Кукольная анимация: российская школа. Куклы в кино: краткий экскурс в историю

04.06.2019 Photoshop 3D

Кукольная анимация - метод объёмной мультипликации. При создании используется сцена-макет и куклы-актёры. Сцена фотографируется покадрово, после каждого кадра в сцену вносятся минимальные изменения (например, изменяется поза куклы). При воспроизведении полученной последовательности кадров возникает иллюзия движения объектов.

Этот тип анимации впервые возник в России в 1906 году. Первым русским мультипликатором (1906 год) был Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра, создавший первый в мире отечественный кукольный мультфильм, в котором изображены 12 танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций, изображающих сцену. Фильм снят на 17,5-миллиметровую плёнку. Время по его созданию заняло три месяца. За время создания Ширяев протёр ногами дыру в паркете, поскольку постоянно ходил от кинокамеры к декорации и обратно.

Данные фильмы обнаружены в архиве Ширяева киноведом Виктором Бочаровым в 2009 году. Там же найдены ещё несколько кукольных мультфильмов: «Играющие в мяч клоуны», «Художники Пьеро» и любовная драма со счастливым концом «Шутки Арлекина». Современные мультипликаторы ещё не могут разгадать секреты мультипликатора, поскольку куклы Ширяева не просто ходят по земле, но и прыгают и крутятся в воздухе.

Долгое время первым мультипликатором считался В. А. Старевич , начавший делать кукольные фильмы ещё в 1911. Среди наиболее выдающихся его последователей - А. Л. Птушко, чей «Каменный цветок» (1946) является одним из шедевров кукольной анимации.

В 1960-е в отечественную кукольную анимацию пришли новые имена: Роман Качанов, Владимир Дегтярёв, Вадим Курчевский, Николай Серебряков и другие.

Фильм «Варежка» Романа Качанова завоевал ряд престижных зарубежных призов на фестивалях, а также заново открыл зарубежному зрителю российскую школу кукольной анимации. Его же фильмы «Чебурашка», «Крокодил Гена» и «Шапокляк» стали признанной классикой мировой мультипликации. На фильмах Качанова аниматором-куловодом начинал свою карьеру Юрий Норштейн.

В Чехословакии кукольной анимацией занимался Иржи Трнка . Венгр по происхождению Дж. Пал работал в этой области в Великобритании и в США.

Куклы - старейшая анимационная техника, и хотя были периоды, когда популярность кукольных мультфильмов стремилась к нулю, полностью традиция никогда не прерывалась. Arzamas собрал не самые известные, но важные работы за последние полвека

Подготовила Анна Романова

«Лягушонок ищет папу»

Режиссер Роман Качанов, 1964

У одного маленького лягушонка не было папы, и он очень грустил. Так сильно, что отправился на его поиски. По этому незатейливому на первый взгляд филь-му учат драматургии студентов анимационных школ. Легендарный Роман Ка-чанов — один из создателей кукольной мультипликации в нашей стране. Это он сделал и «Варежку », и «Чебурашку » (художником на этих двух мультфиль-мах работал Леонид Шварцман).

«Мой зеленый крокодил»

Режиссер Вадим Курчевский, 1966

«Все крокодилы были как крокодилы, а этот крокодил был какой-то стран-ный…» Поэтическое кино о любви по сценарию Генриха Сапгира и Геннадия Цыферова, в котором мультипликатором работал Юрий Норштейн, а худож-ником — Алина Спешнева. Вадим Курчевский — режиссер анимационного кино, книжный иллюстратор, сценарист, художник-постановщик, телеведу-щий, учитель рисования и сценограф детских спектаклей.

«Клубок»

Режиссер Николай Серебряков, 1968

Очень грустная история о том, как важно вовремя остановиться, рассказана с помощью кукол и пряжи. Николай Серебряков — советский и российский режиссер мультипликационных фильмов; его самые известные работы — «Хочу быть отважным » и «Золоченые лбы ».

«Козленок, который считал до десяти»

Режиссер Владимир Дегтярев, 1968

Однажды козленок научился считать. Но далеко не всем в лесу это понрави-лось. Владимир Дегтярев — легенда кукольной мультипликации. Эта экрани-зация сказки норвежского писателя Альфа Прёйсена — один из самых извест-ных его мультфильмов для детей.

«Муми-тролль и другие»

Режиссер Аида Зябликова, 1978

Первый из трех мультфильмов про муми-троллей. Режиссер Аида Зябликова — классик кукольной анимации. Именно она экранизировала сказку Татьяны Александровой «Домовенок Кузя ». Композитор мультфильма — Алексей Рыб-ников, а стихи к песням написала Людмила Петрушевская. Озвучивали мульт-фильм Зиновий Гердт и Ольга Гобзева.

«Муми-тролль и комета», «Муми-тролль и комета. Путь домой»

Режиссер Нина Шорина, 1978

Режиссером второй и третьей серии про муми-троллей стала Нина Шорина, а художником — Людмила Танасенко (она также была художником известных фильмов «Падал прошлогодний снег », «Большой секрет для маленькой компа-нии », «Мальчик шел, сова летела ») и т. д. Эти серии также озвучили Зиновий Гердт и Ольга Гобзева.

«Новогоднее приключение»

Режиссер Юлиан Калишер, 1980

Новогоднее кино о том, как папа-человек и папа-медведь забыли купить елки и пытаются это исправить. Особенно хороша советская фея, которая помогает героям. Юлиан Калишер ставил очень много музыкальных мультфильмов, например «Большой секрет для маленькой компании » или «Кто ж такие птич-ки ». В «Новогоднем приключении» тоже есть забавная песня.

«Ежик плюс черепаха»

Режиссер Иван Уфимцев, 1981

Фильм одного из классиков кукольной анимации — Ивана Уфимцева, созда-теля «38 попугаев » и «Лошарика ». Эта экранизация сказки Редьярда Киплинга «Откуда взялись броненосцы» начинается с песни «На далекой Амазонке» в ис-полнении Татьяны и Сергея Никитиных. Роли озвучивали Олег Табаков, Все-волод Ларионов, Надежда Румянцева и Татьяна Пельтцер.

«Чертенок № 13»

Режиссер Натан Лернер, 1982

В школе для чертей важный день: на уроке изучают вопрос «Кого должен лю-бить черт?». Конечно же, себя! Но главный герой не согласен. Остроумный и нежный мультфильм Натана Лернера, которому мы в том числе обязаны анимационными образами барона Мюнхгаузена и Мука-скорохода.

«Вреднюга»

Режиссер Юрий Трофимов, 1987

У Юрия Трофимова несколько мультфильмов, снятых по мотивам сказок ан-глийского писателя Дональда Биссета. В этой серии Дракоша и его друзья бо-рются с коварным Вреднюгой, который хочет украсть радугу. Сценарий Вадима Курчевского, текст от автора читает Алексей Баталов.

«Влюбчивая ворона»

Режиссер Мария Муат, 1988

Однажды ворона полюбила косого зайца. А потом лису, а потом волка, а по-том… Сердцу не прикажешь! Трогательный и абсурдный мультфильм о любви по сценарию Ирины Марголиной с запоминающимися персонажами в испол-нении Георгия Буркова, Романа Филиппова и Ларисы Удовиченко. Мария Муат — ученица Сергея Образцова, ведущий режиссер современной кукольной мультипликации.

«Ежик должен быть колючим?»

Режиссер Михаил Каменецкий, 1990

В «порядочной ежиной семье» родился кудрявый ежик, и с этим срочно надо что-то делать! Мультфильм-притча Михаила Каменецкого о том, каково быть не таким, как все. Среди работ режиссера — «Волк и теленок », «Самый малень-кий гном » и «Боцман и попугай ».

«Желтухин»

Режиссер Мария Муат, 2002

Фильм по мотивам рассказа Алексея Толстого: выразительные куклы, прорабо-танность деталей, неспешное повествование и антураж дворянской усадьбы. Художник фильма — Марина Курчевская, один из постоянных художников — соавторов Марии Муат. Роли озвучивали три Табакова — Олег, Антон и Никита.

«О рыбаке и рыбке»

Режиссер Наталья Дабижа, 2002

Наталья Дабижа для кукольной экранизации сказки Пушкина выбрала стили-стику «театра в театре»: за перипетиями стариковой жизни наблюдают (а ино-гда и прямо в ней участвуют) дети в костюмах животных, и саму рыбку «игра-ет» девочка. Музыку к мультфильму написал Григорий Гладков.

«Эскимо»

Режиссер Юлия Аронова, 2004

Юлия Аронова — режиссер-экспериментатор. У нее есть фильмы в перекладке, смешанной технике, рисованные и даже кукольные. Как, например, «Эски-мо» — фильм про затосковавшего в цирке маленького пингвина, который захо-тел отправиться на север.

«Как пан конем был»

Режиссеры Александр Татарский, Валентин Телегин; 2004

Белорусская сказка про жадного и вредного пана, который совсем не жалел сво-их работников и был справедливо наказан. Мультфильм входит в «Гору само-цветов» — анимационный сериал студии «Пилот» по мотивам сказок народов России.

«Заяц-слуга»

Режиссер Елена Чернова, 2007

История о том, как бедный, но хитрый Хаким переоделся в зайца и что из этого вышло. Смешная татарская сказка с декорациями из ткани, тоже из «Горы самоцветов». Художник фильма — Валентин Телегин.

«Мост»

Режиссер Дина Великовская, 2009

Печальная притча о разводе родителей с необычными декорациями и прекрас-ной операторской работой, один из первых студенческих фильмов Дины Вели-ковской. Ее дипломный фильм «Мой странный дедушка » прокатился по фести-валям всего мира, а сейчас так же путешествует и побеждает «Кукушка ».

«Воробей, который умел держать слово»

Режиссер Дмитрий Геллер, 2010

Дмитрий Геллер, режиссер из Екатеринбурга, снимает короткометражное ав-торское кино. Как правило, оно скорее для взрослых, но этот мультфильм-притча подходит зрителям любого возраста. Честный воробей твердо решил вернуть солнце, пусть для этого и придется потерпеть. Фильм сделан в инте-ресной смешанной технике.

«Привередливая мышка»

Режиссер Сергей Струсовский, 2013

Современная музыкальная сказка про скромную серую мышку, которая внезап-но стала красавицей. В фильме огромное количество кукол — и для каждой найден особый характер. Очень хорошая работа аниматоров.

Сериал «Лёля и Минька»

Режиссер Дмитрий Лазарев, 2014

Современный, очень смешной сериал по мотивам рассказов Михаила Зощенко. Художник — Мария Быстрова, текст от автора читает Вениамин Смехов.

«Корабли прошлых лет»

Режиссер Георгий Богуславский, 2015

Фильм о старом капитане, который отправляется в последнее плавание; эпи-зоды с куклами чередуются с кинохроникой. Романтическая, печальная, но в то же время и счастливая история для семейного просмотра и обсуждения. Георгий Богуславский — недавний выпускник школы-студии ШАР, режиссер, пробующий себя в разных техниках. 

Порой вечером хочется оказаться в теплом уютном месте, где и провести остаток хмурого дня. Залезть под одеяло с кружкой горячего чая и включить добрый мультфильм, который навеет приятные воспоминания о детстве. Как известно, первые мультфильмы были кукольными, но как много мультфильмов с кукольной анимацией вы можете вспомнить сейчас?

Первыми картинами, возникающими в памяти, наверняка будут «Ежик в Тумане», «Чебурашка», «33 попугаев». Если же вспомнить более современные картины, то на ум приходят «Кошмар перед Рождеством», «Труп невесты», «Франкенвини». В общем, творчество неподражаемого Тима Бёртона. Но на самом деле, кукольная анимация имеет свою долгую и весьма трогательную историю.

Все началось в 1906 году в Российской Империи, когда балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев создал первый в мире кукольный мультфильм. В нем 12 танцующих кукольных фигурок на фоне неподвижных декораций прыгают и кружатся в воздухе, совершая балетные па. Секрет их движений не раскрыт до сих пор, поскольку их технология явно опережала свое время. После Ширяева также остались еще несколько произведений: «Играющие в мяч клоуны», «Художники Пьеро» и мелодрама со счастливым концом «Шутки Арлекина».

Кадр из фильма Александра Ширяева «Художники Пьеро»

До обнаружения работ Александра Ширяева в 2009 году первым мультипликатором в мире считался Владислав Александрович Старевич. Именно он впервые создал сюжетные фильмы, снятые в технике кукольной анимации. В основном, его картины были посвящены животному миру, героями мультфильмов порой даже были засушенные насекомые. Самыми известными его работами считаются короткометражные анимационные фильмы «Месть кинематографического оператора » (1912), «Стрекоза и муравей » (1913), «Рождество у обитателей леса» (1913) и полнометражные «Рейнеке-лис» (1930) и «Щенок-талисман» (1933). Его талантливым последователем считается Александр Птушко, чей фильм-сказка «Каменный цветок» (1946) по праву признан одним из анимационных шедевров.


Кадр из мультфильма Владислава Старевича «Стрекоза и муравей»

Второй всплеск кукольной анимации произошел в СССР в 60-х годах XX века. Его флагманом стал Роман Качанов, создатель знакомых с детства героев: Чебурашки, Крокодила Гены, Старухи Шапокляк. Самым громким успехом Качанова считается мультфильм «Варежка» (1967), завоевавший ряд престижных наград на фестивалях и открывший миру советскую кукольную анимацию. Учениками Романа Качанова считаются Кихачиро Кавамото, Юрий Норштейн и многие другие.


Кадр из мультфильма «Варежка» Романа Качанова

Кстати, Юрий Норштейн подарил нам чудесный мультфильм «Ежик в тумане» (1975), ставший лауреатом более 35 международных и всесоюзных премий.

Теперь обратимся к истории кукольной анимации за пределами Советского Союза. В 50-е годы в Европе наиболее заметной и значимой фигурой был Иржи Трнка (Jiří Trnka ), чешский режиссер-мультипликатор. Именно он считается основателем чехословацкой анимации. Иржи оказал наибольшее влияние на последующее развитие местной мультипликации. Его главными работами считаются «Старочешские предания» (1953), «Бравый солдат Швейк» (1955) по роману Ярослава Гашека «Похождения бравого лейтенанта Швейка» и «Сон в летнюю ночь» (1959) по одноименной пьесе Уильяма Шекспира.


Кадр из мультфильма Иржи Трнка «Сон в летнюю ночь»

В Японии основателем национальной кукольной анимации считается Кихачиро Кавамото, работы которого, в основном, посвящены истории страны. Среди его наиболее известных работ: «Стрельба без выстрела» (1988), рассказывающий нам о японском литераторе Ацуши Накахима; и «Шиповник, или Спящая красавица» (1990), повествующий нам известную историю в совершенно неожиданной интерпретации.


Кадр из мультфильма Кахачиро Кавамото «Cтрельба без выстрела»

Но и сегодня кукольная анимация по-прежнему популярна. Одним из самых известных режиссеров нашего времени считается Тим Бертон. Именно ему принадлежит идея создания неподражаемого «Кошмара перед Рождеством» (1993 г.), режиссером которого стал мультипликатор Генри Селик. Эта кукольная фантасмагория о царстве Хэллоуин во главе с царем ужасов Джеком Скеллингтоном завоевала сердца не только маленьких зрителей. После выхода этого мультфильма интерес к кукольной анимации заметно возрос, и Тим Бертон выпустил не менее удачные «Труп невесты» (2005) и «Франкенвини» (2012), выступив уже в качестве режиссера. Оба этих мультфильма получили Оскар в номинации лучший анимационный фильм. В 2009 году Генри Селик снял свой второй кукольный мультфильм «Каролина в стране кошмаров», который рассказывает о девочке Каролине, попавшей в другой мир через секретную дверцу, за которой ее ждут захватывающие приключения. Эта работа также была удостоена Оскара как лучший анимационный фильм. В том же 2009 году вышел еще один кукольный мультфильм «Бесподобный мистер Фокс», повествующий нам о лисьем семействе и о том, как его глава борется с разъярёнными фермерами. Его режиссером стал Уэс Андерсон, автор многих прекрасных полнометражных фильмов, таких как «Отель «Гранд Будапешт» и «Королевство полной луны». Этот эксперимент для режиссёра прочно занял место в шедеврах кукольной анимации.


Сегодня можно создавать мультфильмы не выходя из дома. Есть немало специальных с помощью которых вы, немного освоившись, легко создадите анимационный фильм. Это очень увлекательное занятие. Можно создавать анимацию как для профессионального пользования, так и просто как хобби. В этой статье рассмотрены лишь некоторые возможности компьютерной мультипликации. На самом деле эта сфера постоянно развивается: выпускаются новые программы или обновляются уже работающие в данной сфере. Рынок предлагает много программных продуктов, в том числе и без оплаты, но ничем не уступающих платным.

Занятие для детей

Для детей существует множество развлечений. Можно гулять, читать книги, ходить в спортивные секции, смотреть мультики, наконец. Но почему только смотреть? Ведь можно их создать самому и порадовать своим творчеством близких и друзей. Такой вид деятельности развивает детскую фантазию, мелкую моторику, повышает уровень компьютерной грамотности. Для этого необходимо:

  • придумать сюжет;
  • взять пластилин и слепить персонажей;
  • с помощью техники stop-motion оживить их;
  • следовать инструкциям программного продукта;
  • родители могут быть ассистентами для своего ребенка-аниматора.

К примеру, хорошая программа для мультипликации - это видеоредактор Movavi. Он может быть скачен в версии для Windows и для Mac. Для того чтобы убедиться в том, что создавать в домашних условиях мультфильмы несложно, нужно начать это делать. Данный видеоредактор имеет возможности приближения и удаления кадров, обрезки и вставки видео, озвучки, эффектов старого кино и т. п.

Компьютерная программа Pencil

Если всерьез хотите заняться созданием мультиков, тогда стоит изучить технические решения, разработанные для этого. Например, программа для мультипликации Pencil воплощает фантазии автора в реальность. Она дает возможность работать с растровой и векторной графикой. Сам редактор имеет англоязычный интерфейс. Однако он интуитивно понятен пользователю. Инструменты для рисования в программе Pencil стандартные. Есть панель опций, которая служит для изменения диаметра инструмента, цвета, размытия границ и т. п. Есть шкала для кадрирования - таймлайн. Для создания мультфильма рисуют кадры один за другим и присваивают им номера от последнего, т. е. в обратном порядке. Например, если в видео 5 фрагментов, значит, первому присваиваем номер 5, затем нажимаем + в keys на шкале и рисуем второй. Присваиваем второму кадру номер 4, затем + и т. д. Таким образом получаем мультфильм с обратным отсчетом. Pencil - это программа для мультипликации, позволяющая редактировать созданный кадровый ряд мультфильма путем добавления или удаления фрагментов. Для озвучки есть кнопочка рупора, в этом же разделе меняют скорость смены кадров. С помощью классических Saveas сохраняют мультфильм на компьютер.

Программные решения

Существует ряд программ, с помощью которых может быть создана разная мультипликация. Программы на русском: Movavi, CartoonMaker-конструктор «Мои любимые герои», Aurora 3D, Synfig Studio, «Мультстудия 3D», Anime Studio Pro с русским ключом и другие. Например, «Мои любимые герои» - отличное решение для маленьких мультипликаторов. Освоив программу, ребенок сможет за 20 минут создать свой мультяшный мир, который даст ему возможность почувствовать себя творцом. Он сможет создавать не только мультфильмы, но и комиксы. Как правило, детям интересны мультипликация и анимация. Программы, дающие возможность осуществить детскую мечту, разработаны таким образом, что будет интересно создавать анимационные фильмы не только детям, но и родителям. В редакторе CartoonMaker юного мультипликатора сопровождают любимые герои сказок: Робин Гуд, Мюнхгаузен, и другие. В его арсенале сто пятьдесят разных анимационных вариантов, тридцать фоновых декораций, пятнадцать персонажей, более двухсот звуковых эффектов, возможность формата в.avi, создание титров и многие другие функции. Synfig Studio - свободная и удобная программа для создания векторной двумерной графики. Подходит для Windows, Linux и Mac.

Какую программу выбрать?

Среди производителей программ для анимации лидирует Autodesk. К ней имеют отношения такие пакеты, как 3ds Мах, Maya и Softimage XSI. Отличный продукт от немецкого разработчика Cinema 4D. Он имеет возможность работы на многих языках, в том числе и на русском. Очень интересно канадское решение - Houdini. Трудно сказать, какая программа для мультипликации является наиболее удачной разработкой. Каждая из них имеет свои достоинства и, конечно, недостатки. Однако весь перечисленный софт, и не только он, но и другие программы, нашли свою нишу на рынке CG. Выделять какой-либо из них нет смысла, но рассмотреть для примера некоторые необходимо. Трехмерная графика сегодня востребована повсеместно: телевидение, киноиндустрия, реклама, видеоклипы, игры, дизайн, архитектура, полиграфия, медицина, криминалистика, машиностроение и т. д. Каждый выбирает, какая программа мультипликации на компьютер подойдет именно ему, исходя из версии ОС, технических характеристик ПК, своих финансовых возможностей и профессиональной деятельности.

Анимационная технология

Мультипликация - это очень трудоемкий процесс. Ее технология состоит в том, чтобы заставить неодушевленные образы двигаться на экране, тем самым получая мультипликационный фильм. При использовании рисованной анимации кадры составляются из рисунков, каждый из которых отображает движение объекта. Например, на первом фигура стоит ровно, на втором она уже слегка наклонила голову, на третьем - наклон головы стал еще больше и т. д. В итоге при их соединении получится видео, где фигура склонила голову. Рисунки покадрово фотографируются и проецируются на экран. Для звукового видео это двадцать четыре кадра в минуту, для немого - шестнадцать. Благодаря анимации можно создать эффекты, которые невозможно реализовать в реальной жизни: персонажи будут перемещаться в пространстве и времени, в одно мгновение из песчинок построится дом, герои ходят по воздуху, перевоплощается в разных личностей или животных и т. п. Кроме рисованной, есть еще пластилиновая и кукольная анимация, силуэтная и коллажная… Есть такие программы для мультипликации 3D, которые дают возможность создавать проекты, достойные уровня высокого профессионализма.

в Morfeus

Этот редактор очень прост в использовании и отлично подойдет начинающему аниматору. После загрузки и установки программы запускаем ее с помощью ярлыка на рабочем столе. После следуйте инструкции:

  • Выбираете вариант работы с нужным изображением.
  • Кликаем мышкой на кнопке «Далее».
  • Редактор предложит загрузить нужную картинку для последующей модификации.
  • Указываем путь к изображению (кликаем на Load Picture).
  • Опять «Далее».
  • Запускается основное окно редактирования.
  • Устанавливаем диапазон модификации рисунка с помощью Add Dots.
  • Ставим точки по контуру (или в местах, где не нужно менять изображение).
  • Перетаскиваем направление изменения картинки.
  • Кликаем на Preview, чтобы увидеть результат.
  • Сохраняем модифицированное изображение (меню File - export movie и кнопка Export).
  • Пара секунд, и анимация готова!
  • Просматриваем рисунок стандартными средствами системы.
  • Создаем изображения для мультфильма (желательно в иной программе - например, "Фотошопе").
  • Для первых шагов используем редакторы типа gif (можно Easy GIF Animator Pro), которые имеют все элементарные возможности для создания первого простого мультфильма даже из двух кадров.
  • Одной из наилучших программ для флэш-анимации является Macromedia Flash Professional, которая дает возможность самому создавать рисунки, добавлять звуки, баннеры и многое другое.
  • Интересно: для создания разного рода анимационных эффектов используют программы Easy GIF Animator, Ulead GIF Animator…
  • Важно использовать для работы четкие изображения! Расплывчатые невозможно редактировать четко!


Технология создания кукольного мультфильма

Чтобы создать хороший кукольный мультфильм, потребуется немалый талант и умение. Зритель очень требователен к тому, как выглядят куклы на экране. Персонажи таких мультипликационных фильмов могут быть сделаны из пластилина, бумаги, пластмассы, дерева, тряпочек… Задача мастера - сделать их очень реалистичными. При создании кукольной анимации герои, аналогично рисованным, кадр за кадром меняют свое положение. Куклу аккуратно ставят в нужную позу и снимают кадр. Для смены эмоций специально изготавливают несколько голов, отдельных частей лица и т. п. Благодаря современным технологиям съемок такого мультфильма есть специальная программа. Кукольная мультипликация с современными компьютерными технологиями стала намного проще, при этом возможности мультипликационных художников и операторов в воплощении их идей расширились.

3D-образование

Современное общество развито технологически и не собирается останавливаться на достигнутом. Анимация и киноиндустрия сегодня не обходятся без компьютерных специалистов в данной области. Поэтому компьютерное образование стало актуальным уже с первых классов общеобразовательной школы. Есть достаточно курсов и кружков, где изучается мультипликация для детей. Программа на таких курсах отличается своей направленностью, поэтому можно выбрать подходящую. Производство трехмерной анимации имеет свои направления в технической специализации: моделлер, сетапер, текстурщик, визуализатор, аниматор. Если есть желание стать мультипликатором или 3D-аниматором, нужно определиться, в каком направлении развиваться. Для развития профессионализма в этой области есть также ряд программ как на платной, так и на бесплатной основе. Многие бесплатные редакторы не уступают в своих функциях платным. К таким относится простая программа для мультипликации Synfig Studio. Отличный продукт для решения многих 3D-задач - это Blender. Хотя среди коммерческих решений относительно функциональных возможностей выбор все же куда более широк.

Сегодня мы поговорим о кукольной анимации «Союзмультфильма»! А ведь это практически главная "фишка" советской анимации!

Кукольная анимация - это метод объёмной мультипликации. При создании используется сцена-макет и куклы-актёры. Сцена фотографируется покадрово, после каждого кадра в сцену вносятся минимальные изменения (например, изменяется поза куклы). При воспроизведении полученной последовательности кадров возникает иллюзия движения объектов.
Создатель кукольной анимации в России и вообще - Владислав Старевич, о котором мы уже писали.
В советское время кукольной анимацией первым занялся Александр Ширяев. В 1906 году он создает мультфильм, в котором изображены 12 танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций, изображающих сцену. Фильм снят на 17,5-миллиметровую плёнку. Время по его созданию заняло три месяца. За время создания Ширяев протёр ногами дыру в паркете, поскольку постоянно ходил от кинокамеры к декорации и обратно.

Данные фильмы обнаружены в архиве Ширяева киноведом Виктором Бочаровым в 2009 году. Там же найдены ещё несколько кукольных мультфильмов: «Играющие в мяч клоуны», «Художники Пьеро» и любовная драма со счастливым концом «Шутки Арлекина». Современные мультипликаторы ещё не могут разгадать секреты мультипликатора, поскольку куклы Ширяева не просто ходят по земле, но и прыгают и крутятся в воздухе.

Александр Ширяев



В 1960-е в отечественную кукольную анимацию пришли новые имена: Роман Качанов, Владимир Дегтярёв, Вадим Курчевский, Николай Серебряков и другие.

Фильм «Варежка» Романа Качанова завоевал ряд престижных зарубежных призов на фестивалях, а также заново открыл зарубежному зрителю российскую школу кукольной анимации. Его же фильмы «Чебурашка», «Крокодил Гена» и «Шапокляк» стали признанной классикой мировой мультипликации. На фильмах Качанова аниматором-кукловодом начинал свою карьеру Юрий Норштейн.

Режиссёр Аида Зябликова создала кукольный мультсериал «Домовёнок Кузя», мультфильмы «Акаиро» и «Муми-тролль». Режиссёры Иосиф Доукша и Майя Бузинова работали в жанре кукольной анимации - «Дядюшка Ау (мультсериал)», а также создали серию кукольных мультфильмов по сказкам Ганса Христиана Андерсена: «Свинопас» (1980), «Домовой и хозяйка» (1988), «Новое платье короля» (1990), «Соловей» (1991). Михаил Каменецкий создал такие добрые мультфильмы, как «Самый маленький гном» (1980), «Боцман и попугай» (1982), «Волк и телёнок» (1984).

Кукольная советская анимация создавалась с особой теплотой. Наверное именно поэтому мы так любим советские мультфильмы. Есть что-то в них всех такое душевное и мягкое, как сами куклы. А ведь для каждой куклы отдельно головы лепились, проволочные каркасы сооружались, а для каждой эмоции - новая голова. А эмоции - исключительно добрые.

кукла и декорации из мультфильма «Боцман и попугай» (1982) в нашем музее