Информационное общество - концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания .
Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой положили З. Бжезинский, Э. Тоффлер и другие западные футурологи . Таким образом, информационное общество, - прежде всего, социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации.
«Постиндустриальное общество, - утверждает З. Бжезинский, становится технотронным обществом - обществом, которое в культурном, психологическом, социальном и экономическом отношениях формируется под воздействием техники и электроники, особенно развитой в области компьютеров и коммуникаций» [Цит. по 3]. Технократизм развития нашей цивилизации влияет на характер восприятия действительности индивидом, она разрушает традиционные связи в семье и между поколениями; общественная жизнь, несмотря на растущие тенденции к глобальной интеграции, все более фрагментарна. Именно этот парадокс, по мнению З. Бжезинского, способствует краху старых оснований для общности людей и формирует новое глобальное видение мира.
Рассматривая общественное развитие как «смену стадий», сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. Революционизирующее действие информационной технологии приводит к тому, что в информационном обществе классы заменяются социально недифференцированными «информационными сообществами» (Й. Масуда).
Авторы концепции «информационного (постиндустриального) общества» так и не пришли к единому мнению о том, что первично - духовная или материальная сфера. Например, К. Ясперс и Э. Тоффлер полагали моментом наступления новой «волны» изменившееся бытие человека и среду его обитания. М. Маклюэн большее внимание уделял средствам массовой информации и точкой отсчета считал книгопечатание Гутенберга. «Лишь в условиях массового распространения печатного слова становятся возможными и частнособственническое предпринимательство, и демократизация общества на основе избирательного права, поскольку именно словом печатным, а не устным и даже не письменным, формируется исходный элемент, и центральный агент такого общественного устройства - атомизированная, изолированная человеческая индивидуальность.
Однако при многообразии воззрений различных авторов на ход исторического развития, все они отмечают, что:
К сожалению, авторы концепций «информационного общества» (за исключением, пожалуй, Э. Тоффлера ) не уделяли достаточно места для рассмотрения вопроса о том, какие последствия его наступление принесет для культурной жизни человечества. А.И. Ракитов разделил процесс становления информационного общества на пять стадий (информационных революций):
Первая - распространение языка.
Вторая - появление письменности.
Третья - массовое книгопечатание.
Четвертая - информационная революция - состоит в применении электрической связи (телефона, телеграфа, радио и телевидения), которая сразу же перерастает в пятую.
Пятая стадия отличается применением компьютеров, использованием баз данных, локальных и глобальных компьютерных сетей. На этой стадии интегрируются сопровождающие информационные революции технологические изменения. В связи с этим А.И. Ракитов подчеркивает, что в недалеком будущем это окажет гигантское влияние на все цивилизационные и культурные процессы в глобальном масштабе . Ж.-Ф. Лиотар считает что «по мере вхождения общества в эпоху, называемую постиндустриальной, а культуры - в эпоху постмодерна, изменяется статус знания - «знание уже является и будет важнейшей, а может быть, самой значительной ставкой в мировом соперничестве за власть».
Отличительными чертами информационного общества являются:
Критерии перехода общества к постиндустриальной и информационной стадиям своего развития (по И.В. Соколовой):
Социально-экономический критерий оценивает процент населения, занятого в сфере услуг:
По данному критерию США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956-1960 гг. (штат Калифорния - «силиконовая или кремниевая долина» - преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году. Россия, как и мировое сообщество в целом, по данному критерию находится на индустриальном этапе развития.
Технический критерий оценивает информационную вооруженность.
Ранняя фаза информатизации общества наступает при достижении удельной информационной вооруженностью, которая соответствует развертыванию достаточно надежной междугородней телефонной сети. Завершающая же фаза соответствует достижению беспроблемного удовлетворения любых информационных потребностей каждого человека в любое время суток и в любой точке пространства.
По этому критерию Россия находится в начальной фазе информатизации и, по прогнозам, достигнет завершающей фазы в 30 - 40 гг. XXI века, в то время как США осуществляют уже сейчас переход к завершающей фазе информатизации.
Космический критерий позволяет отметить возможности реального наблюдения человечества из космоса, так как информатизация привела тому, что уровни радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона сблизились.
Дополнительные критерии (А.И. Ракитов) перехода общества к информационной стадии своего развития: общество считается информационным, если:
Информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг тем, что информация, знания, информационные услуги, и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная) растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест. То есть информационная индустрия доминирует в экономическом развитии.
Однозначного определения информационной индустрии не существует. Однако в развитых странах накоплен определенный опыт по статистическому измерению информационной индустрии. Например, в Канаде предложена новая классификация в рубрике «Информационные технологии и телекоммуникации» (ИТТ), которая объединяет телекоммуникации, массовое вещание и компьютерные услуги .
Вне зависимости от показателей статистики понятно что, динамичность технологической модернизации современного общества ставит перед обществом два главных вопроса:
Первый. смогут ли люди адаптироваться к изменениям?
Второй. породят ли новые технологии новую дифференциацию общества?
Наиболее существенной угрозой переходного периода к информационному обществу является разделение людей на имеющих информацию, умеющих обращаться с информационными технологиями, и не обладающими такими навыками. В случае если новые информационные технологии будут оставаться в распоряжении небольшой социальной группы, расслоение общества неизбежно.
Несмотря на опасности информационные технологии:
Развитие информационных технологий воздействует на все стороны жизни общества: экономику; политику, науку, культуру, образование. Однако самое главное воздействие происходит на гражданское общество и системы государственного управления. Потенциальная возможность граждан непосредственно воздействовать на правительства ставит вопрос о трансформации существующих демократических структур. С помощью новых коммуникационных технологий возникает возможность осуществления «референдной демократии Демократия осуществляемая с помощью референдума. Реферемндум (от лат. referendum -- то, что должно быть сообщено) или плебисцит -- в государственном праве принятие избирательным корпусом решения по конституционным, законодательным или иным внутри- и внешнеполитическим вопросам.».
С другой стороны проникновение информационных технологий в частную жизнь людей может угрожать неприкосновенности личной жизни граждан. Цена за удобство, скорость передачи и получения информации, разнообразные информационные услуги - человек постоянно должен сообщать о себе личные данные в инофрмационные системы - потеря анонимности.
В связи с особой чувствительностью к сбору персональной информации в документах Европейского Сообщества (Building the European Information Society for Us All. First Reflections of the High Level Group of Experts. Interim Report, January 1996) предлагаются следующие рекомендации:
Интенсивное внедрение информационных технологий в государственные органы дает возможность:
Следующие принципы должны применяться относительно доступа к общественной информации:
Как правило, причина неудач в реализации проектов внедрения информационных технологий как на уровне предприятий, так и государства - в неумении сочетать технологические инновации с организационными.
По мере развития человечества постоянно повышалась роль информации в жизни общества и отдельного человека. Самые важные достижения человека в информатизации – это:
Сейчас считается что мы постепенно переходим от индустриального общества к постиндустриальному (информационному).
Определение 1
Информационное общество – это такая ступень развития цивилизации, на которой главными продуктами производства становятся информация и знания.
Определение 2
Переход к информационному обществу часто называют информатизацией .
Япония, США и некоторые страны Европы (например, Германия) уже приблизились к информационному обществу. Об этом можно судить по следующим признакам:
Замечание 1
В результате индустриализации машины заменили человека, а в результате информатизации компьютеры начинают самостоятельно собирать и обрабатывать информацию, заменяя умственный труд людей.
С одной стороны, переход к информационному обществу облегчает жизнь людей, потому что все рутинные работы выполняет компьютер. С другой стороны, существуют и негативные последствия:
В результате информатизации происходит накопление информации в библиотеках, банках и базах данных, которые называют информационными ресурсами страны и мира в целом. В настоящее время, информационные ресурсы стали товаром. Множество фирм оказывают информационные услуги:
Один из признаков информационного общества -широкое внедрение информационных технологий во все сферы жизни.
Определение 3
Новые информационные технологии – это технологии, связанные с использованием компьютерной техники для хранения, защиты, обработки и передачи информации.
К информационным технологиям относятся:
Возрастание роли информации в современном обществе требует от каждого человека определённой культуры обращения с информацией и информационными технологиями, т.е. информационной культуры.
Информационная культура общества – это способность общества:
Информационная культура человека – это его умение использовать современные технологии для решения своих задач, связанных с поиском и обработкой информации. Современный человек должен уметь:
Успешность человека зависит от его умения грамотно работать с информацией.
Понятие «информационная культура» включает в себя и этику использования информации.
Неэтично:
Всё вышеперечисленное является уголовным преступлением и наказывается лишением свободы, сроком до $5$ лет (УК РФ, статья $272$).
В России выделяют несколько этапов информатизации общества .
На первом этапе ($1991-1994$ гг.) сформировались основы в сфере информатизации. Второй этап ($1994-1998$ гг.) привел к выработке информационной политики государства. Третий этап , который длится и поныне, является этапом формирования политики в сфере построения информационного общества. В $2008$ году была принята Стратегия развития информационного общества до $2020$ г. Ожидаемым итоговым результатом Стратегии станет наличие широкого спектра возможностей использования информационных технологий в производственных, научных, образовательных и социальных целях. Эти возможности будут доступны для любого гражданина вне зависимости от его возраста, состояния здоровья, региона проживания и любых других характеристик. Возможности использования информационных технологий обеспечиваются за счет создания соответствующей инфраструктуры, обеспечения цифрового контента и подготовки пользователей.
Информатизация общества целиком зависит от компьютеризации и внедрении новых средст связи. Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.
Замечание 2
С одной стороны, развитие компьютерной техники и коммуникационных технологий предоставляет широкие возможности и кажущуюся полную свободу. С другой стороны, в информационном обществе продолжают действовать все нормы права и морали, которые выработало человечество за всю историю.
Информационная (постиндустриальная) эпоха началась примерно в середине XX века с появлением очагов постиндустриализма в промышленно развитых странах. Они быстро превратились в регионы постиндустриализма. Постиндустриальное общество становиться ведущим в мире. Появляются международные организации постиндустриального типа, а ООН становится органом постиндустриальной эпохи. Изменяются и основные системы информационного общества.
Технологическую основу этого общества составляют информационные технологии, автоматизация производственных процессов на базе ЭВМ и кибернетики, глобализация информационных и технологических отношений. Основу информатизма образует умственный труд, духовный капитал и знание (теоретическое и прикладное), информационные технологии, компьютерная техника.
Демосоциальная система информационного общества характеризуется: , появлением массы мигрантов и национальных диаспор, ростом мегаполисов, обществом массового потребления, массовой культурой, загрязнением среды обитания, значительной численностью среднего класса, демографическим взрывом, подтверждающим опасения Мальтуса.
Экономическую систему характеризуют: автоматизация и компьютеризация производственных процессов; рост численности и мощи транснациональных компаний (ТНК); частная, коллективная и государственная собственность; господство сферы услуг (медицина, образование, досуг и т. д.); производство, обмен и потребление знаний (информации); превращение науки в непосредственную производительную силу общества, а технических специалистов (экспертов, консультантов) — в ведущую профессиональную группу; господство финансового капитала.
Политическая система информационных обществ характеризуется: сильным демократическим правовым социальным государством; развитым гражданским обществом (парламентской демократией, свободными СМИ и т. д.); учетом интересов разных социальных классов; политической культурой среднего класса; ростом влияния международных политических организаций.
Для духовной системы индустриального общества характерны: превращение науки в ведущую форму общественного сознания; расцвет системы общего, среднего и высшего образования; ослабление влияния мировых религий; развитие искусства и возникновение его новых направлений; постмодернистское мышление; рост влияния массовой культуры; господство телевидения и т. д.
Общественная субъективность характеризуется усилением роли духовного и ослаблением бессознательного, ростом ценностнорационального, распространением солидаристских принципов, коэволюцией либеральной, социал-демократической, консервативной, коммунистической и религиозной идеологии.
В информационную эпоху сосуществуют страны с разными типами обществ (формаций и цивилизаций): либерально-капиталистическим, советским, социал-демократическим и т. д. Между мировыми религиями, связанными с ними религиозными общностями и мировыми цивилизациями и внутри них происходит борьба за господство и создание нового мирового общества, формации и цивилизации землян. Все это сопровождается углублением экологического кризиса.
Городское население становится преобладающим. Человек вытесняется из материального производства; его заменяют автоматы. Ускоряется научно-технический прогресс, изменяется структура занятости населения. Персонал информационных предприятий требует нового стиля управления: творческого, интеллектуального, нравственного. Совершенствуются мотивы труда: работники предпочитают меньшую заработную плату, но работу согласно своим интересам, дающую возможность самому принимать решения. Все больше людей сочетают в своей жизни семью, работу, самообразование и спорт.
Институциональная структура информационного общества пока включает в себя шесть типов предприятий: экономические (банки, биржи, сберкассы и т. д.), социальные (пенсионные, врачебные, спортивные и т. д.), научные, производственные (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт), добровольные (орана среды, помощь старикам и т. д.), домашние хозяйства. Университеты, исследовательские центры, академические институты становятся основными институтами (учреждениями) постиндустриальных обществ.
Информационное общество основано на ТНК. Развитие мира под влиянием ТНК «отвечает естественным тенденциям универсального эволюционизма — механизмам самоорганизации, определявшим развитие всего живого».
По пути либерально-капиталистических, а затем и буржуазно-социалистических обществ пошли ранее отсталые страны Азии. Например, с 1950 по 1990 г. ВВП Южной Кореи вырос в 120 раз. Мировая система социализма стала проигрывать науч- но-техническое, экономическое и демосоциальное противоборство социал-демократическим обществам. Новые технологии, образцы товаров, улучшение жизни простых людей показывали слабость советского общества (формации и цивилизации). В 1991 г. мировая система социализма и СССР распались. Страны советского блока оказались не готовы к постиндустриальной эпохе.
В результате распада системы социализма нарушилось мировое равновесие стран с разными типами обществ. Произошло обособление развитых («золотого миллиарда»), развивающихся и неразвитых стран. Возникла иерархическая пирамида стран: постиндустриального капитализма (США), буржуазного социализма («старые» европейские демократии), буржуазно-социалистической ориентации (Восточная Европа), советского социализма (Куба, КНДР), государственного капитализма (Россия и некоторые другие страны СНГ); колониального капитализма (многие страны Африки).
Усилилась экспансия американской цивилизации в сфере мировоззрения, институтов, образа жизни. Она встречает ожесточенное сопротивление в других цивилизациях: исламской, буддистской, православной. В составе исламской цивилизации оказались страны с разными общественными формациями — от постиндустриальных (Саудовская Аравия) до первобытно-общинных (Афганистан). Цивилизационное противостояние иногда оказывается более важным, чем формационная однотипность.
Нынешний мир представляет собой иерархию всех технологически-цивилизационных типов обществ: аграрных, индустриальных, информационных. Информационные общества играют ведущую роль по отношению к индустриальным, а последние — по отношению к аграрным. Основание этой пирамиды сужается, а центральная — индустриальная — часть расширяется. Это соответствует стратификационной пирамиде в развитых странах мира. Очевидно, что для растущего человечества переход большинства аграрных обществ в индустриальные, а последних — в информационные чреват экологической катастрофой: природная среда не выдерживает техногенной нагрузки. Возникает необходимость замедления технологического перехода и управления глобализацией.
В условиях глобализации, углубления экологического кризиса, постиндустриализации требуется отказ от прибыльности и могущества как определяющих ценностей, а значит — от экономической алчности и политической амбициозности целых классов и народов развитых стран. Для этого нужно смягчить демосоциальный разрыв, доминирование одних стран на другими по имущественным, политическим, национальным и иным признакам. Проблема создания экологического общества землян встала во весь рост. В этой связи Н. Моисеев, как и другие ученые, не исключают возникновение нового международного тоталитаризма, своеобразного постиндустриального средневековья.
11 сентября 2001 г. стало, видимо, свидетельством того, что неолиберальное общество (формация и цивилизация) США вызывает возмущение в мире. Мировоззрение индивидуализма, превосходства сильного и богатого, эксплуатация мира, двойные стандарты, движение к экологической катастрофе получили противодействие со стороны исламского фундаментализма. Стало ясно: чтобы сделать мир безопасным, нужно сделать его более справедливым. Только так развитые страны могут избавиться от террористов, подбирающихся ко все более опасным типам оружия.
Мир встал перед необходимостью кардинально изменить международные отношения в условиях продолжающейся НТР, приближающейся экологической катастрофы, вопиющего социального неравенства между странами. Чтобы решить эти проблемы, ООН и ее институтам нужно вернуться к борьбе с агрессивными устремлениями «передовых» стран. Следует пересмотреть взаимоотношения между странами из разных исторических эпох в направлении большего равенства и справедливости. Западу необходимо больше делиться с другими странами, а не эксплуатировать их; требуется нал ожить более жесткие ограничения на продажу оружия из развитых государств в другие страны и тем самым прекратить гонку вооружений; нужно, наконец, приступить к созданию мирового демократического государства, гражданского общества, экономики и духовности.
Информационное общество - наиболее развитая фаза современной цивилизации, наступающая в результате информационно-компьютерной революции, когда стали использоваться информационные технологии, «интеллектуальные» системы, автоматизация и роботизация всех сфер и отраслей экономики и управления, создания единой новейшей интегрированной системы связи, предоставляющей каждому человеку любую информацию и знания, обусловливает радикальные изменения во всей системе общественных отношений, благодаря чему обеспечиваются наибольший прогресс и свобода личности, возможность ее самореализации.
Формирование информационного общества происходит одновременно со становлением информационно-экономического пространства, которое в свою очередь является условием и фактором превращения информации в общественно значимый и доступный ресурс, а также средой широкомасштабных информационных взаимодействий.
Рассмотрение особенностей формирования информационного общества в РФ целесообразно начать с выявления сути теории информационного общества и ее места в концепции постиндустриализма.
Первым неизбежность возникновения информационной цивилизации предсказал американский экономист К. Кларк
в 40-х гг. XX в. Термин «информационное общество» был предложен Ф. Махлупом и Т. Умесао в начале 60-х гг. В основе теории информационного общества лежала попытка проанализировать и обобщить социально-экономические преобразования, порождаемые повсеместным распространением информационных технологий.
Базовые положения этой теории сводятся к следующему:
В этом контексте необходимо задать вопрос о том, как определяется самостоятельная занятость и как определяется зависимость занятости. Обычные определения ограничены. То, что было задумано как защита непроизвольно непроизвольных сотрудников, например, в перевозчиках, может привести к тому, что артисты будут отнесены к категории самозанятых. В худшем случае это означает, что они больше не могут быть застрахованы через Фонд социального страхования, а также терять заказы, поскольку их клиенты не могут выплачивать взносы по социальному страхованию по экономическим причинам.
Такая интерпретация данного понятия представляется более содержательной, чем определения, сводящиеся к рассмотрению чисто технологической стороны процесса информатизации общества. Создание и использование новых информационных и телекоммуникационных технологий не является самоцелью. Переход к информационному обществу предполагает существенное изменение всей экономической системы государства, формирование информационно-экономического пространства, принципиально новых социальных мотиваций и технологических возможностей, широкое практическое использование инноваций и знаний для интенсивного повышения производительности труда и на этой основе - улучшения качества жизни.
К отличительным чертам информационного общества относятся:
Это относится к визуальным художникам, которые получают от своей галереи ежемесячный авансовый платеж на будущие продажи. Существует также вопрос о том, как квалифицировать рабочую силу. Если нормальные трудовые отношения снижаются, из этого следует, что дальнейшая квалификация компании достигает лишь части рабочей силы, и именно эта часть, которая должна быть квалифицирована для получения новой работы, должна быть дополнительно квалифицирована по собственной инициативе.
Согласно Комиссии Энкете «Будущее СМИ в бизнесе и обществе - путь Германии к информационному обществу», необходимость в дальнейшем обучении является одним из основных требований в информационном обществе. Согласно Римскому клубу или Комиссии по будущим свободам Баварии и Саксонии, некоторые авторы также считают, что взаимосвязь работы с гражданским обществом, то есть некоммерческая деятельность в некоммерческих организациях, приобретает все большее значение победит. Именно эта деятельность должна произойти вместо значимой работы.
Полностью открытого общества сегодня не существует, а перспективы его возникновения в будущем туманны. В любом открытом обществе имеется довольно сильная тенденция к росту закрытости. Это связано с тем, что преимущества индивидуальной свободы и открытости становятся таковыми лишь при определенном уровне благосостояния и культуры граждан. Устранение отрицательных сторон открытости происходит постепенно, по мере роста общественного богатства и опасений большинства людей по поводу его возможной утраты. Наличие таких опасений создает основу для возникновения состояния, в котором свободное поведение, не нарушающее законов и принятых общественных ценностей, выгоднее их нарушения, а открытость выгоднее закрытости.
Мировой опыт показывает, что каждая страна движется к информационному обществу своим путем, определяемым сложившимися политическими, социально-экономическими и культурными условиями. В развитых странах давно существует эффективно функционирующая рыночная экономика, обеспечивающая постоянный рост информационных потребностей и платежеспособный спрос на информационные продукты и услуги, есть мощный средний класс, являющийся основным потребителем информационных услуг. Экономики этих стран располагают свободными средствами для инвестирования развития информационно-коммуникационной инфраструктуры. В большинстве из них есть хорошо развитая инфраструктура
производства и предоставления населению информационных продуктов и услуг, сложилась система компьютерного образования и стремительно расширяется сфера информационных и телекоммуникационных услуг. Наконец, в этих странах существуют государственные стратегии и программы построения информационного общества.
Путь перехода России к информационному обществу определяется ее сегодняшними социально-экономическим и культурными особенностями, к которым относятся:
Таким образом, рыночный и некоммерческий сектора, которые по-прежнему рассматриваются отдельно, взаимосвязаны. Авторы Комиссии по будущим вопросам предполагают, что «государственные служащие» получают пособие гражданина для обеспечения средств к существованию и не считаются безработными. Они не получают никакой пользы от управления трудом.
Искусство и культура в будущей работе. Как видно из приведенной выше цитаты, Комиссар по будущим вопросам Фрайстаат-Баварии и Саксонии придает центральное значение развитию искусства и культуры для развития общества знаний. Искусство и культура являются неотъемлемой частью информационного общества. Однако предложений искусства и культуры в одиночку недостаточно. Особое внимание следует уделять культурному образованию в частности. В заключительном отчете Комиссии по аккредитации «Будущее СМИ в бизнесе и обществе - путь Германии к информационному обществу» неоднократно указывалось, что непрерывное обучение является ключом к успешному изменению информационного общества и, следовательно, связи с занятостью.
В существующих условиях особое значение приобретают направление денежных потоков и темпы экономического роста. Можно развивать экспорт и импортозаменяющую продукцию, привлекать инвестиции для развития сырьевого сектора и за счет этих мер сохранить сегодняшний уровень развития, но догнать развитые страны нельзя. В силу своего низкого экономического уровня Россия не может догнать развитые страны по уровню применения и обновления новых информационных технологий, но, в принципе, может обогнать, создав нечто принципиально новое.
Для России с ее высоким образовательным уровнем и пока не растраченным интеллектуальным потенциалом шанс возрождения видится в использовании образования и науки в качестве долговременного конкурентного преимущества. В условиях быстрой эволюции это дает возможность локально перегнать, не догоняя.
Для реализации описанного направления следует подвести под российский научно-технический потенциал соответствующую финансовую базу как государственного, так и негосударственного финансирования, для чего необходимо: "
Культурное образование является предпосылкой для продолжения образования вообще. Культурная грамотность включает в себя необходимую грамотность чтения, а также компетенцию СМИ. Также важно, чтобы изображения можно расшифровать. В современных средствах коммуникации изображения и знаки приобрели важное значение, чтобы расшифровать и интерпретировать эти знаки, является частью компетенции средств массовой информации. Культурное образование сталкивается с чем-то необычным и открывает представление, но оно также делает забаву.
И это, безусловно, одна из лучших предпосылок для успешных образовательных процессов. Для того, чтобы искусство и культура играли важную роль, авторы комиссии по будущим вопросам просят их продвигать искусство, а также искусство, помимо великих событий. И среди них разные культурные учреждения во всем их диапазоне от музыкальных школ через библиотеки до театров и музеев. В то же время важно подчеркнуть, что искусство и культура - это не только сектор, финансируемый государством. Также включена индустрия культуры и средств массовой информации.
В России за последние 7-10 лет сформировались следующие факторы социально-экономического и научно-технического развития, которые можно рассматривать как экономические предпосылки перехода к информационному обществу:
Чтобы развивать этот сектор экономики, необходимы позитивные рамки, среди прочего, в налоговом законодательстве или в законодательстве об авторском праве. Однако искусство и культура - это не только брожение информационного общества. Искусство и культура - это рынок труда, как и многие другие, и поэтому, как и другие сегменты, зависит от описанного выше изменения в рабочей силе.
Кроме того, искусство и культура в целом будут играть важную роль в решении кризиса в работе информационного общества. Здесь искусство и культура должны рассматриваться во всей своей сложности, как тревожный фактор в обществе, как сегмент рынка, как объект образования.
мационному обществу является одним из приоритетных направлений развития российского общества.
Одним из условий перехода России к информационному обществу служат формирование развитого информационно-экономического пространства и его интеграция в мировое информационное пространство, что должно обеспечить стабильный экономический рост, повышение качества жизни населения и социально-политическую стабильность общества и государства.
И, конечно же, это также относится к изменениям, которые влияют на сам культурный сектор. Новые информационные и коммуникационные технологии также сильно влияют на производство, использование и посредничество культуры. Культура рабочего места находится в состоянии потрясения.
Таким образом, границы между различными секторами отменены. Художники, ученые и техники работают вместе над разработкой новых технических форм. Очень сложные методы требуют сотрудничества людей с различными способностями и обучением. Это одна из возможностей информационного общества, она помогает нарушить установленное разделение дисциплин. Например, последний год с открытыми глазами и глазами о Франкфуртской книжной ярмарке не только услышал громкий шепот процессов концентрации в издательской индустрии.
В 1996 году вышла первая книга из трилогии Мануэля Кастельса «Информационная эпоха: экономика, общество и культура». В своей поистине масштабной работе ученый детально проанализировал процессы общественного развития на протяжении ХХ века и сформулировал концепцию информационального капитализма, раскрывающую основные особенности современного информационного общества (см. подраздел «Информациональный капитализм Мануэля Кастельса»).
В 1999 году Дон Тапскотт опубликовал книгу «Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы сетевого интеллекта», в которой представил свою попытку осмыслить глобальность происходящих с человечеством изменений. Тапскотт отмечает, что в настоящее время подверженной наиболее серьезной модернизации сферой является образование. Традиционная образовательная система уже не обеспечивает выпускникам долговременную гарантию занятости, поскольку стремительные темпы обновления знаний требуют постоянной переподготовки. В электронном обществе пересматривается само представление об обучении, связях обучения с трудовой деятельностью и повседневной жизнью: информационное общество основывается на умственном труде, следовательно, работа все теснее переплетается с учебой, которая превращается в пожизненное занятие. Тапскотт выделяет ключевые признаки нового общества: ориентация на знания, цифровая форма представления объектов, виртуализация производства, инновационная природа, интеграция, конвергенция, устранение посредников, трансформация отношений изготовитель-потребитель, динамизм, глобализация и ряд других.
Отечественные специалисты начали активно обращаться к проблематике постиндустриального/информационного общества только в последние десятилетия ХХ века. Советские исследователи с позиций формационного подхода подвергали критике концепции постиндустриального общества и не имели возможности соотносить западные наработки с реалиями жизни советского государства. Однако в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого столетия начинают появляться работы отечественных авторов, посвященные проблемам формирования глобального информационного общества и включению России в этот процесс.
В равной степени безошибочными были возможности рационализации, возникающие в результате использования новых технологий в полиграфическом секторе. Электронные СМИ не подтолкнули книгу к печати. Но они радикально меняют его. В этом случае все может управляться электронным путем из заказа путем извлечения текста из цифровой библиотеки, печати, привязки и, наконец, доставки клиенту. Люди, немногие люди, нужны только для контроля за производственным процессом.
Однако они также ясно показывают, что разработчики и поставщики электронных СМИ поняли, что им нечего продавать без контента. В ближайшие несколько лет будет показано, являются ли «программные книги» предметом моды или могут ли они преобладать на конкурентном книжном рынке.
А. И. Ракитов отмечал, что переход к новому информационному обществу становится возможным тогда, когда социальная деятельность направлена, в первую очередь, на производство услуг и знаний. Основная задача информационного общества связана с обеспечением права и возможности гражданина вне зависимости от времени и места его нахождения получить необходимую ему информацию.
Ракитов описывает информационное общество в соответствии со следующими характеристиками: наличие у любого гражданина, группы лиц, социальной организации реализуемой возможности в любое время и в любой точке страны получить доступ к информации, необходимой для решения индивидуально или социально значимых задач; производство и функционирование в режиме свободного доступа современных информационных технологий, пользование которыми может осуществляться любым индивидом, группой или организацией; наличие развитой инфраструктуры, позволяющей обеспечить создание и хранение национальных информационных ресурсов, которые, в свою очередь, эффективно используются для поддержания соответствующего уровня научного, технического, технологического и в целом общественного прогресса; ускорение процессов автоматизации и компьютеризации технологических и производственных процессов, системы управления в целом; трансформация базовых социальных структур, вследствие чего происходит развитие сферы услуг, расширение профилей информационной деятельности.
Известные отечественные специалисты по проблемам информационного общества Г. Л. Смолян и Д. С. Черешкин, анализируя сущность и специфику новой стадии общественного развития, в том числе применительно к российской действительности, выделили ряд признаков информационного общества. К важнейшим характеристикам исследователи причисляют: создание единого информационного пространства, интенсификацию процессов информационной, а также экономической интеграции государств; появление и в перспективе преобладание в экономике стран новых технологических укладов, сущность которых заключается в обеспечении массового производства и использования сетевых информационных, коммуникационных, компьютерных технологий; повышение уровня образования путем
использования в образовательных процессах систем информационного обмена, работающих на различных уровнях - от регионального до международного; увеличение требований к квалификации, профессионализму и творческому потенциалу работников.
Среди множества разнообразных подходов, концепций и теорий, описывающих феномен информационного общества, можно выделить некие универсальные характеристики, которые так или иначе признаются практически всеми исследователями. Итак, под глобальным информационным обществом чаще всего понимается общество нового типа, фундаментом которого является ускоренное и всеохватное развитие, распространение и конвергенция информационных и коммуникационных технологий. Это общество знания, предполагающее особую роль когнитивной компоненты, в котором главным конкурентным преимуществом и залогом успеха становятся знание и навыки, позволяющие получать и использовать информацию в условиях обеспеченного и гарантированного беспрепятственного доступа к ней. Новое информационное общество имеет глобальный характер, при котором обмен информацией не ограничен временными, пространственными или политическими барьерами. Наконец, - и в этом ученые видят гуманистическую направленность информационного общества - оно способствует взаимопроникновению культур, а также предоставляет личности, группам, сообществам новые возможности самореализации.
В то же время необходимо заметить, что далеко не все аргументы сторонников концепций постиндустриального и информационного обществ встречали и встречают бесспорное одобрение. Скептическое отношение к информационному обществу как новой социальной реальности содержится в исследованиях Г. Шиллера, М. Альетта, Д. Харви, Э. Гидденса, Ю. Хабермаса. Представители этой группы согласны с тем, что информация играет ключевую роль в современном обществе, но ее формы и функции хорошо известны, подчиняются установившимся принципам и не приводят к качественным изменениям в общественных отношениях. Серьезный критический разбор идей, подходов и концепций, описывающих новый тип общества, осу-
Это также докажет влияние этой технологии на книжную печать и книжную торговлю. В настоящее время очевидно, что рост рынка труда, возникающий в связи с потребностью в контенте, не может компенсировать возникающие потери рабочих мест в производстве. Это также относится к довольно традиционным средствам радио и телевидения. Здесь, конечно, расширение этого рынка также приводит к увеличению прибыли. С одной стороны, они характеризуются прерывистой занятостью; с другой стороны, использование цифровых технологий, что также означает потерю работы.
ществил Ф. Уэбстер, обозначивший концептуальные и методологические недостатки наиболее признанных теорий информационного общества (см. подраздел «Фрэнк Уэбстер: критический анализ теорий информационного общества»).
1. Информационное общество: понятия, определения, концепции
Информационное общество.1
Роль государства в формировании информационного общества. 9
Концепция развития информационного общества Европейского Сообщества. 12
Вопросы для самопроверки:19
С другой стороны проникновение информационных технологий в частную жизнь людей может угрожать неприкосновенности личной жизни граждан. Цена за удобство, скорость передачи и получения информации, разнообразные информационные услуги – человек постоянно должен сообщать о себе личные данные в инофрмационные системы – потеря анонимности.
В связи с особой чувствительностью к сбору персональной информации в документах Европейского Сообщества (Building the European Information Society for Us All. First Reflections of the High Level Group of Experts. Interim Report, January 1996) предлагаютсяследующиерекомендации:
· сбор и хранение идентифицируемой информации должны быть минимальны;
· решение открывать или закрывать сведениях, должно быть предоставлено самим людям;
· при проектировании информационных систем необходимо учитывать необходимость защиты персональной информации;
· граждане должны иметь доступ к новейшим технологиям по защите личной тайны;
· защита персональных сведений и личной жизни должна стать центральным пунктом политики, обеспечивающей право на анонимность граждан в информационных системах.
Интенсивное внедрение информационных технологий в государственные органы дает возможность:
· приблизить их к гражданам, улучшить и расширить услуги, населению;
· повысить внутреннюю эффективность и сократить затраты на госсектор;
· стимулировать создание нового информационного оборудования, продуктов и услуг частным сектором путем адекватной государственной политики.
Следующие принципы должны применяться относительно доступа к общественной информации:
· информация должна быть открыта для всех;
· основная информация должна быть бесплатной. Разумная цена должна назначаться, если требуется дополнительная обработка, имея в виду стоимость подготовки и передачи информации, плюс небольшая прибыль;
· непрерывность: информация должна обеспечиваться постоянно, и должна быть одинакового качества.
Как правило, причина неудач в реализации проектов внедрения информационных технологий как на уровне предприятий, так и государства - в неумении сочетать технологические инновации с организационными.
Бурное развитие ИТТ, конвергенция компьютерных систем, коммуникаций различных видов, индустрии развлечения, производства бытовой электроники приводят к необходимости пересмотреть представления об информационной индустрии, ее роли и месте в обществе. Многие страны сейчас принимают новые законы, перестраивают деятельность государственных органов, ответственных за формирование и проведение информационной и телекоммуникационной политики.
Государственная информационная политика – регулирующая деятельность государственных органов, направленная на развитие информационной сферы общества, которая охватывает не только телекоммуникации, информационные системы или средства массовой информации, а всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, демонстрацией, передачей информации во всех ее видах - деловой, развлекательной, научно-образовательной, новостной и т.п.
Такая расширительная трактовка информационной политики представляется сегодня обоснованной, так как цифровизация информации и новейшие телекоммуникационные и компьютерные технологии интенсивно размывают барьеры между различными секторами информационной индустрии.
Комплексное рассмотрение процессов, происходящих в информационной сфере общества, современных методов ее государственного регулирования весьма актуально для России, так как в этой области государство не полностью определилось. Имеющиеся попытки написания концепций информационного пространства лишь частично решают проблему, так как само пространство формируется уже не столько государством, сколько рынком и новыми коммерческими структурами. История российского компьютерного рынка служит этому подтверждением. Анализ зарубежной практики регулирования информационной сферы общества позволяет выделить ряд направлений, к числу которых относятся:
· поощрение конкуренции, борьба с монополизмом (контроль за концентрацией собственности в СМИ, выдача разрешений на слияния компаний, решения по дезинтеграции крупных компаниймонополистов);
· обеспечение права и технических возможностей на доступ к информации и информационным ресурсам для всего населения;
· соблюдение свободы слова;
· защита интересов национальных меньшинств, подрастающего поколения в информационной сфере;
· защита национального культурного наследия, языка, противостояние культурной экспансии других стран;
· обеспечение информационной безопасности;
· охрана интеллектуальной собственности, борьба с пиратством;
· борьба с компьютерными и высокотехнологичными преступлениями;
· контроль за использованием информационных и телекоммуникационных технологий в государственных учреждениях;
· цензура в глобальных компьютерных сетях.
К числу наиболее значимых тенденций в зарубежной информационной индустрии последних лет можно отнести пересмотр установленных ранее правил ее регулирования: дерегуляцию рынка телекоммуникаций, позволяющую кабельным, телефонным, сотовым, спутниковым и прочим компаниям конкурировать на рынках друг друга; ослабление контроля за концентрацией собственности в различных СМИ. В результате происходит как вертикальная, так и горизонтальная интеграция рынков информации и средств ее передачи.
Развитие информационной индустрии и новых информационных отношений в России во многом стимулировано мировыми процессами в этой области - дерегуляцией рынка телекоммуникаций, приватизацией государственных операторов связи, созданием новых информационных конгломератов, включающих как средства доставки информации (кабельные и телефонные сети, спутники, компьютерные системы и т.п.), так и производителей содержания - теле и киностудии, издательские дома, информационные агентства.
В настоящий момент зарубежом идет волна слияний крупнейших информационных компаний мира в крупные объединения, которые будут контролировать рынок создания и распространения массовой информации в следующем столетии. Эти преобразования являются ответом ведущих информационных компаний на возможности, создаваемые новыми технологиями и изменениями в системе регулирования информационной индустрии. Поскольку этот процесс чрезвычайно динамичен, у России есть всего год-два для того, чтобы занять достойное место в системе международных информационных отношений.
Сохранение конкуренции, борьба с монополизмом отдельных производителей или фирм, предоставляющих услуги является краеугольным камнем госрегулирования. В области телекоммуникаций объединения различных компаний на национальном и межгосударственном уровнях происходят обязательно с разрешения соответствующих органов, в США это Федеральная комиссия по связи и Министерство юстиции, которые определяют не приведет ли объединение двух или более компаний к возникновению монополии, которая устранит конкуренцию и как следствие с течением времени снизит качество и разнообразие услуг, предоставляемых деловому миру и населению, приведет к росту цен. Все крупные американские компании, такие как АТ&Т, Microsoft, IBM, телевизионные компании, которые сейчас ищут партнеров на своих и чужих рынках, находятся под пристальным вниманием этих органов.
В российском информационном законодательстве имеются обширные пробелы - не приняты законы о праве на информацию, об охране персональных данных, о телевидении. Требуют дополнений законы об охране авторских и смежных правах, о средствах массовой информации, об участии в международном информационном обмене. Однако к старым нерешенным проблемам добавляются новые. На повестке дня стоит регулирование уже начавшегося процесса концентрации собственности отечественных средств массовый информации, слияния газет, объединения их с телеканалами, информационными агентствами, финансовыми группами. Нет документов, регламентирующих порядок формирования и поддержания ведомственных информационных ресурсов, доступа к ним граждан. Не установлены правила приобретения и эксплуатации информационных и телекоммуникационных технологий в государственных учреждениях, что приводит к бесконтрольному и безответственному расходованию значительных сумм, компьютерные и информационные системы не вносят ожидаемого вклада в повышение эффективности деятельности госорганов. Необходимо развивать свой «собственный» Интернет на основе российской информации. Весьма актуальной является разработка нормативных документов, регламентирующих продажу информационных ресурсов, создаваемых государственными органами. Ресурсы, которые не подлежат разгосударствлению, типа статистической информации, должны быть четко перечислены. Наконец, необходимо определиться, каковы место и роль России в международных программах, типа Глобальной информационной инфраструктуры.
Европейское сообщество с 1994 года поставило задачу построения информационного общества в число наиболее приоритетных. Достигнут значительный успех в реализации Плана действий (Europe and the global information society, 1994) , который определил стратегию движения Европы к информационному обществу:
· успешно начата либерализация телекоммуникационного сектора;
· предприняты усилия для обеспечения социальной ориентации информационного общества, поддержки региональных инициатив для достижения согласованного развития;
· сформулирован план действий в области образования;
· оказана поддержка европейской индустрии производства содержания, которая, как ожидается, создаст дополнительно около 1 млн. рабочих мест в течение следующих 10 лет;
· успешно воплощены программы научных разработок;
· Европейская Комиссия стала важным инструментом выработки общих правил, которые необходимы для перехода к глобальному информационному обществу.
С учетом уже достигнутого перед европейскими странами ставятся новые задачи:
1. Улучшить условия для бизнеса с помощью эффективной и согласованной либерализации телекоммуникаций, создать необходимые условия для внедрения электронной торговли.
2. Необходим переход к обучении в течение всей жизни. В этом направлении работает инициатива «Обучение в информационном обществе».
3. Значительные последствия информационного общества для конкретного человека побудили дискуссию, направленную на то, чтобы поместить людей в центр происходящих преобразований. По результатам обсуждения выпущена Зеленая книга «Жизнь и работа в информационном обществе: сначала люди» (Green Paper, 1996) . Речь в ней идет о создании новых рабочих мест, охране прав и свобод граждан, прежде всего неприкосновенности личной жизни.
4. Сегодня ясна важность глобального сотрудничества, установления правил создания информационного общества. Они затрагивают права на интеллектуальную собственность, защиту данных и тайну личной жизни, распространение вредного и незаконного содержания, проблемы обложения налогами, информационную безопасность, использование частот, стандартов. Для установления общих правил в этих областях необходимы многосторонние соглашения в рамках Европейского союза
Европейская комиссия в феврале 1995 г. учредила Форум для обсуждения общих проблем становления информационного общества. 128 его членов представляют пользователей новых технологий, различные социальные группы, поставщиков содержания и услуг, сетевых операторов, государственные и международные институты. Цель работы Форума проследить процесс становления информационного общества в шести областях:
· воздействие на экономику и занятость;
· сновные социальные и демократические ценности в «виртуальном сообществе»;
· воздействие на общественные, государственные службы;
· образование, переквалификация, обучение в информационном обществе;
· культурное измерение и будущее СМИ;
· устойчивое развитие, технология и инфраструктура.
Таким образом, в настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России. Этот процесс имеет глобальный характер, неизбежно вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество. Использование материальных и духовных благ информационной цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности. Россия должна войта в семью технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством. Можно ожидать, что основные черты и признаки информационного общества будут сформированы в России при стабильных социально-политических условиях и глубоких экономических преобразованиях в первой четверти XXI столетия.
К характерным чертам и признакам информационного общества следует отнести:
· формирование единого информационно-коммуникационного пространства России как части мирового информационного пространства, полноправное участие России в процессах информационной и экономической интеграции регионов, стран и народов;
· становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных информационных технологий, средств вычислительной техники и телекоммуникаций;
· создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития, фактическое удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах;
· возрастание роли информационно-коммуникационной инфраструктуры в системе общественного производства;
· повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях и, соответственно, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда;
· создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития.
Необходимость перехода к информационному обществу тесно связана с изменением характера воздействия научно-технического прогресса на жизнь людей. В конце XX века скорость смены технологических укладов в производстве, технологиях предоставления продукции и услуг и управлении этими процессами существенно увеличилась. Если в начале и даже в середине века такие смены происходили в периоды времени, значительно превышающие длительность жизни одного-двух поколений, то сегодня смена технологического уклада происходит за более короткий срок. При этом кардинально меняется образ жизни большей части населения, социально-психологическая модель поведения людей и общества в целом. Особенно существенно начинают отличаться модели поведения нынешнего и будущего поколений - известная проблема «отцов и детей». Очевидно, что одним из факторов, способных в определенной степени ослабить воздействие на психику человека подобных изменений в образе жизни, является уровень информационной подготовленности человека к грядущим изменениям. Одним из важнейших показателей изменения образа жизни во второй половине нашего века является развитие и использование новых информационно-коммуникационных технологий во всех областях социальной жизни и деятельности, уровень производства и потребления обществом информационных продуктов и услуг. Очевидны изменение отношения к информации и расширение возможностей получения и применения информации для усиления человеческого потенциала и его развития во многих направлениях.
Все вышесказанное определяет возникновение и необходимость решения сложной общественно значимой задачи - создание социально-психологической модели поведения члена информационного общества, выявления «точек» и методов воздействий, которые обеспечат нормальную адаптацию и комфортное существование человека в условиях информационного общества, уменьшат противоречия между поколениями.
Представляется, что наиболее действенным образом такое воздействие оказывает система образования, которая должна приучать ребенка, подростка и взрослого к необходимости постоянных изменений в образе жизни, к восприятию, следованию и сохранению национальных традиций и культурного наследства своей страны.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО – одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии.
Информационное общество – это общество, в котором:
1. Информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП. ИТТ становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке.
2. Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука. Происходит перерапределение ресурсов в пользу науки и образования. В США так называемый накопленный человеческий капитал в три раза больше активов всех американских корпораций. Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность. В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор – уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии.
3. Информация становится предметом массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Это гарантируется законом (военная и государственная тайна также определяется законом) и техническими возможностями. Появляются новые критерии оценки уровня развития общества – количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и фиксированных телефонов и т.д. Вырабатываются правовые основы информационного общества.
4. Формируется единая интегрированная информационная система на основе технологической конвергенции (слияния телекоммуникационной, компьютерно-электронной, аудио-визуальной техники). Создаются единые национальные информационные системы (в США – в 1980-е гг., в Западной Европе – в 1990-е.).
5. Информационное общество формируется как глобальное. Оно включает в себя:
· мировую «информационную экономику»;
· единое мировое информационное пространство;
· глобальную информационную инфраструктуру;
· формирующуюся мировую законодательно-правовую систему.
В информационном обществе деловая активность перетекает в информационно-коммуникативную среду. Формируются виртуальная экономика, виртуальная финансовая система и т.п., что ставит сложнейшие вопросы о механизмах их регулирования и связи с реальной, «физической» экономикой
1. Что такое «информационное общество»
2. Какова глобальная этапность исторического развития человечества
3. Каковы основные положения концепции информационного общества
5. Пять стадий процесса становления информационного общества (по А.И. Ракитову)
6. Отличительные черты информационного общества
7. Критерии перехода общества к постиндустриальной и информационной стадиям своего развития (по И.В. Соколовой)
8. Дополнительные критерии перехода общества к информационной стадии развития. Общество считается информационным, если:… (по А.И. Ракитову)
9. Опасности развития информационных технологий
10. Преимущества, которые дают обществу информационные технологии
11. Принципы развития доступа к общественной информации
12. Что такое «Государственная информационная политика»
14. В чем состоит стратегия движения Европы к информационному обществу
15. Характерные черты и признаки информационного общества
16. В чем проявляется глобальность информационного общества
Демократия осуществляемая с помощью референдума. Рефере́ндум (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено) или плебисцит - в государственном праве принятие избирательным корпусом решения по конституционным, законодательным или иным внутри- и внешнеполитическим вопросам.