователю просматривать документы с использованием сети Интернет.

С одной стороны, электронная библиотека выполняет все функции, которые возложены на традиционную библиотеку. Ведь она также предоставляет необходимую информацию читателю. Но с другой - ЭБ играет роль, которая характерна для АИБС. Ведь она организует хранение удаленных и локальных электронных сведений, а также доступ к ним. При этом ЭБ использует новейшие технические средства и информационные ресурсы.

Что же представляет собой понятие «электронная библиотека»? Под этим термином понимают информационную систему, которая предназначена для надежного хранения и эффективного использования разнообразных электронных документов. Подобная система позволяет:

Обеспечить сохранность печатного материала;

Создать условия для большей доступности информации;

Максимизировать уровень технологического развития учреждений, приносящих своей работой пользу обществу.

Принцип обслуживания пользователей

Использование информационных ресурсов в электронной библиотеке отличается от того, которое существует в классической ее форме. Ведь все ее коллекции состоят из копий, а не из первоисточников и оригиналов. ЭБ способна качественно и эффективно обслужить пользователей, если:

  1. Электронных информационных ресурсов будет много. Понадобится прохождение некоей критической массы, что позволит привлечь внимание пользователя к фонду.
  2. Будет достаточное количество персональных компьютеров, что позволит создать нужное число рабочих мест.

Кроме этого, Интернет должен обладать необходимым качеством, что позволит читателям получать нужную информацию без всяких сбоев.

Электронные базы данных

Если рассматривать классификацию информационных ресурсов, то этот тип может быть охарактеризован как набор файлов и надписей, организованных специальным образом.

Одним из типов подобных баз данных являются документы, предварительно набранные с использованием текстовых редакторов, и после сгруппированные по определенным темам. Вторым видом считаются файлы, включающие в себя электронные таблицы. Подобные базы данных собраны вместе по направлениям их использования.

Сайты

Это одна из разновидностей информационных ресурсов, находящихся на просторах Глобальной сети. Например, корпоративный сайт. Данный интернет-ресурс посвящается какой-либо организации, предприятию или фирме. Как правило, сайт знакомит с деятельностью компании, видами и направлениями ее работы, отражая разнообразные справочные материалы. Это могут быть условия оплаты и поставок товаров или услуг, прайс-листы, рекламная информация, участие в выставках, наличие необходимых сертификатов качества и т.д. На таком информационном ресурсе пользователь знакомится со сведениями, имеющими узкотематическую направленность. Сайты могут содержать на своих страничках множество гиперссылок, позволяющих лучше ориентироваться в них.

Сервисы

Данный информационный ресурс представляет собой целую группу сайтов. Зайдя на нужную для себя страничку, человек может воспользоваться той или иной сервисной услугой, а также блогом или электронным ящиком для получения сообщений. Предоставляется здесь возможность поиска необходимой информации, например, о прогнозе погоды, о курсах валют и т.д.

Информационный портал

Данный источник представляет собой веб-сайт, который организован в виде многоуровневого объединения различных сервисов и ресурсов. Обновление информационного портала производится в режиме реального времени. Примером подобного ресурса может послужить портал, на котором производится поддержка единого государственного экзамена.

Прочая классификация

Помимо группировки, указанной выше, информационные ресурсы подразделяют:

По их целевому назначению (корпоративные и личные, образовательные, СМИ и т.д.);

По способу их представления (базы данных, Web-страница и т.д.);

По разновидности носителя (твердая копия - книга, машиночитаемая - фото-, кинопленка, каналы связи - радио, ТВ);

По способам хранения и дальнейшего использования (документы на бумаге, массив, фонд, архив, автоматизированная форма);

По форме собственности (национальные достояния, собственность государства, а также субъектов РФ или частных лиц);

Основные параметры ИР

Созданный информационный ресурс подлежит оценке. Однако на сегодняшний день для этого до сих пор не выработаны необходимые критерии. В настоящее время существуют параметры информационных ресурсов, которые, как правило, и используются для оценки качественного и количественного состояния ИР. Это содержание и охват, время и источник, соответствие потребности (объем) и качество, язык и способ фиксации, а также стоимость.

При определении каждого из этих параметров используется свой набор измерений и различий, позволяющих выразить связь между количественными и качественными характеристиками.

Для того чтобы измерить необходимые параметры информационных ресурсов, на практике пользуются различными измерительными шкалами:

Наименований и классификаций;

Порядковыми;

Порядковыми с интервалом;

Пропорциональными (количественными).

При этом:

  1. Содержание информационного ресурса позволит определить проблемную область, которую он охватывает, ее тему, идею и теорию.
  2. Охват описывает, ограничивает и определяет содержание, уточняя или лимитируя его. Данный параметр, как правило, характеризуется объемом, достаточностью и полнотой информационного ресурса. Полнота охвата является соотношением всей имеющейся и предоставленной в распоряжение пользователя информации.
  3. Объем представляет собой параметр, указывающий на общее количество сведений, ставших доступными пользователю. Его достаточность определяют по возможности достижения поставленной перед пользователем цели.
  4. Время характеризует информацию с точки зрения ее реального состояния.

Как видим, информация стала неотъемлемой частью нашей жизни.

, фотография , видеофрагмент . Для информационных ресурсов в Интернете характерно определённое время жизни и доступность более, чем одному пользователю.

Также информационным ресурсом можно назвать отдельно взятый сайт , портал или несколько интернет-проектов. Информационный ресурс в Интернете может быть узкой (специализированной) направленности (например онлайновый словарь или сайт биржевых новостей), или общетематический.

"Информационный ресурс" - это отдельные документы или отдельные массивы документов, документы или массивы документов в информационных системах.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Информационный ресурс" в других словарях:

    Информационный ресурс - совокупность отдельных документов, массивов документов, обычно структурированных в базы данных и используемых определенной информационной системой... Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 14.06.2005 N 439 ПП О ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРОВЕДЕНИИ… … Официальная терминология

    информационный ресурс - 3.2 информационный ресурс (information resource): Любой объект, который можно идентифицировать (такое же определение в рекомендации Интернет RFC 2396 ). Примечание В данном определении подразумеваются объекты, используемые для хранения и… …

    Информационный ресурс адресной программы - 3. Информационный ресурс адресной программы (далее информационный ресурс) представляет собой совокупность сведений об объектах капитального строительства, мероприятиях (укрупненных инвестиционных проектах), объектах недвижимости, подлежащих… … Официальная терминология

    внешнее воздействие на информационный ресурс - Фактор опасности, вызываемый стихийными бедствиями, мощными электромагнитными излучениями или диверсионными актами и приводящий к нарушению целостности информации или ее блокированию. [Домарев В.В. Безопасность информационных технологий.… …

    информационный остров - Полезный многим информационный ресурс, хранимый на компьютере, не подсоединенном к Сети. Тематики информационные технологии в целом EN information island … Справочник технического переводчика

    информационный - 3.1.24 информационный (informative): По ИСО/МЭК 14252. Источник: Р 50.1.041 2002: Информационные технологии. Руководство по проектированию профилей … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Информационный менеджмент это специальная область менеджмента, выделившаяся как самостоятельное направление в конце 70 х гг. XX века. Содержание 1 Сфера и задачи 1.1 Сфера информационного менеджмента … Википедия

    Координаты: 59°55′55″ с. ш. 30°18′31″ в. д. / 59.931944° с. ш. 30.308611° в. д. … Википедия

    Информационные ресурсы; понятие, сущность, структура Информационные ресурсы; понятие, сущность, структура Ресурсы это имеющиеся в наличии запасы, средства, которые могут быть использованы при необходимости. В настоящее время учёные и практики… … Википедия

    Электронные деньги - (Electronic money) Электронные деньги это денежные обязательства эмитента в электронном виде Все, что нужно знать об электронных деньгах история и развитие электронных денег, перевод, обмен и вывод электронных денег в различных платежных системах … Энциклопедия инвестора

Книги

  • Эректус бродит между нами. Покорение белой расы , Ферле Ричард Д.. Вопреки общественному мнению, широко распространяемому средствами массовой информации, в современной науке нет единого устойчивого представления о происхождении человеческого рода. Новые…
  • Даймонд. Ферле Эректус бродит между нами , Ферле, Ричард Д.. Вопреки общественному мнению, широко распространяемому средствами массовой информации, в современной науке нет единого устойчивого представления о происхождении человеческого рода. Новые…
  • 5.2. Ключевые компетентности
  • 5.3. Предложения по дальнейшим разработкам компетентностного подхода к содержанию общего образования
  • II. Обновление содержания образования
  • 1. Новые подходы к образовательным стандартам Общие положения
  • Предлагаемые законодательные изменения
  • Деятельностный характер стандарта
  • Предложения по последующей работе
  • 2. Общие требования к учебным планам
  • 3. Разработка концепций содержания образовательных областей Описание проблематики
  • Критический анализ разработанных концепций образовательных областей (для 12-летней школы)3
  • Предложения по дальнейшей работе
  • 2. Обеспечить единство общедидактических оснований формирования образовательных
  • III. Основные проблемы модернизации ступеней общего образования
  • 1. Начальная школа
  • 2. Основная школа
  • 3. Профильная старшая школа Исходные идеи
  • Профильная школа и единые экзамены
  • Структура профильного образования
  • 55% – 25% -20%.
  • Предложения к дальнейшей работе Разработать структуру профильного обучения в старших классах (взаимосоотносенную с планируемой структурой единых экзаменов).
  • IV. Основные направления модернизации системы оценки качества в системе школьного образования
  • 1. Проблемы соответствия существующей системы оценки качества задачам модернизации образования
  • 2. Оценка качества и ключевые компетентности
  • 3. Оценка качества и образовательный стандарт
  • 4. Оценка качества и единый экзамен
  • 5. Предлагаемая система дальнейшей работы
  • V. Эксперимент
  • 1. Общие положения
  • Современный сценарий
  • 2. Экспериментальные школы. Стимулирующие меры
  • 3. Предлагаемые направления экспериментальной работы11
  • Приложения Приложение 1. Модульная организация учебного материала (обновление структуры содержания образования и форм организации образовательного процесса)
  • Приложение 2. О составе информационных ресурсов, используемых в преподавании отдельных предметов
  • К информационным ресурсам относятся:
  • Приложение 3. Карта «Психолого-педагогические условия обновления образования»
  • Приложение 4. Принципы личностноориентированного образования в подготовке учителей
  • Приложение 5. Пути повышения качества преподавания иностранных языков в школе
  • 3. Требования к базисному учебному плану
  • 4. Единый общенациональный экзамен
  • 5. Стандарты, программы, учебники
  • Экспериментальный базисный учебный план
  • Базисный учебный план начальной школы Российской Федерации с русским родным языком обучения вариант – 3а
  • Примеры рабочих учебных планов Учебный план начальной школы с русским языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Учебный план начальной школы с русским языком обучения (продолжительность урока – 35 мин.)
  • Базисный учебный план начальной школы Российской Федерации с нерусским родным языком обучения вариант – 3а1
  • Примеры рабочих учебных планов Учебный план школ с нерусским родным языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Учебный план школ с родным (нерусским) языком обучения (продолжительность урока – 35 мин.)
  • Базисный учебный план основной школы Российской Федерации с русским родным языком обучения вариант – 3 б
  • Базисный учебный план основной школы Российской Федерации с русским родным языком обучения вариант – 3б´
  • Примеры рабочих учебных планов Учебный план основной школы с русским языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Учебный план для школ с углубленным изучением иностранного языка (язык обучения – русский, продолжительность урока – 45 мин.)
  • Учебный план основной школы с родным (нерусским) языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • 12-Летняя школа (6 лет обучения в основной школе)
  • Базисный учебный план
  • Основной 12-летней школы Российской Федерации с русским родным языком обучения
  • Вариант – 3b
  • Примерные учебные планы Учебный план для школ с русским языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Базисный учебный план основной школы Российской Федерации с нерусским родным языком обучения вариант – 3 б1
  • Примерные учебные планы Учебный план для школ с родным (нерусским) языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Базисный учебный план старшей школы Российской Федерации вариант – 3с
  • Примеры рабочих учебных планов Учебный план многопрофильной школы с русским языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Учебный план многопрофильной школы с русским языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • Учебный план многопрофильной школы с русским языком обучения (продолжительность урока – 45 мин.)
  • В соответствии с предлагаемым планом объем минимального бюджетного финансирования составляет:
  • 11-Летняя школа
  • 12-Летняя школа
  • Приложение 2. О составе информационных ресурсов, используемых в преподавании отдельных предметов

      Информационные ресурсы, как и компьютеры, повторяем, являются лишь одним из компонентов и направлений работ по информатизации. Критичными являются все направления.

      Разработка и утверждение нормативной базы.

      Система проектирования, планирования, мониторинга, поощрения, PR.

      Кадры, дополнительный фонд зарплаты, повышение квалификации, переподготовка, методическая поддержка, поддержка сообщества, включая дистанционные формы.

      Образовательные информационные ресурсы, лицензии, адаптация и разработка, тиражирование, доставка.

      Телекоммуникационная среда.

      Компьютеры и дополнительное оборудование, необходимое для их использования.

      Дооборудование имеющихся помещений, установка, пусконаладка, техническое обучение пользователя, обслуживание, ремонт, усовершенствование, утилизация, расходные материалы.

      Среди информационных ресурсов иногда основными считаются «электронные учебники по отдельным предметам»; однако в соответствии с отечественным и мировым опытом этот ресурс основным не является.

    К информационным ресурсам относятся:

      Системные программные средства, как правило поставляемые с аппаратными средствами (операционная система компьютера, драйверы внешних устройств), необходимыми для работы оборудования.

      Программные средства общего назначения, которые дают возможность работы со всеми видами информации (см. выше), в частности создавать и компоновать текстовые и гипермультимедиа-композиции, презентации, информационно-справочные массивы и размещать их в Интернете, к ним примыкают более узко специализированные производственные программные средства и их учебные варианты, позволяющие вести в школе учебные аналоги таких видов деятельности, как проектирование, видеомонтаж и т. д.

      Источники информации – организованные информационные массивы – энциклопедии на КД, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе – специализированные для образовательных применений. Особую роль среди информационных ресурсов играют компьютерные каталоги внекомпьютерных ресурсов, например библиотек, издаваемой учебной литературы и т. д.

      Виртуальные конструкторы, позволяющие создавать наглядные и символические имитационные модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями.

      Тренажеры, позволяющие отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами – ввода текста, оперирования с графическими объектами на экране и пр., письменной и устной коммуникации в виртуальной языковой среде.

      Тестовые среды, позволяющие авторам учебных курсов и учителям конструировать и применять конкретные тестовые задания и системы , в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер, а результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером; оценка используется в работе самим учащимся или учителем.

      Производственные и учебные языки программирования , позволяющие получать практическое подкрепление в изучении математической информатики, особенно при ее углубленном изучении.

      Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) – сочетания программных средств перечисленных выше видов, – в наибольшей степени автоматизирующие учебный процесс в его традиционных формах, наиболее трудоемкие в создании (при достижении разумного качества и уровня полезности), как правило ограничивающие самостоятельность учителя и учащегося.

      Информационно-управленческие системы, обеспечивающие прохождение информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса – учащимися, учителями, администрацией, родителями, общественностью – и наиболее удобное представление информации, касающейся образовательного процесса, для них.

    С точки зрения современных приоритетов системы образования указанные виды информационных ресурсов имеют различный статус. Отсутствие системных программных средств , соответствующих оборудованию, делает работу с компьютером и другими устройствами просто невозможной, наличие нелегальных («пиратских») копий этих средств, что имеет место в большом числе учреждений образования, является нарушением действующего законодательства, особенно серьезным для оборудования, приобретенного недавно. Аналогичная ситуация имеет место с программными средствами общего назначения , обеспечивающими основные применения компьютера учащимся, учителем, управленцем в школе. Источники информации (в Интернете, на различных носителях, например CD, DVD) необходимы для реализации направлений модернизации системы образования, соответствующих самостоятельной работе учащихся с информацией. Виртуальные конструкторы для соответствующих образовательных областей позволяют реализовывать исследовательскую, проектную модель учебной деятельности учащегося, что является одним из актуальных направлений развития современного образования. Качественные тренажеры могут оказывать существенную помощь при отработке отдельных навыков в различных моделях образовательного процесса. Тестовые системы имеют ограниченное применение, обеспечивая лишь одно направление учебной деятельности – аттестацию, притом частично и односторонне. Языки программирования могут быть интересным и важным элементом образовательной среды, однако традиционная форма их использования в курсе информатики сегодня неоправданна и нуждается в пересмотре. Комплексные обучающие системы в отдельных случаях обеспечивают потребности самостоятельной учебной работы учащихся (в том числе – для подготовки в вузы), однако пока они нашли ограниченное применение в учебном процессе, как целостные продукты, как правило, удается использовать лишь их отдельные функции.

    Действительно полезные и широко используемые информационные ресурсы в мировом и отечественном школьном образовании прошли путь многократной апробации и многолетнего совершенствования, формирования собственной образовательной методики и даже философии. Характерен, например, путь Лого (в отечественных версиях – Логорайтер для компьютеров предыдущих поколений, ЛогоМиры для современных компьютеров, ПервоЛого для обучения грамоте на современных компьютерах). Лого соответствует целям и приоритетам модернизации образования, совмещая в себе программную среду общего назначения, виртуальный конструктор и учебно-производственный язык программирования. Таким образом, Лого покрывает основные направления применения ИКТ в школе.

      Таким образом, в рамках программы информатизации российской школы основным направлением работы с информационными ресурсами должен быть анализ имеющихся и апробированных отечественных и зарубежных ресурсов, формирование государственного заказа на их доработку, совершенствование, методическую поддержку (методические материалы, поддерживаемые через Интернет проекты). Наряду с этим определенные средства могут быть вложены в разработку, апробацию, экспериментальное внедрение различных новых ресурсов. Среди последних наиболее реальной и значимой может оказаться работа над информационно-справочными системами, с развитой и отлаженной системой «навигации» (гиперструктурой). Примером такой системы, разработка которой продвинута достаточно далеко и которая находится в опытной эксплуатации, является база геометрических задач (Московский центр непрерывного математического образования).

    Одним из источников материалов для создания других таких баз являются имеющиеся в РФ информационные массивы (коллекции) музеев, киностудий (Союзнаучфильм), видеостудий, архивов, энциклопедических, справочных, словарных, атласных, картографических изданий. Следует разворачивать программу приобретения прав на использование этих информационных массивов и коллекций, как и соответствующих информационных массивов зарубежных стран на языке оригинала и в переводе на русский язык. Параллельно с этим должна идти работа по переводу этих массивов в электронный (цифровой) формат (распознавание, корректура, форматирование текстов, оцифровка, редактирование изображений и т. д.).

    Указанные массивы в ходе реализации проекта информатизации лягут в основу специализированных информационно-справочных ресурсов по большинству школьных предметов для размещения в Интернете, на электронных носителях. (Сюда войдут источники по литературе, истории, оригинальные тексты классиков естествознания и т. д. Географические, исторические, ботанические, зоологические, анатомические атласы, съемки реальных природных и технических процессов – природные и техногенные катастрофы, запуски ракет, микросъемки).

    Эти ресурсы могут стать существенным общенациональным информационным ресурсом не только образовательного, но и общекультурного, а также научного значения.

    С образовательной точки зрения важным ресурсом должны стать Интернет-версии научно-образовательных и научно-популярных журналов («Квант», «Химия и Жизнь», «Природа», «Техника Молодежи» и др.). Они могут восстановить образовательное значения, которое имели для советской школы и даже расширить его за счет диалоговых форм прямой работы ученых со школьниками. С другой стороны, в различных странах, в том числе в России, начинают формироваться образовательные сайты в Интернете, с одной стороны содержащие большие массивы существенной информации, с другой – поддерживающие постоянный диалог между авторами, исследователями, известными учеными и школьным учителями, учащимися, такие сайты, часто лишь частично отражающиеся в «бумажной» форме, являются важнейшими информационными ресурсами, нуждающимися в поддержке.

      Ряд прикладных программных систем не общеофисного, а более специализированного, проиводственного назначения должен использоваться в школе, при необходимости в адаптированной версии и с соответствующей методической поддержкой. К ним относятся системы автоматизированного проектирования (в курсе Технологии), геоинформационные системы (География, экология, история, краеведение), системы видеоаудиомонтажа, системы автоматизации эксперимента и анализа его результатов и др.

    Должны быть разработаны технологические тренажеры, прежде всего – слепого компьютерного ввода (тренажеры машинописи существуют в большом количестве и в России, и в других странах, в том числе открытые для закладывания обучающей стратегии и учебного материала).

    Целесообразно объявление конкурса на спецификацию и затем разработку тестовой оболочки, совместимой с гипермедийными системами представления информации и наиболее гибкой по дидактическому формату тестов. Варианты оболочки должны допускать использование в различных ситуациях тестирования, от тестов, разрабатываемых учителем, до общенационального единого экзамена.

      Реально используются в школьном образовании различных стран виртуальные конструкторы по физике, например Interactive Physics (российская адаптация – «Живая Физика»). Среди российских разработок наиболее продвинутой является «Физикон» (Открытая физика).

    В математике имеется ряд геометрических виртуальных конструкторов (например, геометрия Кабри) и алгебраических конструкторов (Дерайв). В последнее время началось использование интегрированных конструкторов по алгебре и геометрии (последние версии «Живой Геометрии» и продуктов КУДИЦа, обеспеченные методическими материалами по российским курсам).

    Наиболее широко используемым, универсальным и методически обеспеченным информационным ресурсом, включающим и виртуальные конструкторы, является упомянутый выше Лого. Основным применением является использование его как универсальной пользовательской проектной среды в начальной школе, но он может использоваться и в модулях математической информатики всех ступеней. Среди российских систем в какой-то степени аналогичную роль играет «Роботландия».

    В качестве наиболее эффективного средства изучения математической информатики в средней и старшей российской школе используется «Ку-Мир», в отдельных модулях имеющий близкие зарубежные аналоги (что показывает определенную стабильность, универсальность и апробированность подхода). Эта система интегрируется и с рядом учебных сред общеприкладного направления. С другой стороны, она может рассматриваться и как среда учебно-производственного программирования для старшей школы определенных профилей.

    Как видно из всего предыдущего, весьма существенна не столько разработка новых завершенных продуктов, сколько постоянная активная методическая работа на базе существующих, создаваемых, развивающихся информационных ресурсов.

    В зависимости от масштаба формирования и использования различают совокупные мировые, национальные, региональные и локальные ресурсы (или ресурсы отдельных учреждений). С внедрением информационных технологий подобное разграничение становится все более условным, поскольку информационные ресурсы любого учреждения включают как документы, созданные в нем самом, так и внешнюю информацию, почерпнутую из совокупных ресурсов общества. Одновременно локальные ресурсы, если они представляют интерес за пределами данного учреждения и если обеспечен доступ к ним, превращаются в компонент региональных, национальных или мировых информационных ресурсов.

    Необходимо также различать термины «национальные ресурсы» и «государственные ресурсы». Национальные (или федеральные) ресурсы -- совокупность всех видов ресурсов, которые имеются в данной федеративной стране (независимо от того, в чьей собственности они находятся) и складываются из государственных и негосударственных ресурсов, владельцами которых являются общественные и частные организации и лица.

    Государственные ресурсы -- ресурсы, которые созданы или приобретены за счет бюджетных средств страны и потому находятся в собственности государства.

    В настоящее время существуют следующие виды информационных ресурсов:

    1) Средства массовой информации. К ним относятся различного рода новостные и семантические сайты (или электронные версии СМИ). Их отличительной чертой является высокий уровень посещаемости, быстрая смена информации, наличие видеоряда на сайте.

    2) Электронные библиотеки. Электронная библиотека - распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде.

    3) Электронные базы данных. В самом общем смысле база данных - это набор надписей и файлов, специальным образом организованных. Один из типов баз данных - это документы, набранные при помощи текстовых редакторов и сгруппированные по темам. Другой тип - это файлы с электронными таблицами, которые объединены в группы по характеру их использования.

    4) Сайты. Корпоративный сайт - это Интернет-ресурс, посвященный какой-то организации, фирме, предприятию. Как правило, он знакомит пользователей с фирмой, направлениями и видами ее деятельности, отражает различные справочные материалы: прайс-листы, условия поставок и оплаты; рекламную информацию: наличие сертификатов качества, участие в выставках, публикации в прессе т.п.; контактную информацию. Примером может служить корпоративный портал ЗАО «Русская Телефонная Компания»

    В отличие от корпоративного сайта выделяют персональный и любительский сайт, домашнюю страничку. Они отличаются полнотой представляемой информации и профессионализмом исполнения. Как правило, на сайте можно познакомиться с информацией узкотематической направленности. На сайтах может быть представлено большое количество гиперссылок, которые помогают ориентироваться в нем.

    5) Сервисы - это группа сайтов, на которых можно воспользоваться разнообразными сервисными услугами: электронным почтовым ящиком, блогом (а также познакомиться с правилами его ведения), поиском, различными каталогами, словарями, справочниками, прогнозом погоды, телепрограммой, курсами валют и т.д. Например, Яндекс, Рамблер и т.п.

    Информационный портал - это веб-сайт, организованный как многоуровневое объединение различных ресурсов и сервисов, обновление которого происходит в реальном времени.

    Информационные ресурсы подразделяются по классам собираемой информации.

    К первично собираемой информации, т.е. той, которая отражает специфику ее источника, области или сферы создания, возникновения, относится информация, образующаяся самостоятельно в природных условиях (например, количество колец на спиле дерева, свидетельствует о его возрасте). Информация о количественных и качественных характеристиках разных социальных процессов образуют класс "снимаемой информации". Выделенные по этому признаку информационные ресурсы можно классифицировать как естественные, производственные, социально-экономические. Например, информация о росте населения.

    Другой класс информационного ресурса образуют сведения, данные, получаемые искусственно в процессе научно-исследовательской деятельности, а также любой творческой работы. Она базируется на обработке уже имеющейся информации по специальным параметрам и моделям (математическая обработка, логическая, семантическая и т.д.). К этому же классу относятся и объекты, создаваемые как авторские произведения в области литературы, искусства. Важным компонентом этих ресурсов является информация, получаемая в результате интеллектуальной деятельности человека. Выделяется вторичная информация, возникающая на основе переработки уже имеющейся информации, и новая, фиксирующая то, что человечество до сих пор не знало. Сюда относятся открытия, прогнозы в области различных социальных и природных процессов.

    Информационные ресурсы имеют такие специфические особенности, как:

    Нерасходуемость, неисчерпаемость, что обеспечивает возможность их многоразового и многоцелевого использования, неотчуждение при обмене или продаже;

    Постоянный рост объема потоков;

    Изменчивость состава вследствие изменений информационных потребностей общества и развития продукции и услуг, предлагаемых на информационном рынке;

    Сложность вычленения активной и пассивной части ресурсов из-за различных темпов старения информации; отсутствие прямой зависимости между временем создания информации и ее полезностью (ценностью), поскольку информацию старит не время, а появление нового знания, опровергающего или уточняющего прежнее;

    Неразрывное единство элементов, составляющих совокупные информационные ресурсы общества, невозможность или нецелесообразность использования только какой-либо их части (одного региона, одной страны и т. д.).

    Рассмотрим отличительные черты информационного ресурса.

    1. В отличие от других (материальных) ресурсов информационный ресурс практически неисчерпаем. По мере развития общества и роста потребления знаний его запасы не убывают, а увеличиваются (например, в отличие от запасов сырья и энергии).

    2. По мере своего использования информация не исчезает, а сохраняется и даже увеличивается за счет конструктивной трансформации полученных сообщений с учетом опыта, местных условий.

    3. Информационный ресурс -- не самостоятелен; он имеет лишь потенциальное значение; только соединяясь с другими ресурсами (опыт, труд, квалификация, техника, энергия, сырье), информационный ресурс проявляет себя «кинетически» -- как движущая сила.

    4. Эффективность применения информационного ресурса связана с эффектом непервоначального (повторного) производства знаний. Информационное взаимодействие позволяет получить новое знание ценой значительно меньших затрат по сравнению с затратами труда, энергии, времени на его прямое генерирование.

    5. Информационный ресурс возникает в результате не просто умственного труда, а его творческой части. Любой умственный труд, будь то научная работа или управление, включает две части: рутинную и творческую. Рутинная часть умственной работы сама по себе «не информативна», она не увеличивает потенциала нужных знаний, не меняет представления о путях достижения цели. Увеличение умственной работы за счет рутинной ее части не ведет к росту информационного ресурса.

    Информационный ресурс «сообщает» определенность, «снимает» всякие предположения относительно рассматриваемого объекта, отражает отличие данного объекта от других. Он конечен: из бесконечного разнообразия объекта выделяется ограниченное количество нужных для управления различий. Информационный ресурс дискретен -- он собирается в дискретных точках системы и в дискретные интервалы времени.

    Информационный ресурс неотделим от знаков (букв, символов, звуков, слов, жестов и т.д.), которыми по заранее установленным правилам обозначаются различия объекта. Отсюда следует, что объем выработки информационного ресурса, скорость его передачи, эффективность использования в решающей мере зависят от мощности и уровня развития социальной коммуникативной системы. Все это важно учитывать при управлении информационными ресурсами общества.