Стендаля "Красное и чёрное" тест по литературе (10 класс) на тему. Тестирование по роману Ф.Стендаля "Красное и чёрное" тест по литературе (10 класс) на тему Тест 1 черное 24 красное

Таблицы Горбова-Шульте являются оригинальной модификацией стандартных тренажеров скоростного чтения. Особенностью таких тренажеров является наличие двух блоков чисел, один из которых черный, а второй – красного цвета. Черных ячеек в таблице 25, а клеток красного цвета 24. Причем, существует несколько вариаций тренажера: в одних меняется цвет фона, в других окрашиваются сами числа. На нашем ресурсе представлен вариант с закрашиванием цвета фона.

Пройти тест с полной интерпретацией результатов позволит ресурс BrainApps. Существует множество вариантов работы с такой таблицей, однако основной из них заключается в том, чтобы одновременно находить в порядке возрастания числа одного цвета и в порядке убывания – другого. Например, вы ищете число 1 красного цвета, затем 25 черного, после чего число 2 красного и так далее. При прохождении теста учитывается не только скорость выполнения задания, но и количество ошибок.

Тренировка с таблицами онлайн

Удобнее всего работать с красно-черными таблицами в режиме онлайн, где просто зафиксировать время и предоставляется большое количество случайных вариантов таблиц. Также для пользователей предусмотрено переключение размеров таблицы.

Онлайн тренажер снабжен несколькими функциями. Человек нажатием кнопки начинает тест, затем завершает его. Также он может поменять стилистику таблицы, то есть выбрать, что именно будет цветным: фон или сами числа. Единственный минус такого тренажера заключается в том, что он не показывает ошибки. Лучше всего хотя бы примерно фиксировать их количество самостоятельно.

Скачать таблицы Горбова-Шульте

Для многих пользователей удобно иметь несколько распечатанных вариантов красно-черных таблиц для работы с ними в условиях отсутствия интернета. Кроме того, распечатка может понадобиться для проведения коллективных тренингов или для людей, у которых быстро устают глаза от компьютера. Мы предоставляем несколько форматов скачивания таблиц Горбова-Шульте.

Интерпретация результатов

При обработке результатов работы с данными таблицами учитываются скорость нахождения цифр, количество и динамика ошибок. С помощью полученных данных высчитывают переключение внимания и другие стандартные показатели работоспособности человека. Более подробную информацию можно прочитать в соответствующем разделе блога, где находится развернутая статья об интерпретации результатов упражнений с таблицами Шульте.

Дополнительная информация по таблицам

Красно-черные таблицы являются всего лишь разновидностью таблиц Шульте. Более подробно о самом тренинге и его значении расскажет основная статья. Таблицы также имеют модификации для детей и буквенные разновидности, с помощью которых можно еще более эффективно развить навыки скорочтения, улучшить концентрацию и стрессоустойчивость на работе.

Еще существуют нестандартные варианты таблиц, разработанные скорее для разнообразия и некоторого усложнения задачи. Те, кому нравятся оригинальные тренинги, могут воспользоваться следующим необычным вариантом таблиц Шульте:

Любой вариант таблиц Шульте достаточно быстро и ощутимо улучшит навыки быстрого чтения и других полезных для работы мозга показателей.

Для успешного освоения школьной программы детям необходимо обладать рядом качеств, позволяющих концентрироваться и анализировать полученную информацию. Внимательность обучающихся необходимо постоянно тренировать, поэтому педагогу важно знать, требуется ли коррекция тому или иному ученику. Чтобы это определить, можно провести диагностику с помощью теста «Таблицы Шульте».

Суть методики

Таблицы, разработанные немецким психиатром Вальтером Шульте в середине ХХ века, представляют собой набор из карточек с изображёнными вразброс цифрами. Задача испытуемого - назвать все элементы в правильном порядке, показав на них указкой или, если удобно, зачеркнув карандашом. Традиционный вариант стимульного материала представляет собой 5 таблиц 60 х 60 см, выполненных на плотной бумаге. Каждый лист должен быть поделён на 25 квадратов со вписанными в них числами от 1 до 25.

Диагностика помогает исследовать:

  • устойчивость внимания;
  • эффективность самостоятельной работы;
  • психическую устойчивость;
  • скорость ориентировочно-поисковых движений взгляда;
  • объём внимания.

Методика направлена на тренировку и расширение периферического зрения. Это имеет ключевое значение для скорости чтения, так как позволяет сократить время, затрачиваемое на поиск определённых информационных частей текста. То есть таблицы не только выполняют диагностическую функцию, но и служат тренажёром скорочтения.

При тестировании используется несколько таблиц подряд

Для младших школьников регулярные тренировки на таблицах помогают:

  • быстрее и прочнее усваивать новый материал;
  • научиться критически оценивать полученные знания;
  • эффективнее запоминать информацию;
  • концентрировать внимание на конкретном действии.

Благодаря тому, что для выполнения заданий не нужно выполнять математические операции, результаты теста получаются максимально объективными.

С позиции учителя этот метод обладает ещё одним существенным преимуществом перед другими видами диагностических тестов, а именно: на обработку каждой таблицы уходит всего около минуты.

Как правильно пользоваться таблицами Шульте

Перед тем как начать работу с таблицами Шульте, нужно:

  • расположить таблицу под небольшим углом на расстоянии 30–35 см от глаз школьника;
  • попросить ребёнка зафиксировать взгляд на изображённых объектах в центре и не отводить глаза.

Сама процедура диагностики заключается в следующем:


Если методика используется в качестве тренажёра внимания, то не стоит обрабатывать более десяти таблиц в день. С развитием у школьника навыка быстрого ориентирования в изображённых элементах материал нужно дополнять. Для этого увеличивают количество ячеек, делая квадрат крупнее и предлагая испытуемым поле 6 х 6, 7 х 7, 8 х 8. Работать в таком случае рекомендуется 3–4 раза в неделю (по полчаса) на протяжении 21 дня.

Особенности проведения упражнений среди учеников разного возраста

Отыскивание чисел младшими школьниками

В младшем школьном возрасте применение теста должно носить облегчённый характер. Это касается прежде всего количества клеток с цифрами. Для новичков достаточно квадрата 3 х 3 или прямоугольника 3 х 5. Дети 5–11 классов могут показывать цифры молча, тогда как для малышей обязательным является проговаривание каждого объекта. Психологи и педагоги рекомендуют для учеников начальных классов проводить тест Шульте в несколько этапов:

  1. Показать и назвать цифры по порядку.
  2. Показать и назвать объекты в обратном порядке.
  3. Ребёнок показывает цифры по возрастанию, а взрослый в это время проговаривает чётные или нечётные числа.

Последний этап является самым сложным уровнем для ребёнка, так как требует концентрации внимания при внешних помехах.

Тест для обучающихся среднего и старшего звена (с чёрно-красной таблицей)

Цветная таблица Шульте предполагает комбинацию чёрного и красного цветов, активизирующих мозговую деятельность

Психологи детально изучили воздействие таблиц Шульте на мозг человека и пришли к выводу, что тест стимулирует приток крови к лобным долям, врезультате чего увеличивается объём памяти и усиливается концентрация внимания. Учитывая это, для усовершенствования методики учёные предложили сделать таблицу двуцветной: часть цифр на материале изобразить в красном цвете, а другую половину - в чёрном. Для детей среднего и старшего звена предлагается квадрат 7 х 7, а задание формулируется следующим образом:

  1. Назови и покажи все красные цифры.
  2. Назови и покажи все чёрные цифры.
  3. Показывая красные, используй прямой счёт.
  4. Показывая чёрные, используй обратный счёт.

Обработка и интерпретация результатов

Для вычисления эффективности работы (по времени, затраченному на выполнение и количеству допущенных ошибок) используется следующая формула:

ЭР (в секундах) = (т1 + т2 + т3 + т4 + т5) / 5, где т1 - время работы с таблицей №1, т2 - время проработки таблицы №2 и так далее; 5 - количество рассмотренных материалов. Эффективность оценивается с учётом возраста тестируемого (чем выше балл, тем лучше результат):

Степень врабатываемости (насколько быстро испытуемый включается в задание) вычисляется по формуле:

Вр = т1 / ЭР.

Если получившийся показатель меньше единицы, то качество проявляется на хорошем уровне. Чем выше значение Вр, тем сложнее школьнику включаться в работу.

Психическую устойчивость (как долго ребёнок может концентрироваться на конкретной поисковой задаче) можно определить так:

ПУ = т4 / ЭР.

Обратите внимание: в расчёт берётся время, затраченное на работу именно с таблицей №4. Если результат меньше 1, то это значит, что испытуемый обладает хорошей психической устойчивостью. Высокий показатель свидетельствует о плохой способности долго концентрироваться на какой-либо деятельности.

Два последних критерия оцениваются одинаково для школьников любого возраста.

Диагностика внимания с помощью методики Шульте помогает оценить степень концентрации внимания школьников, а также уровень их психической устойчивости, что позволяет скорректировать работу по развитию мышления и памяти ребёнка, а также обучить детей разного возраста приёмам скорочтения.

Для проведения исследования потребуются таблицы Горбова - Шульте размером 49 х 49см с цифрами от 1 до 25 черного и от 1 до 24 красного цвета (рис 2), секундомер и указка. Обязательно заранее подго товить протокол с целью регистрации в нем времени и ошибок при поиске цифр.

9

17

20

4

13

22

5

21

7

2

16

6

24

12

3

19

14

15

11

1

18

7

10

23

8

Рис.1.2. Черно-красная таблица Горбова - Шульте

для исследования переключения внимания.

Примечание. Выделенные цифры – черные.

Порядок работы . Занятие проводится индивидуально с каж дым испытуемым. Перед ним вертикально на столе устанавливается черно-красная таблица, дается указка и сообщается инструкция: «На таблице 25 черных цифр от 1 до 25 и 24 красные цифры от 1 до 24. Нужно показывать и называть черные цифры в возрастающем по рядке от 1 до 25, а красные ‑ в убывающем порядке от 24 до 1. Необходимо вести счет попеременно: сначала называть черную циф ру, потом красную, затем вновь черную, а за ней красную до тех пор, пока счет не будет окончен. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок». Экспериментатор в протоколе фиксирует время от дельно по каждому из пяти этапов (по десять цифр на каждый этап) и ошибки испытуемого следующих типов: замена порядка ‑ ошибка, при которой испытуемый цифры, называемые им в возра стающем порядке, начинает называть в убывающем порядке, и, наоборот; замена цифры ‑ изменение ее порядкового номера: вместо 23 называет 21; замена цвета ‑ вместо черной называет и показыва ет цифру красного цвета.

Время выполнения задания приблизительно 90 сек.

Протокол исследования оценки переключения внимания

Регистрация време ни

по этапам, с

Черные цифры

Регистрация ошибок

Красные цифры

Регистрация ошибок

t 1

t 2

t 3

t 4

t 5

Обработка результатов: Увеличение времени и количества ошибок от 1 к 5 интервалу свидетельствует об истощаемости нервных процессов, и замедления их подвижности к концу выполнения задания.

При обработке результатов рассчитывается общий показатель переключения внимания, равный сумме показателей по пяти эта пам. Для его вычисления необходимо определить успешность выполнения задания «поиск цифр с переключением» для каждого эта па отдельно. Единый оценочный критерий, отражающий показатель переключения внимания, равен времени поиска цифр с учетом совершенных ошибок. Он рассчитывается по формуле:

А = Т - С, где

А ‑ показатель переключения внимания,

Т и С ‑ балльные оцен ки времени и ошибок соответственно.

Балльные оценки времени и ошибок по переключению внима ния даны в табл. 3,4.

Для сопоставления межмодальных аттенционных характери стик необходимо осуществить перевод индивидуального показателя переключения внимания в шкальные оценки (табл.1.3).

Таблица 1.3

Бальная оценка переключения внимания

Этапы

1

2

3

4

5

время

балл

время

балл

время

балл

время

балл

время

балл

менее 16

менее 29

менее 32

менее 28

менее 30

17-21

29-34

31-40

29-34

31-34

22-26

35-39

41-48

35-39

35-38

27-30

40-44

49-56

40-45

39-42

31-35

45-49

57-64

46-50

43-46

36-40

50-54

65-76

51-56

47-50

41-45

55-59

77-84

57-62

51-54

46-50

60-64

85-92

63-67

55-58

51-54

65-69

93-100

68-73

59-62

55-59

70-74

101-108

74-78

63-66

60-64

75-79

109-116

79-84

67-70

65-69

80-84

117-124

85-90

71-74

70-74

85-89

125-132

91-95

75-78

75-78

90-94

133-140

96-101

79-82

79-83

95-99

141-148

102-106

83-86

84-88

100-104

149-156

107-112

87-90

89-93

105-109

157-164

113-118

91-94

94-98

110-114

165-172

119-123

95-98

99-102

115-119

173-180

124-129

99-102

103-107

120-124

181-188

130-134

103-106

108-112

125-129

189-196

135-140

107-110

113-117

130-134

более 196

141-146

111-114

более 117

135-139

147-151

115-118

более139

более 151

119-122

более 122

Анализ экспериментальных данных имеет смысл осуществлять в нескольких направлениях. Во-первых, необходимо, в результате сопоставления данных, сделать вывод о наличии или отсутствии возрастных различий по обследуемым группам в целом. Во-вторых, следует решить вопрос о степени выраженности индивидуальных различий, то есть, в какой мере отличаются данные, полученные при обследовании одного испытуемого, от среднегрупповых показателей. И, наконец, в-третьих, если мы имеем экспериментальные данные по развитию других характеристик внимания, можно осу ществить интериндивидуальный анализ, соотнеся между собой величины шкальных оценок по различным свойствам внимания.

Таблица 1.4

Бальная оценка ошибок переключения внимания

цвета

числа

порядка

4 - 5

4. Методика «Черно-красные таблицы»

Цель

Изучение индивидуальных особенностей переключения внимания.

Диапазон применения

Описываемая методика может быть использована при исследовании внимания школьников (начиная с подросткового возраста) и взрослых испытуемых. При обследовании младших школьников целесообразнее использовать упрощенный вариант этой методики с цифрами от 1 до 13 черного и от 1 до 12 красного цветов.

Оборудование

Секундомер, указка и таблица Горбова-Шульте размером 28х28 см с цифрами от 1 до 25 черного и от 1 до 24 красного цветов. Высота цифр – 2 см, написаны пером, черной и красной тушью.

Образец таблицы

«.» – показывает красные числа

Процедура эксперимента

Эксперимент проводится индивидуально, включает в себя три серии. В первой серии испытуемый получает задание называть и одновременно показывать черные числа в порядке возрастания от 1 до 25. Во второй серии он должен называть красные числа в убывающем порядке (от 24 до 1). В третьей серии испытуемый попеременно находит черные числа в возрастающем, а красные числа в убывающем порядке. Например, 1 черный, 24 красный, 2 черный, 23 красный и т.д. В инструкции указывается, что задание необходимо выполнять быстро и без ошибок. Экспериментатор фиксирует в протоколе время и ошибки испытуемого следующих типов: замена порядка - ошибка, при которой испытуемый цифры, называемые им в возрастающем порядке, начинает называть в убывающем порядке и наоборот; замена цифры - замена ее порядкового номера: вместо 23 называет 21; замена цвета - вместо черной называет и показывает цифру красного цвета.

Образец протокола

№ серии

Время выполнения

Ошибки

t1 =

t2 =

t3 =

Обработка результатов

I вариант

1. Вычисляем время переключения внимания по формуле t3 - (t1 + t2).

2. Для того, чтобы сделать вывод о том, быстро, медленно или со средней скоростью протекает переключение у данного испытуемого, необходимо сравнить его результаты со среднегрупповыми для данного возраста.

Возраст

t переключения внимания

ошибки

7-8 (n=95)

9-10 (n= 100)

11-12 (n=75)

13-14 (n=78)

15-16 (n=77 )

17-18 (n=89)

> 18 (n=69)

М – среднее значение

Вывод

В выводе необходимо указать скорость переключения внимания данного испытуемого: примерно равна, выше или ниже возрастной нормы.

II вариант

При обработке результатов полученные данные первоначально переводятся в первичные показатели успешности. При этом пользуются следующими формулами:

t 1+ t 2

1. Для объема внимания t об = ----------- , где

T об – объем внимания,

T1 - время работы в 1-й серии,

T2 - время работы во 2-й серии.

2. Для распределения внимания t р = t3, где

T р –распределение внимания,

T3 – время работы в 3-й серии.

3. Для переключения внимания t n = t3 – (t1+t2), где

T n – переключение внимания.

Оценка результатов

Для оценки полученных результатов пользуются специальными шкалами (см. таблицу).

Ошибки учитываются как дополнительный показатель. Если испытуемый допускает более четырех ошибок, то его общая оценка снижается на один балл.

Показатель

Оценка в баллах

1 балл

низкий

2 балла

ниже среднего

3 балла

средний

4 балла

выше

среднего

5 баллов

высокий

Объем

Внимания

61 и более

51-60

38-50

30-37

29 и менее

Распределение внимания

321 и более

261-320

171-260

131-170

130 и менее

Переключение внимания

201 и более

161-200

91-160

51-90

50 и менее

О таблице

Таблица Шульте – квадратная матрица, в ячейках которой в произвольном порядке размещены числа или буквы. Применяется в качестве теста для оценки текущего темпа восприятия текстовой информации и изучения объема внимания.

Методика работы с таблицами Шульте

Суть тренировок с таблицами Шульте – развитие навыка быстрого поиска и «захвата» информации благодаря расширению поля зрения. Последовательное нахождение чисел на скорость необходимо выполнять с соблюдением следующих важных правил:

  1. Зафиксируй взгляд в центре таблицы – старайся смотреть только на «глаз».
  2. Искать числа нужно беззвучным счётом, то есть не произнося их ни в слух, ни про себя (это сложно, но возможно) – в идеале.
  3. Главное – не просто отыскать цифры как можно быстрее. Помни, что твоя цель – научиться видеть одновременно с числом, расположенным в центральной клетке таблицы, числа, расположенные во всех четырех углах большого квадрата. Сначала это будет очень не просто, но со временем ты поймешь, что именно так можно развить способность находить все числа в 2-3 раза быстрее, чем при обычном движении глаз.

Режим занятий

Тренируйся с таблицами регулярно – каждый день или хотя бы через день на протяжении 2-3 недель. Выдели для занятий 20-30 минут. Если чувствуешь, что во время выполнения упражнений глаза начинают уставать, рекомендуем сделать перерыв на 5-10 минут или продолжить тренировку уже на следующий день.

в основе игры

Таблицы Шульте

Эффект от упражнения

Регулярные тренировки с таблицами Шульте:

  • помогают в развитии навыка концентрации внимания;
  • способствуют увеличению объема внимания;
  • развивают кратковременную зрительную память;
  • расширяют периферическое зрение, а более широкое поле зрения сокращает время поиска ценных смысловых частей текста;
  • повышают скорость визуального восприятия информации и способствуют увеличению скорости чтения.

Преимущества таблиц Шульте онлайн на сайт

Приятный дизайн, интерактивность, в центре размещен "глаз" для удобства фокусировки взгляда. Возможность тренировок на различном уровне сложности. Автоматическое отслеживание времени выполнения упражнения, фиксирование лучшего показателя. Принимай участие в рейтинге и стремись стать лучшим. Электронные таблицы Шульте на время – отличный стимул для постановки рекордов и улучшения своих результатов на фоне достижений других людей. Бумажные варианты необходимо постоянно обновлять, так как происходит их непроизвольное заучивание и эффект от упражнения пропадает. Наш онлайн-генератор создает неограниченное количество таблиц Шульте, что позволит Вам экономить время на подготовке к тренировкам. Мобильную версию упражнения-тренажера по таблицам Шульте можно скачать бесплатно на App Store и Google Play. Благодаря этому упражнения по скорочтению можно выполнять дома перед сном, утром в метро, в перерыве на работе, в любое удобное время и в любом месте.