Темы интересных научных работ обществознание. Научно-исследовательская работа по обществознанию «Проблема компьютерной зависимости у подростков. В) Человек, с которым в разведку пойти не страшно

Дымбрылова Юлия

В эпоху бурного развития информационных технологий компьютер воспринимается как неотъемлемая часть нашей жизни. Большинство современных детей вообще не представляют себе без него ни учебу, ни досуг и часами просиживают один на один со светящимся экраном.
В настоящее время в мире существует довольно много средств, форм и способов общения, в частности используют глобальную компьютерную сеть – Интернет. Где люди общаются, делятся какой-либо информацией, знакомятся. Следует заметить, что Интернет развивается довольно стремительно, превращаясь из большой игрушки для отдельных интеллектуалов в источник всевозможной полезной информации для всех, а также становится основной формой виртуального общения. Сейчас становится все сложнее не попасть в "сеть" и не приобрести компьютерную зависимость.

Думая о нынешней системе социального обеспечения, рассматривая вместе с потребностями и практикой, знаниями, нормативными и институциональными структурами, инструментами и ресурсами, затем составляют основную цель и порядок работы. В этом смысле Журнал может стать генератором идей и предложений, чтобы понять сложность социальной и способствовать внедрению все более инновационных и устойчивых моделей благосостояния.

С этой целью журнал собрал в последние годы результаты исследований многих ученых, а также важный вклад в конкретные управленческие проблемы. Журнал имеет полугодовую периодичность с двумя выходами в год, а также любые специальные номера, на которых размещаются монографические материалы по актуальным вопросам.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Комитет образования г. Улан-Удэ

XX Городская научно- практическая конференция школьников

«Шаг в будущее»

МАОУ «Физико-математическая школа №56»

«Проблема компьютерной зависимости у подростков»

Выполнила : Дымбрылова

Юлия Зоригтоевна,

ученица 10 Б класса

Руководитель :Туманова Екатерина Вячеславовна, учитель истории и обществознания,

Тематические области журнала: стратегии, маркетинг, дистрибуция и розничная торговля, удовлетворенность клиентов и лояльность, исследование рынка, финансы, общее управление. За сорок лет, прошедших со времени основания юридического факультета в Салерно, идея создания единого журнала - истинного «общего дома» всех - казалось, уже давно созрела, и реализация проекта уже давно стала предметом дебатов, в официальных и неофициальных местах.

Является рецензируемым журналом открытого доступа, посвященным публикации научных работ в области машиностроения и промышленного дизайна. Он направлен на содействие передаче знаний среди исследователей из научных кругов и промышленности, а также содействие синергизму и укрепление связей между ними. Все рукописи будут рассмотрены членами редакционной коллегии, которые оставляют за собой право отклонить рукопись, не вступая в процесс рассмотрения, если тема, формат или этические аспекты не подходят.

Улан – Удэ

2013г.

Введение…………………………………………………………………………………….………..3

Глава I. Проблема компьютерной зависимости……………...………..…………………………4-8

1.1. История проблемы…..……………………….......................................................................4

1.2. Причины зависимости …………… …………………….………………………………….4

Журнал предназначен как инструмент для познания и руководства, а также идеальное место для много - и метадисциплинарного обсуждения со ссылкой на вопросы, связанные с публичными азартными играми в Италии и за рубежом, игра забора, частная азартная игра, патологическая азартная игра, тайная азартная игра, спорта и досуга, а в журнале будут собраны темы исследований в Международной обсерватории по игре Университета Салерно.

Он проводит научные работы, в основном связанные с историей и историографией южных средних веков в ее многочисленных уклонах. В междисциплинарной перспективе существуют также исследования философской, археологической, антропологической, истории культуры и текстовой традиции.

1.3. Симптомы компьютерной зависимости……………………………………......................5

1.4. Виды компьютерной зависимости…………………………………………………………6

1.5 Виды компьютерных игр и их значение для детей………………………………………..7

1.6. Влияние компьютерной зависимости на человека……………………………………….8

Глава II Практические исследования……………………………………………………………9-12.

2.1.Результаты социологического исследования………………...………………………….9-10

2.2.Пути решения данной проблемы………………………………………………………...11-12

Заключение ….……………………………………………………………………………………..13

Список использованной литературы….………………………………………………………….14

Приложение 1 (анкета)

Приложение 2 (анкета)

Приложение 3 (анкета)

Введение.

Актуальность . В эпоху бурного развития информационных технологий компьютер воспринимается как неотъемлемая часть нашей жизни. Большинство современных детей вообще не представляют себе без него ни учебу, ни досуг и часами просиживают один на один со светящимся экраном.
В настоящее время в мире существует довольно много средств, форм и способов общения, в частности используют глобальную компьютерную сеть – Интернет. Где люди общаются, делятся какой-либо информацией, знакомятся. Следует заметить, что Интернет развивается довольно стремительно, превращаясь из большой игрушки для отдельных интеллектуалов в источник всевозможной полезной информации для всех, а также становится основной формой виртуального общения. Сейчас становится все сложнее не попасть в "сеть" и не приобрести компьютерную зависимость.

Актуальность выбранной темы объясняется тем что, исследование проблем компьютерной зависимости приобретает особую значимость в бурном развитие компьютерных технологий.

Цель исследования : рассмотреть проблему компьютерной зависимости.

Задачи исследования:

  • Изучить литературу по проблеме компьютерной зависимости.
  • Подготовить инструментарий (в данном случае - анкету) для проведения опроса
  • Провести опрос.
  • Проанализировать полученные данные, и сформулировать выводы
  • Выработать предложения и рекомендации для решения проблемы.

Объект исследования: учащиеся 7– 8 классов.

Предмет исследования : проблема компьютерной зависимости среди подростков

Гипотеза: В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах

Методы исследования :

I общетеоретические: анализ специальной литературы, изучение терминологии, анализ нормативно- правовых документов

II социологические: анкетирование, интервьюрование

Глава I Проблема компьютерной зависимости.

  1. История проблемы

Термин "зависимость" был заимствован из лексикона психиатров для облегчения идентификации проблемы Интернета путем ассоциации ее с характерными социальными и психологическими проблемами.

«Компьютерная зависимость» - это патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученные. В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако сам феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал очевиден и приобретает все больший размах.

Новый термин – «кибернетическая лудомания» официально введен в мировую медицинскую практику. Он относится к людям, которые попали в тяжелую зависимость от компьютерных игр, что сказывается на их образе жизни и зачастую даже на физическом и моральном здоровье . Эта новая болезнь поражает молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста и молодых взрослых. Хоть это заболевание не имеет ничего общего с инфекцией, но распространяется по миру со скоростью эпидемии. Основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются подростки в возрасте от 10 до 18 лет. Этому способствуют широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к интернету, компьютеризация школьных программ обучения, большое количество игровых компьютерных клубов. В группу риска чаще всего попадают мальчики, ведь у них от природы больше, чем у девочек, развиты конкурентность, соревновательные мотивы, стремление к первенству. Компьютерная зависимость может возникнуть и в более раннем возрасте. В младшем школьном возрасте в силу возрастных особенностей психика ребенка характеризуется нестабильностью. Под влиянием компьютерных игр зачастую у ребенка даже в раннем возрасте может сформироваться аддиктивное поведение, которое характеризуется стремлением уйти от реальности посредством изменения своего психического состояния. Происходит процесс, во время которого ребенок не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём личностном развитии. Увлекаясь компьютером, ребенок гораздо меньше интересуется обыкновенными игрушками и постоянно стремится к виртуальным играм. Наиболее интересными и опасными для детей являются ролевые компьютерные игры, именно они способны сформировать устойчивую психологическую зависимость, привести к дезадаптации и нарушениям в сфере психических состояний. Подобные игры могут сильно повлиять на формирование личности в период активной социализации и усвоения социальных ролей. Ребенок видит мир глазами компьютерного героя. Через какое-то время ребенок теряет связь с реальной жизнью и переносит себя в виртуальный мир, где он получает острые, яркие впечатления. Еще более усиливает подростковую компьютерную зависимость игра в глобальной сети, где подросток играет уже с живыми людьми. В сети игрок придумывает своего персонажа, выдавая партнерам по игре себя придуманного за себя реального.

  1. Симптомы компьютерной зависимости
  • Признаки компьютерной зависимости у взрослых Признаками или симптомами компьютерной зависимости являются:
    Частое пребывание за компьютером. Если человек очень часто или постоянно проводит своё свободное время за компьютером и при первой же возможности стремиться к нему – это самый явный сигнал зависимости. Чуть что ему необходимо проверить свою почту, аккаунт в социальной сети, пройти сложный уровень в игре или ещё что-то, что связанно с компьютером.
    Безотрывное пребывание за компьютером. При компьютерной зависимости человек не отвлекается практически ни на что, если его позовёшь, то он находит причину чтобы не идти или же постоянно оттягивает приход.
    Раздражительность. Если по каким-то причинам зависимому человеку приходиться отвлечься от компьютера: просьба о помощи члена семьи, разрыв Интернет-соединения, зависание компьютера или отключение, и при этом зависимый становиться раздражённым.
    Невозможность контроля своего время пребывания за компьютером. Из-за того что зависимый не может оторваться от компьютера, он постоянно опаздывает, засиживаясь за компьютером. Это происходит в результате того что зависимый человек не может контролировать время потому что весь сосредоточен на компьютере.
    Постоянное обновление компьютера . Зависимый постоянно при первой же возможности обновляет свой компьютер, притом, что заменяемая вещь, по своим параметрам не требует замены. Игроманы постоянно покупают или скачивают новые версии игр. Что касается тех, кто играет в онлайн-игры, то они постоянно покупают дополнения для своего игрока в интернете, будь то особенный танк, оружие, защита и т.п.
    Забывание . В случае если человек постоянно забывает: что-то сделать, о назначенной ему встрече, о данном обещании и прочем, а в это время он просидел за компьютером.
    Приём пищи . Зависимый человек пренебрегает приёмом пищи, он может, как пропускать их, так и есть возле компьютера. Очень часто в качестве еды зависимый использует еду быстрого приготовления и питается перекусами.
    Ограниченный круг интересов. Когда ваш супруг, парень или ребёнок постоянно говорит на тему компьютеров, игр, интернета и его кроме этого ничего больше не интересует.
    Пренебрежение сном. На начальной стадии зависимости человек начинает дольше засиживаться за компьютером и позже ложиться спать. В самых сложных случаях зависимости, человек вовсе может не спать сутки или даже несколько дней.
    Психические признаки компьютерной зависимости, в общем, схожи с психическими признаками зависимостей другого типа:
  • синдром абстиненции
  • стремление заполучить объект зависимости
  • поведение, направленное на приобретение объекта зависимости
  • снижение критического отношения к негативным сторонам зависимости
  • потеря интереса по отношению к социальной стороне жизни, внешнему виду, удовлетворению других потребностей
  • человек испытывает чувство радости, сидя за компьютером, к которому примешивается чувство вины
  • для больных характерна высокая раздражительность, когда их ограничивают во времени обращения к компьютеру

Симптомы физические гораздо более явны:

  • офтальмологические нарушения, в частности, сухость глаз, дисплейный синдром, снижение остроты зрения
  • наблюдаются нарушения опорно-двигательного аппарата: проблемы с осанкой, искривление позвоночника, карпаральный синдром
  • пищеварительная система от компьютерной зависимости также страдает: постоянное сидение в ссутуленной позе ведет к нарушению режима питания, появлению хронических запоров, а также геморрою.
  1. Причины возникновения компьютерной зависимости
  • Мир, который создает компьютер, мы называем виртуальной реальностью. Человек, постоянно пользующийся как компьютерными играми, так и Интернетом, постепенно начинает идентифицировать себя с компьютером. Стирается грань между реальностью компьютера и настоящей реальностью, между личностью и электронной машиной, между материальным и духовным. Из-за особенностей нервной системы человека воедино сливаются физическое и нефизическое пространство и время.
  • Одним из важных факторов формирования компьютерной зависимости являются свойства характера – повышенная обидчивость, ранимость, тревожность, склонность к депрессии, низкая самооценка, плохая стрессоустойчивость, неспособность разрешать конфликты, уход от проблем. Молодые люди, страдающие компьютерной зависимостью, как правило, не умеют строить отношения со сверстниками и противоположным полом, плохо адаптируются в коллективе, что способствует уходу от жизненных трудностей в виртуальный мир компьютера и постепенному формированию компьютерной зависимости.
  • Вход в Интернет-среду является одним из способов приспособления к этому жестокому миру . Испытывая сложности в выражении своих эмоций, контактах с близкими и сверстниками молодой человек старается избегать ситуаций, где он может чувствовать дискомфорт и искать более безопасный, опосредованный способ взаимодействия со средой, например, через Интернет. Интернет-среда служит также средством самозащиты от плохого настроения, чувства боли и унижения.
  • Страдающие компьютерной зависимостью часто испытывают чувство одиночества , недостаток внимания и взаимопонимания со стороны близких людей, связанную с этим постоянную эмоциональную напряженность и тревогу. «Я настолько плох, что даже близкие меня не понимают». «Я просто урод, из меня ничего не получится».
  • Формирование компьютерной зависимости часто связано с особенностями воспитания и отношений в семье : гиперопека или наоборот завышенные требования и «комплекс неудачника», нарушенные отношения среди других членов семьи, затруднения в общении и взаимопонимании.
  • Компьютерная зависимость иногда может также возникать, как следствие других заболеваний : депрессии или шизофрении, что вызывает необходимость срочного вмешательства и лекарственной терапии. Удивительным является тот факт, что компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги. В среднем требуется не более полугода-года для становления компьютерной зависимости .

Чем привлекателен для ребенка компьютерный мир?

  • наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
  • отсутствие ответственности. Анонимность и невозможность проверки предоставленной о себе информации в интернете, возможность соединения в виртуальном образе реальных, желаемых и целиком вымышленных качеств.
  • реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
  • возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;
  • возможность самостоятельно принимать любые решения в рамках игры, вне зависимости от последствий.

1.4 Виды компьютерной зависимости

Кибераддикция (зависимость от компьютерных игр) подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры:

I. Ролевые компьютерные игры (максимальный уход от реальности).

II. Неролевые компьютерные игры (стремление к достижению цели – пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков).

Неважно, какой тип игры человек выбирает – все они одинаково действуют на сознание: дают потрясающее ощущение контроля над происходящим в виртуальной реальности, избавляя от необходимости думать о действительно важных делах и принимать серьезные решения.Это рождает иллюзию того, что время, проведенное за компьютером, потрачено не впустую. Мозг в период игры может расслабиться. Постепенно человек привыкает жить по правилам, а в реальной жизненной ситуации, когда нужно самостоятельно что-то решить, он теряется.Уход от реальности в компьютерный мир со временем порождает безразличие к жизни, настоящие эмоции теряют свою яркость, стирается грань между чувствами. Впоследствии сужается круг интересов, падает работоспособность, а трудности коммуникации усиливаются. Необходимость в компьютере или игровых приставках возрастает и становится непреодолимой, конкурируя с голодом и жаждой, потребностью в отдыхе и живом общении.

Сетеголизм (зависимость от Интернета) проявляются бесконечным пребыванием человека в сети. Иногда они находятся в виртуальном мире по 12-14 часов в сутки.

Некоторые признаки сетеголика:

1. Чрезмерная увлеченность проблемами Интернета.

2. Повторяющиеся, но имеющие успеха попытки держать под контролем свое использование Интернета или вообще прекратить им пользоваться.

3. Раздражение, ощущение пустоты, грусть или даже глубокая депрессия в случае продолжительного отключения от Сети.

4. Время, проведенное за интернет-серфингом всегда более длительное, чем предполагалось в начале, когда вы только садились за компьютер.

5. Из-за слишком сильного увлечения Интернетом появляется риск утраты важных личных контактов – семьи, друзей, коллег по работе.

6. Использование Сети в качестве способа сбежать от личных проблем или же поднять настроение, как средства против чувства вины, безнадежности и депрессии.

7. Низкая работоспособность.

1.5 Виды компьютерных игр и их значение для детей.

Игры вида 3 D – Action - это развлекательные игры, считающиеся кровавыми, жестокими. Они не познавательны, не развивают мышления, безнравственны, но развивают моторные функции. Стратегии развивают усидчивость, способность к оценке своих действий, тренируют мышление, быстроту реакции. Аркадные игры тренируют глазомер, внимание, реакцию. Но длительное времяпровождение способствуют перенапряжению мышц, повышению глазного давления, головной боли, и даже нервным срывам. Логические игры, головоломки заставляют думать, развивают мышление. Симуляторы – бывают очень сложны, обладают высоким ритмом, что тоже приводит к перенапряжению мышц и нервным срывам от того, что ребёнок не может пройти тур. Ролевые игры – хороши для совместных развлечений, создают доверительные отношения, и развивают умение решать проблемы. Но увлекаясь игрой, ребёнок теряет связь с реальностью, он живёт компьютерной жизнью. Ребята перестают фантазировать, становятся неспособными создавать свои собственные визуальные образы. А если это «стрелялки» с примитивным сюжетом, основанные на насилии, то они могут стать причиной чрезмерной агрессивности.

  1. Влияние компьютерной зависимости на человека.

1) В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства развивающие логику, внимание и мышление. Многие компьютерные игры могут быть познавательными, а в Интернете можно прочесть много полезной и интересной информации. Проблемы возникают когда время, проводимое за компьютером превосходит допустимые пределы (на самом деле эти пределы ни кем не определены), и возникает патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше времени.

2) Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества человека : дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости наблюдается сильнейшая деградация социальных связей личности и, так называемая социальная дезадаптация человека. Наиболее часто социальная дезадаптация развивается у детей и подростков проводящих много времени за компьютерными играми и в Интернете. На фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности могут появиться избыточная агрессивность и различные виды антисоциального поведения.

3) Человек, страдающий компьютерной зависимостью, как правило, уделяет меньше внимания работе и исполнению различных социальных функции. Этот факт может стать причиной серьезных проблем на профессиональном и семейном поприще . Неопрятный вид и очевидная отчужденность «компьютерщиков» делает их непривлекательными для общества, что в свою очередь усугубляет конфликт между обществом и человеком, страдающим компьютерной зависимостью.

4) Физические аспекты компьютерной зависимости характеризуются общим истощением организма - хронической усталостью. Как правило, люди, страдающие компьютерной зависимостью, пренебрегают сном и отдыхом. При этом, эйфория и возбужденность, вызванная играми или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма. На фоне компьютерной зависимости могут возникнуть различные нарушения психики и поведения.

нарушения функций глаз (ухудшение зрения, синдром «сухого глаза»)

Опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки)

Пищеварительной системы (нарушение питания, гастрит, хронические запоры, геморрой)

Общее истощение организма - хроническая усталость вследствие дефицита сна и отдыха. При этом эйфория и возбужденность, вызванные играми или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма .

Глава II Практические исследования

2.1 Социологический опрос старшеклассников 7-8 классов МАОУ «Физико-математической школы № 56» .

Практическая часть реализовывалась с участием учеников нашей школы. Среди учащихся 7-8 классов физико-математической школы №56, подростков в возрасте 12-14 лет было проведено социологическое исследование по теме: «Компьютерная зависимость у подростков».

В опросе участвовало 120 респондентов из них 70 мальчиков и 50 девочек. Возрастной состав: 14 лет–45 человек, 13 лет-48 человек, 12 лет-27 человек.

1. Есть ли у тебя компьютер?

Вывод: Компьютер имеют практически все опрошенные учащиеся.

2. Есть ли выход в Интернет?

Вывод: Основная масса учащихся имеют доступ к Интернету

3. Сколько проводите времени ежедневно в интернете?

Ответы показали, что в среднем учащиеся проводят за компьютером по 3-4 часа в день, но есть учащиеся которые уделяют компьютеру больше 5 часов, мальчики уделяют времени интернету больше, чем девочки, отсюда и меньшая успеваемость по сравнению с девушками.

4.Для каких больше целей используете интернет?

Вывод: Показательно, что мальчики выбирают он-лайн игры, а девочки предпочитают интернет-общение.

5. Зарегистрированы ли Вы в каких-либо социальных сетях?

а) да- 97%

б) нет- 3%

Видим, что основная масса учеников пользуется социальными сетями.

6. Что тебе больше нравится в интернете?

Вывод: Мальчики больше предпочитают играть, а девочки искать информацию и общаться.

7. Какие компьютерные игры ты предпочитаешь?

Девочки в основном выбирают симуляторы и 3 D – Action игры, а мальчики стратегии и адвентурные игры.

Самыми популярными играми у девочек Sims 3 , а у мальчиков Conter-strike .

9. Как ты думаешь, компьютерные игры полезны или вредны?

Вывод: В основном дети осознают то, что долгое время, проводимое за компьютером, приводит к плохим последствиям, а то есть вредит здоровью.

Эта анкета выявила, что компьютер является неотъемлемой частью жизни подростка прочно вошел в жизнь подростка, практически каждая семья имеет его.

На вопрос: «Что ты испытываешь во время игры на компьютере» 29% ответили – азарт, 71% - подъем настроения, 21% - отключение от реального мира.

43% опрошенных написали, что в игре их привлекает возможность посоревноваться друг с другом, стать лидером; 14% - наличие собственного мира, возможность уйти от окружающего мира и проблем, связанных с ним; 7% - отсутствие ответственности за происходящее; 7% - возможность исправить ошибку путем нескольких попыток.

В результате длительной игры на компьютере 29% часто забывают о домашних делах, обязанностях, важных встречах, учебе и т.д.; 49% иногда забывают об этом, а 22% - никогда.

В результате опроса мы выяснили, что подростки, у которых была выявлена вероятность компьютерной зависимости, играют, несмотря на то, что 43% из них считают, что компьютер вредит здоровью; 36% знают это, но сомневаются и 21% ответили: «слышал, но не верю».

Для выявления компьютерной зависимости у подростков был проведен опрос (приложение 2) который показал следующие результаты что у 55% учащихся не выявлена зависимость, у 35% есть предпосылки компьютерной зависимости,а у 10 % подростков выявлена компьютерная зависимость и этим подросткам необходимы консультации у психолога и беседа с родителями.

По результатам Опросника Айзенка (см. приложения 3) среди определившихся 12-ти подростков (у которых выявлена компьютерная зависимость) был проанализирован показатель экстраверсии-интроверсии. Было выявлено, что у 10-ти учащихся (79%) преобладает экстраверсия, 2 человек (21%) оказались интровертами.

Таким образом проведя социологическое исследование мы приходим к следующим выводам:

1. Эта анкета выявила, что компьютер является неотъемлемой частью нашей жизни прочно вошел в жизнь подростка, практически каждая семья имеет его.

2. Основная масса учащихся имеют доступ к Интернету.

3. Учащиеся проводят за компьютером по 3-4 часа в день, но есть учащиеся которые уделяют компьютеру больше 5 часов.

4. У 10% учащихся выявлена компьютерная зависимость, которая влечет отрицательные последствия для самого подростка.

5. По данным нашего исследования наиболее подверженными компьютерной зависимости оказались подростки с высоким показателем экстраверсии. Таким образом, в результате исследования наша гипотеза подтвердилась. Мы предположили возможную причину данного явления. В каждом возрастном периоде есть ведущая деятельность. В подростковом и раннем юношеском возрасте этой деятельностью является общение. Подростки с ярко выраженной экстраверсией наиболее общительны, чем интроверты. Но если им не удается найти достаточного общения среди сверстников, то и они пытаются заменить это «живое общение» на общение с компьютером.

Несмотря на общую направленность данной работы - рассмотрение отрицательных сторон влияния компьютерных игр на человека, не стоит забывать о возможности использования компьютерных игр в положительных. При рассмотрении компьютерных игр и виртуальной реальности с отрицательного полюса речь идет о злоупотреблении, о излишне длительном нахождении в виртуальности, что и вызывает негативные последствия. Разумеется, это относится далеко не ко всем людям, увлекающимся компьютерными играми. По данным психологов, около 30% от увлекающихся играми, злоупотребляют нахождением в виртуальности и 10% находятся на стадии психологической зависимости. Но и эти проценты очень не малы.

Многие психотерапевты говорят, что компьютерная зависимость не есть самостоятельное заболевание. Как правило, этот диагноз свидетельствует о других, серьезных проблемах клиента – депрессия, коммуникационные проблемы и др. Все они, на мой взгляд, так или иначе являются признаками неспособности справиться со стрессом и формами той или иной дезадаптации в реальной жизни. Генетически заложенный, но нерастраченный запас страстей, человек стремится разделить с анонимным и виртуальным другим человеком.

2.3 Пути решения проблемы

Необходимо мотивирование человека, страдающего от компьютерной зависимости на лечение. Совместно со специалистом вырабатывается тактика поведения с человеком, страдающим компьютерной зависимостью, обсуждается, как построить разговор о необходимости обращения к специалисту.

Первый этап лечения компьютерной зависимости - диагностика причин формирования компьютерной зависимости, а также исключение возможных болезненных расстройств, в частности депрессии. В случае обнаружения скрытой депрессии при необходимости поводится ее лекарственное лечение. Основой лечения компьютерной зависимости является психологическая коррекция, которая проводится индивидуально и в специальных тренинговых группах. Психологическая помощь направлена на улучшение взаимоотношений с близкими и сверстниками, обучение саморегуляции и умению справляться с трудностями, воспитанию волевых качеств, повышению самооценки, формированию новых жизненных увлечений. Важнейший этап лечения компьютерной зависимости - это привлечение страдающего ею человека в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Необходимо показать человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера (боулинг, сноуборд, выходы за грибами, пейнтбол, походы на байдарках, футбол и проч.), которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Самый простой и доступный способ решения зависимости - это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие как рисование, как правило, выводят человека из зависимости.

1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путем человек становится совершеннее.

2. Определите свое место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр – только в мышеловке.

3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!

4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.

5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, – нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!

6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.

7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.

8. Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.

9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.

10. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».

11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.

Заключение

Таким образом, чтобы ограничить себя от проблем компьютерной зависимости, нужно, во-первых, учиться ценить и уважать себя, и, во-вторых, самим создавать свой реальный мир таким, чтобы в нем хотелось жить, любить и иметь дело с его радостями и печалями. Отношение человека к себе (своим достоинствам и недостаткам) и способность найти свое место в жизни называется самооценкой. Люди с неадекватной самооценкой, склонные к любой зависимости, не ценят себя, считают, что ничего не умеют, не приемлют критики. Люди, имеющие адекватную самооценку, чувствуют, что способны на многое, они готовы идти по неизведанному пути, чтобы достигать новых вершин, уважают себя и других, воспринимают критику как возможный путь к росту.

В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства развивающие логику, внимание и мышление. Проблемы возникают, когда время, проводимое за компьютером, превосходит допустимые пределы, и возникает патологическое пристрастие и необходимость находиться за компьютером больше времени.

Проблема влияния компьютера на человека очень обширна и многогранна. Человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Каждый день они подходят к компьютеру и "получают дозу" - кто 20 минут, кто час, а кто и... Это проблема. Можно только предполагать, к чему она может привести человечество в своем дальнейшем развитии. Мы должны задуматься над этим уже сегодня.

Список литературы

  1. Кузнецова О. «Компьютеромания», «Здоровье детей», журнал № 4, февраль 2009 г.
  2. Моторин В. «Во что играют наши дети», «Воспитательная работа в школе», журнал №2, М.: Народное образование, 2008г
  3. Богатырёв А. «В царстве Снежной королевы», «Воспитание школьников», научно-методический журнал № 5, М.: Школьная пресса, 2001г
  4. Энциклопедия для детей. Т.22 Информатика/ Глав.ред. Е.А. Хлебалина, науч.ред. А.Г.Леонов. – М.: Аванта +, 2003 г
  5. Лекомцев Д.Г., Лекомцева С.А. «Человек и компьютер», «Читаем, учимся, играем», журнал – сборник сценариев для библиотек и школ № 12 , М.: Либерия - Библиопринт, 2008 г.
  6. Копа – Овдиенко В. «Скучно без вселенной», «Юный эрудит», журнал для любознательных № 1, М.: Издательство «Детская литература», 2007 г.
  7. Альманах психологических тестов. – М., 1996.
  8. Британские дети страдают «компьютерной зависимостью». – Интернет.
  9. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М., 2002.
  10. Компьютер и человек – влияние компьютера на здоровье человека. – Интернет.
  11. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.
  12. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.
  13. Репьева И. Космическая ось акильпа, или как избежать ловушек компьютерных игр // Учительская газета. – 2002 – №47 – с.16.
  14. Собкин В.С. Виртуальная атака: компьютер в подростковой собкультуре. // Первое сентября. – 2002 – №8 – с.2.

Приложение 1

АНКЕТА 1. Возраст ___________.

Пол: м, ж.

2. Как часто ты работаешь на компьютере?

А) все свободное время;

Б) больше половины свободного времени;

В) меньше половины свободного времени;

Г) другое ____________________________.

3. Цель твоей работы:

А) компьютерные игры;

Б) полезная информация для учебы и(или) работы;

В) полезная информация развлекательного характера;

Г) Интернет-общение;

4. Что ты испытываешь во время игры на компьютере?

А) азарт;

Б) подъем настроения;

В) «отключение» от реального мира;

Г) другое __________________________________________________.

5. Забываешь ли ты о домашних обязанностях, важных встречах, учебе и других делах в ходе работы или игры на компьютере?

А) часто;

Б) иногда;

В) никогда.

6. Что привлекает тебя в игре на компьютере?

А) отсутствие ответственности за происходящее;

Б) возможность исправить ошибку путем нескольких попыток;

В) наличие собственного мира, возможность уйти от окружающих и проблем, связанных с ними;

Г) возможность посоревноваться друг с другом, стать лидером;

Д) другое __________________________________________________.

7. Сколько часов может продолжаться непрерывная игра?

А) 1-2 часа;

Б) 5-15 часов;

В) другое __________________________________________________.

8. Когда заканчивается время игры на компьютере ты обычно:

А) встаешь и уходишь;

Б) раздражен, но вынужден прервать игру;

В) доплачиваешь деньги и играешь снова.

9. Считаешь ли ты, что продолжительная работа на компьютере вредна?

А) слышал, но не верю;

Б) знаю, но сомневаюсь;

В) да, вредна.

Приложение 2

Тест на интернет-зависимость (С.А. Кулаков)

Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 - очень редко, 2 - иногда, 3 - часто, 4 - очень часто, 5 - всегда

1. Как часто Вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали?

2. Как часто Вы забрасываете свои домашние обязанности, чтобы провести больше времени в сети?

3. Как часто Вы предпочитаете развлечения в Интернете близости со своим партнером?

4. Как часто Вы строите новые отношения с друзьями по сети?

5. Как часто Ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, что Вы проводите в сети?

6. Как часто из-за времени, проведенном в сети страдает Ваше образование и/или работа?

7. Как часто Вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?

8. Как часто страдает Ваша эффективность или продуктивность в работе из-за использования Интернета?

9. Как часто Вы сопротивляетесь разговору или скрываете, если Вас спрашивают о том, что Вы делала в сети?

10. Как часто Вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об Интернете?

11. Как часто Вы чувствуете приятое предвкушение от предстоящего выхода в сеть?

12. Как часто Вы боитесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной?

13. Как часто Вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает Вас, когда Вы находитесь в сети?

14. Как часто Вы теряете сон, когда поздно находитесь в сети?

15. Как часто Вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что Вы там?

16. Как часто вы замечаете свои слова "еще пару минут...", когда находитесь в сети?

17. Как часто Вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в сети?

18. Как часто Вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети?

19. Как часто Вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?

20. Как часто Вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда Вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит Вам выйти в Интернет?

При сумме баллов 50-79 стоит учитывать серьезное влияние Интернета на вашу жизнь.

При сумме баллов 80 и выше, у Вас с высокой долей вероятности Интернет-зависимость и Вам необходима помощь специалиста.

Приложение 3

ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК АЙЗЕНКА

Вопросы.

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать, или утешить?

3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?

4. Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злым?

5. Часто ли у тебя меняется настроение?

6. Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?

7. Бывает ли так иногда, что тебе мешают уснуть различные мысли?

8. Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят?

9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?

10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11. Ты веселый человек?

12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13. Многое ли раздражает тебя?

14. Нравится ли тебе работа, когда надо все делать быстро?

15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?

16. Тебе можно доверить любую тайну?

17. Можешь ли ты развеселить заскучавшую компанию?

18. Бывает ли так иногда, что у тебя без всякой причины сильно бьется сердце?

19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться?

20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

21. Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?

22. Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?

23. Часто ли ты чувствуешь себя усталым без всякой причины?

24. Всегда ли ты сначала делаешь уроки, а играешь уже потом?

25. Ты обычно весел и всем доволен?

26. Обидчив ли ты?

27. Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?

28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29. Бывает ли так, что у тебя сильно кружится голова?

30. Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение, посмеяться над кем-нибудь?

31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?

32. Ты любишь иногда похвастаться?

33. Ты чаще всего молчишь в обществе других людей?

34. Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте?

35. Ты быстро решаешься на что-нибудь?

36. Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя?

37. Тебе часто снятся, страшные сны?

38. Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться среди своих друзей, приятелей, подруг?

39. Тебя легко огорчить чем-нибудь?

40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41. Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным человеком?

42. Если тебе случится попасть в неловкое положение, то ты потом долго переживаешь?

43. Ты любишь шумные и веселые игры?

44. Ты ешь все, что тебе предлагают?

45. Тебе трудно отказать, если тебя о чем-то просят?

46. Ты любишь часто ходить в гости?

47. Бывают ли такие моменты, что тебе не хочется жить?

48. Ты когда-нибудь был грубым с родителями?

49. Тебя считают веселым человеком?

50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51. Ты больше любишь сидеть в стороне и смотреть, чем принимать участие в общем веселье?

52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

53. Ты обычно бываешь уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручили?

54. Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?

55. Ты стесняешься заговорить первым с незнакомыми людьми?

56. Часто ли ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно?

57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58. Ты иногда чувствуешь себя особенно веселым или печальным без всякой причины?

59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие на каком-либо празднике?

60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?

«Группа подростков» - Малые. Неформальные. Совместное воспитание детей. План урока. 3. Помощь в карьере. 6. Противостояние другим группам. Подумай: какие утверждения говорят о функциях, выполняемых группой. Проверь себя. Условные. Помощь в формировании личности. Приведите примеры прямого и косвенного влияния. 1.

«Работа с трудными детьми» - Замечена тенденция уменьшения возраста учащихся, поставленных на учет. Работа с детьми и родителями. 12. 7. Контроль за посещением занятий с помощью ведения журнала учета пропусков занятий. Формы и методы работы с «трудными» детьми:

«Подростковые проблемы» - Какие подростковые проблемы вы можете выделить? Перед героями стоят вопросы: Предвзятое отношение друг к другу Проблема подросткового эгоизма. 1. Стоит ли верить другим? 2. Что такое доброта? 3. Как противостоять обществу и сохранить свои моральные качества? 1. Больше общаться со взрослыми 2. Чаще советоваться с родителями по возникающему вопросу 3. Научиться прощать обиды 4. Научиться быть терпимее 5. Смотреть на мир с оптимизмом.

«Семья и подросток» - Причины конфликтов в семье. Противоречивость родительских установок. Воспитательное воздействие школы. Трудности, возникающие в воспитании. С возрастом проблемы, возникшие в младшем школьном возрасте, не разрешаются, а углубляются. Стратегии разрешения конфликтов (группа родителей).

«Личность подростка» - Уважайте в подростке личность. Атмосфера доверия и понимания. Эмоциональная поддержка. Противоречивость и двойственность положения подростка. В подростковом возрасте. В период полового созревания подросток подвержен различным заболеваниям, в т.ч. и психическим. Подросток. Ничто так не укрепляет взаимоотношений в семье, как совместное ощущение радости.

«Жизнь подростков» - Какой возраст считается подростковым? Девочкам сложнее. Физиологические. Частое непонимание и ссоры с родителями. Не совпадает «хочу» со взрослым «надо». Нет проблем, есть время погулять. Множество противоречий. Учителей: 50. Всего опрошено: Учащихся: 427. Зависит от круга общения. Двойственность поведения.

Всего в теме 21 презентация