Обзор карты gtx 960 4gb. Тесты

Компания NVIDIA продолжает «по нисходящей» представлять новые видеокарты 900-й серии для настольных компьютеров. Графическая архитектура второго поколения теперь реализована и в среднеценовом сегменте видеокарт новой линейки GeForce. Следом за флагманами-первопроходцами и , появившимися четыре месяца назад, серию пополнила NVIDIA GeForce GTX 960 , представленная миру 22 января 2015 года.

После анонса первой версии Maxwell’а в феврале 2014 года в моделях невысокой мощности и компьютерный мир с нетерпением ждал продолжения. Однако продолжением стали упомянутые выше топовые видеокарты GeForce GTX 9xx, в результате чего образовалась «среднеклассовая ниша». Понимая это, корпорация «зелёных» наконец-то решила заполнить её моделью GeForce GTX 960. Насколько удачным оказался данный релиз? Давайте посмотрим.

Видеокарта данного обзора основана на графическом ядре с маркировкой GM206, который является практически вдвое урезанным флагманским GM204. Логически, новинка идет на смену , поэтому, для начала сравним характеристики этих видеоадаптеров.

GeForce GTX 960 GeForce GTX 760 Графическое ядро GM206 (Maxwell) GK104 (Kepler) Техпроцесс 28-нм 28-нм Кол-во транзисторов 2940 млн. 3540 млн. Шейдерных процессоров 1024 1152 Текстурных блоков 64 96 Частота процессора, базовая/ 1126 МГц / 1178 МГц 980 МГц /1033 МГц Разрядность шины памяти 128 бит 256 бит Тип памяти GDDR5 GDDR5 Объем памяти 2048 Мбайт 2048/4096 Мбайт Пропускная способность памяти 112,2 Гбайт/с 192,3 Гбайт/с Интерфейс PCI-Express 3.0 PCI-Express 3.0 Энергопотребление 120 Вт 170 Вт Рекомендованная цена $ 200 $ 250

Тестирование GeForce GTX 960 в играх* (среднее количество FPS) Игры/Настройки Ультра 1920х1080 px Высокие 1920х1080 px Battlefield 1 42 fps 54 fps Watch Dogs 2 23 fps 35 fps FarCry Primal 42 fps 47 fps DOOM 2016 59 fps 64 fps Fallout 4 42 fps 50 fps The Division 37 fps 44 fps Mafia III 20 fps 25 fps GTA V 39 fps 64 fps The Witcher 3: Wild Hunt 27 fps 32 fps Battlefield 4 55 fps 68 fps

*Для тестирования использовалась следующая конфигурация стенда: процессор Intel Core i5-6600, материнская плата ASUS Maximus VIII Extreme, оперативная память G.Skill 16 Гб, SSD Plextor PX-256M6Pro, блок питания Corsair AX1500i, операционная система Windows 10 (64 Bit). Версия драйвера NVIDIA GeForce: 375.95.

Безусловно Maxwell — новая графическая архитектура, носящая имя известного математика, радует своей энергоэффективностью и «холодностью». Но на наш субъективный взгляд релиз GeForce GTX 960 не принёс какого-либо особого, яркого момента. Всё же мы привыкли ожидать, что видеокарта одного номера в следующей серии должна быть заметно быстрее предшественницы. В данном случае ожидания практически не оправдались. Шина в 128 бит и небольшой объем видеопамяти не позволяют раскрыть весь потенциал современного GM206. Тем не менее, данная ситуация позволяет рынку игровых видеокарт ожидать скорого выхода более производительной версии GeForce GTX 960 с приставкой Ti.

Что же касается обозреваемой новинки, то она может с уверенность занять своё место среди компактных, экономичных и тихих систем, не претендующих на серьёзные игровые амбиции. В данном сегменте производительность и цена GeForce GTX 960 будет выглядеть очень даже неплохо и конкурентноспособно.

Современная продукция игровой индустрии разительно отличается от тех разработок, что были 10 лет назад. Соответственно, более качественный и масштабный продукт требует высоких вычислительных мощностей персонального компьютера. Видеокарта Nvidia GeForce GTX 960 позиционируется компанией-производителем в качестве общедоступного решения для пользователей, желающих воспользоваться всеми технологиями и программными улучшениями микроархитектуры GPU Maxwell. В свою очередь, эта архитектура отличается низким энергопотреблением, умеренным уровнем температурного режима, а также полной поддержкой фирменных технологий Nvidia и DirectX 12.

Среди основных изготовителей можно выделить фирмы Asus, Gigabyte, MSI, Zotac и Palit. В зависимости от модификаций видеокарты характеристики GTX 960 будут отличаться, но не существенно, так как по большей части компании только повышают объем памяти путем поднятия рабочих частот.

Вышедший на рынок GeForce 960 был оснащен 2 Gb и 4 Gb видеопамяти GDDR 5-го поколения. Основные характеристики референсной модели представлены ниже.

Спецификации графического процессора. Количество ядер CUDA составляет 1024 блока. Показатель базовой тактовой частоты отличается 1127 MHz, с ускорителем – 1178 MHz. Скорость выборки текстурных данных показывает отметку в 72 GigaTexels/s.

Спецификации видеопамяти. Пропускная способность GeForce 960 составляет 112 Гб/с.

Температура и питание. Максимальный заводской уровень температуры обозначен в 98 градусов. Потребление электроэнергии составляет 120W, в то время как минимальные требования по питанию – 400W. Сама карта имеет стандартный шестиконтактный разъем питания.

Обзор GTX 960

Серия GeForce 900 является вторым поколением видеокарт с использованием архитектуры графических процессоров Maxwell. Компания Nvidia уже делали успешные попытки внедрения этой архитектуры в карты позднего поколения, а именно GTX 750 и 750 Ti.

Модели с использованием новой технологии в графическом процессоре показали существенный прирост производительности в сравнении с их предшественниками на основе архитектуры Kepler. GeForce 960 обладает поддержкой следующих основных технологий.


«Voxel Global Illumination». Использование вексельной глобальной иллюминации позволит создавать более качественное освещение в видеоиграх. Такая возможность достигается путем формирования света и теней не только на основе прямых световых лучей, но и с учетом отражения этого от граней 3D-моделей. На сегодняшний день «VXCI» является одной из лучших технологий по созданию реалистичного освещения.

«Multi-Framed Sample AA». MFAA – новый метод многокадрового сглаживания, разработанный Nvidia. Благодаря этой технологии прирост производительности составляет около 30% при том же качестве работы, что и стандартный MSAA.

«Dynamic Super Resolution». При использовании высокого разрешения в играх зачастую снижается качество отображения объектов на заднем плане. Эта технология позволит увеличить четкость изображения моделей за счет динамичного повышения резкости.

«NVIDIA Hairworks». Этот метод значительно увеличивает реалистичность шерстяного и волосяного покрова у существ в играх.

Отдельно стоит отметить уровень шума, стабильную температуру и энергопотребление GTX 960. Выпущенные на основе референсной модели видеокарты показывают наилучшие показатели среди своих конкурентов.

Уровень шума в режиме бездействия составляет около 32 дБ(А), в то время как при максимальной нагрузке он увеличивается до 42-44 дБ(А).

Температура видеокарты в пассивном режиме колеблется от 30 до 33 градусов, при максимальной нагрузке она возрастает до 65-69 градусов.

Энергопотребление всей системы GeForce 960 в режиме бездействия составит около 120 Вт, при максимальной работе значение увеличится до 240-260 Вт.

Какой блок питания нужен для GTX 960

С учетом технических показателей можно сделать вывод, что для этой модели видеокарты достаточно будет использовать стандартный блок питания на 200 Вт.

Как разогнать карту Nvidia GeForce GTX 960

Модель 960 представляет собой графическую карту из среднего ценового диапазона с достаточно большим потенциалом для разгона, не в последнюю очередь из-за своего низкого энергопотребления и умеренного уровня температуры. Разгон видеокарты Nvidia GeForce GTX 960 позволит увеличить ее производительность на 14-15%.

Для повышения производительности используются 3 основные программы:

  1. GPU-Z. Представляет собой портативную утилиту, показывающая параметры работы видеокарты в штатном режиме.
  2. MSI Afterburner. Основной инструмент, с помощью которого проводится разгон GTX 960.
  3. 3DMark или FurMark. Бенчмарк, необходимый для тестирования карты с новыми параметрами.

Для разгона необходимо по очереди повысить такие параметры как CoreClock (частота графического ядра) и MemoryClock (частоты видеопамяти). Порядок действий в обоих случаях одинаковый:

  1. Увеличение частоты на 40-45 MHz.
  2. Проверка стабильной работы путем тестирования через бенчмарк.
  3. Последующие повышения частоты рекомендуется снизить до 20 MHz.
  4. Увеличение значения до тех пор, пока при тестировании на стабильность не появятся различные графические артефакты (зависание, мигание, появление черных точек).
  5. Снижение показателей до оптимальных параметров, при которых карта показывала стабильную работу.

Добыча криптовалюты с Nvidia GeForce GTX 960

Эффективная добыча токенов различных цифровых валют будет возможна только при использовании последних актуальных видеокарт. Тем не менее, нельзя сказать, что майнинг на GTX 960 невозможен. Эта видеокарта является отличным бюджетным вариантом для пользователей, решивших опробовать занятие майнингом.

Однако стоит учитывать, что наиболее высокий результат можно достичь только при добыче альтернативных валют (LiteCoin, Monero, Etherium Classic).

Тестирование в играх

Тест в играх GeForce 960 показал отличные результаты стабильной работы при максимальных настройках. При работе в штатном режиме эта модель не сильно отстает от своих конкурентов в плане производительности, а в разогнанном режиме в некоторых случаях даже существенно их обгоняет.

Более подробно о возможностях видеокарты можно узнать, посмотрев видео в конце статьи.

Сравнение производителей

На основе базовых характеристик можно провести следующее сравнение модификаций от различных компаний-изготовителей, учитывая характеристики и стоимость видеокарты Nvidia GeForce GTX 960 в рублях.

Характеристики Asus GeForce GTX 960 Strix Gigabyte GeForce GTX 960 WindForce 2X MSI GeForce GTX 960 Gaming 2G Zotac GeForce GTX 960 AMP! Edition Palit GeForce GTX 960 Super JetStream
Базовая тактовая частота, MHz 1253 1216 1216 1266 1279
Тактовая частота с ускорителем, MHz 1317 1279 1279 1329 1342
Частота памяти, MHz 1800 1753 1753 1753 1753
Объем памяти 2048 2048 2048 2048 2048
Пропускная способность, Гб/с 112 112 112 112 112
Пиксельная фильтрация, GPixels в секунду 40.1 38.9 38.9 40.5 40.9
Текстурная фильтрация, GTexel в секунду 80.2 77.8 77.8 107.6 81.9
Цена GTX 960 на I квартал 2018 года, руб ~14.000 ~14.000 ~12.500 ~13.500 ~13.000

Как обновить драйвера Nvidia GeForce GTX 960

Скачать драйвера для Nvidia GeForce GTX 960 можно с официального сайта фирмы. Установка последнего выпуска драйверов и пакетов дополнительного программного обеспечения позволит осуществить стабильную работу оборудования с максимальной производительностью.

Представляем базовый детальный материал с исследованием Nvidia Geforce GTX 960 на основе карты MSI.

Объект исследования : Ускоритель трехмерной графики (видеокарта) MSI Geforce GTX 960 Gaming 2G 2048 МБ 128-битной GDDR5 PCI-E

Сведения о разработчике : Компания Nvidia Corporation (торговая марка Nvidia) основана в 1993 году в США. Штаб-квартира в Санта-Кларе (Калифорния). Разрабатывает графические процессоры, технологии. До 1999 года основной маркой была Riva (Riva 128/TNT/TNT2), с 1999 года и по настоящее время - Geforce. В 2000 году были приобретены активы 3dfx Interactive, после чего торговые марки 3dfx/Voodoo перешли к Nvidia. Своего производства нет. Общая численность сотрудников (включая региональные офисы) около 5000 человек.

Часть 1: Теория и архитектура

После выхода новых моделей видеокарт, принадлежащих к верхнему ценовому диапазону, обычно следует анонс и среднеценовых решений, основанных на графических процессорах той же архитектуры, но с урезанным количеством исполнительных блоков, что выражается в меньшей производительности и меньшей розничной цене. Вот и в этот раз, после осеннего выпуска видеокарт Geforce GTX 980 и GTX 970 , созданных на основе графического процессора GM204 второй версии графической архитектуры Maxwell, компания Nvidia выпустила и заметно менее дорогую модель GTX 960 - со сниженным количеством потоковых процессоров, блоков текстурирования и растеризации, а также узкой шиной памяти.

Историю создания GPU последних лет мы начинаем с описания трудностей освоения новых техпроцессов, ведь GM204 и усеченный по скорости GM206 производятся по все тому же техпроцессу 28 нм, первые графические процессоры на котором вышли уже несколько лет назад. Но увы, несмотря на то, что многие компании (Nvidia, Qualcomm, Samsung, Apple и другие) уже какое-то время заказывают изготовление мобильных однокристальных систем (SoC), произведенных по техпроцессу 20 нм на фабриках TSMC, для производства GPU он просто не подходит, судя по многочисленным слухам.

Не имея публичных данных о выходе годной продукции и наличии или отсутствии проблем с 20 нм, нам приходится верить многочисленным неофициальным данным. Похоже, что ни AMD, ни Nvidia так и не решатся на выпуск видеочипов, используя 20-нанометровые мощности тайваньской компании. Говорят, что выход годных кристалов настолько низок, что смысла в переходе с 28 нм на 20 нм нет никакого. Этот новый техпроцесс на TSMC не дает никаких преимуществ перед давно известным и отлаженным: площадь чипа при переходе на 20 нм уменьшить можно, но требования по питанию и достижимые частоты остаются примерно такими же.

Так что производителям GPU остается работать над будущими чипами с прицелом на 16 или 14 нм у TSMC и GlobalFoundries, а пока выжимать все соки из имеющихся возможностей 28 нм. Nvidia уже выпустила отличные чипы GM107 и GM204 весьма энергоэффективной и впечатляющей архитектуры Maxwell, так что даже без перехода на 20 нм можно добиться неплохих результатов и улучшений по сравнению с предыдущими GPU, что особенно важно для недорогих решений, вроде анонсированного сегодня Geforce GTX 960.

По опыту прошлых лет мы знаем, что самый главный вопрос, интересующий потенциальных покупателей подобных видеокарт среднего уровня заключается в том, насколько сильно урезано среднеценовое решение относительно самых мощных топовых - то есть насколько графический процессор GM206 слабее своего старшего собрата, сколько функциональных устройств осталось в составе нового GPU и на какой частоте они работают. В нашем материале мы рассмотрим все эти вопросы максимально подробно.

Представленная в сентябре видеокарта Geforce GTX 980, основанная на топовом GPU второго поколения архитектуры Maxwell, является самым производительным одночиповым решением при сравнительно низком уровне потребления энергии. В обзорах старших моделей мы выяснили, что энергоэффективность у топового чипа Maxwell примерно вдвое выше по сравнению с аналогичными чипами архитектуры Kepler и конкурирующими решениями. А так как новый графический процессор GM206 имеет все те же возможности, что и более дорогие модели, то новинкой поддерживается все рассмотренное нами в базовом обзоре GTX 980: методы полноэкранного сглаживания MFAA и DSR, в наличии аппаратная поддержка для ускорения одного из методов глобального освещения VXGI, равно как и давно известные нам возможности вроде G-Sync. Не нужно забывать и о полноценной поддержке грядущего DirectX 12, игры с прицелом на который могут появиться уже довольно скоро.

С учетом всего написанного, анонсированная видеокарта Nvidia Geforce GTX 960 может стать отличным вариантом для апгрейда старых систем на основе одиночных видеокарт среднего ценового диапазона, вроде весьма популярной в свое время Geforce GTX 660. Новинка должна неплохо подойти для современных игр с высокими настройками качества в достаточно высоком разрешении, в том числе и с включенным полноэкранным сглаживанием. Благодаря весьма энергоэффективной архитектуре Maxwell, модель Geforce GTX 960 потребляет мало энергии и имеет всего один разъем дополнительного питания. Поэтому новинка также тихо работает и выделяет мало тепла даже под нагрузкой.

Модель Geforce GTX 960 предназначена специально для одного из самых лакомых для производителей GPU сегментов рынка видеокарт - с ценой около $200. Такие решения наиболее распространены у пользователей - по отчету Steam Hardware Survey (Valve), самыми популярными GPU являются как раз модели Geforce GTX 660 и GTX 760, а большинство пользователей до сих пор имеет в своих системах устаревшие видеокарты вроде Geforce GTX 660 и старше.

Графические процессоры этого класса обеспечивают достаточно высокую производительность при средней цене и являются одними из наиболее выгодных для покупателей. Поэтому и производители за этот сегмент дерутся чуть ли не сильнее, чем за модели верхнего уровня. Компания Nvidia ранее выпустила много удачных моделей видеокарт для этого ценового диапазона: Geforce GTX 460, 560, 660 и 760, а сейчас хочет продолжить успешную линию при помощи GTX 960. Получится ли это - выясним в нашем многостраничном материале.

Рассматриваемая модель видеокарты компании Nvidia основана на новом графическом процессоре архитектуры «Maxwell» второго поколения, которая в некоторых деталях схожа и с предыдущей архитектурой «Kepler». Поэтому перед прочтением данного материала полезно ознакомиться с ранними статьями о видеокартах компании Nvidia:

  • Nvidia Geforce GTX 970 - Неплохая замена GTX 770
  • Nvidia Geforce GTX 980 - Последователь Geforce GTX 680, обгоняющий даже GTX 780 Ti
  • Nvidia Geforce GTX 750 Ti - Maxwell начинает с малого... несмотря на Maxwell
  • Nvidia Geforce GTX 680 - новый однопроцессорный лидер 3D-графики

Итак, давайте рассмотрим подробные характеристики видеоплаты Geforce GTX 960, основанной на графическом процессоре GM206.

Графический ускоритель Geforce GTX 960
Параметр Значение
Кодовое имя чипа GM206
Технология производства 28 нм
Количество транзисторов 2,94 млрд.
Площадь ядра 227 мм²
Архитектура Унифицированная, с массивом общих процессоров для потоковой обработки многочисленных видов данных: вершин, пикселей и др.
Аппаратная поддержка DirectX DirectX 12, в том числе шейдерной модели Shader Model 5.0
Шина памяти 128-битная, два независимых контроллера памяти шириной по 64 бита с поддержкой GDDR5-памяти
Частота графического процессора 1126 (1178) МГц
Вычислительные блоки 8 потоковых мультипроцессоров, включающих 1024 скалярных ALU для расчетов с плавающей запятой одинарной и двойной точности в рамках стандарта IEEE 754-2008;
Блоки текстурирования 64 блока текстурной адресации и фильтрации с поддержкой FP16- и FP32-компонент в текстурах и поддержкой трилинейной и анизотропной фильтрации для всех текстурных форматов
Блоки растеризации (ROP) 2 широких блока ROP (32 пикселя) с поддержкой различных режимов сглаживания, в том числе при FP16- или FP32-формате буфера кадра. Каждый блок состоит из массива конфигурируемых ALU и отвечает за генерацию и сравнение Z, MSAA, блендинг
Поддержка мониторов Интегрированная поддержка до четырех мониторов, подключенных по интерфейсам Dual Link DVI, HDMI 2.0 и DisplayPort 1.2
Спецификации референсной видеокарты Geforce GTX 960
Параметр Значение
Частота ядра 1126 (1178) МГц
Количество универсальных процессоров 1024
Количество текстурных блоков 64
Количество блоков блендинга 32
Эффективная частота памяти 7000 (4×1750) МГц
Тип памяти GDDR5
Шина памяти 128 бит
Объем памяти 2 ГБ
Пропускная способность памяти 112,2 ГБ/с
Вычислительная производительность (FP32) 2,3 терафлопс
Теоретическая максимальная скорость закраски 36,0 гигапикселей/с
Теоретическая скорость выборки текстур 72,1 гигатекселей/с
Шина PCI Express 3.0
Разъемы Один разъем Dual Link DVI, один HDMI 2.0 и три DisplayPort 1.2
Энергопотребление до 120 Вт
Дополнительное питание Один 6-контактный разъем
Число слотов, занимаемых в системном корпусе 2
Рекомендуемая цена $199 (США), 13 990 руб. (Россия)

Новая модель Geforce GTX 960 получила наименование, типичное для решений Nvidia такого позиционирования (напомним, что пропуск серии GTX 800 обусловлен тем, что такие модели были выпущены для мобильных решений). Новинка замещает на рынке модель Geforce GTX 760, и в текущей продуктовой линейке компании GTX 960 располагается ниже топовой модели GTX 970. Еще ниже нее стоит GTX 750 Ti - видеокарта номинально из предыдущего поколения, но реально - также основанная на чипе архитектуры Maxwell, хотя и первого поколения. По сути, в линейке Nvidia остались двухчиповая Titan Z, топовые одночиповые модели GTX 980 и GTX 970, дальше идет GTX 960, а за ней - GTX 750 Ti и GTX 750.

Рекомендованная цена на новую плату составляет $199, и это ожидаемо для платы с таким наименованием, но спорно для уровня ее производительности. Ведь, несмотря на то, что плата носит наименование GTX 960, по некоторым характеристикам она уступает своей прямой предшественнице - GTX 760, не говоря уже о прямых конкурентах по цене у компании AMD. Мало того, что GTX 960 имеет меньшую скорость текстурирования, но самым главным недостатком является низкая пропускная способность видеопамяти относительно предшественниц и конкурентов.

Рассматриваемая сегодня модель компании Nvidia сделана на базе чипа GM206, имеющего лишь 128-битную шину памяти (по сравнению с 256-битной у GTX 760 или 192-битной у GTX 660). Да-да, новинка по ПСП уступает не только GTX 760, но даже и GTX 660. Впрочем, Nvidia уверяет, что частично потери скорости доступа к видеопамяти будут скомпенсированы оптимизациями и новыми методами сжатия информации. Вероятно, так действительно произойдет, но никакие методы компрессии не могут полностью заменить широкую шину памяти. Поэтому весьма вероятно, что при высоком разрешении рендеринга и применении требовательных методов полноэкранного сглаживания, вроде MSAA, производительность GTX 960 будет серьезно снижена.

Более того, объем установленной на видеокарту видеопамяти мог быть 2 или 4 ГБ, но в случае не самой дорогой модели было принято решение устанавливать 2 ГБ, чего также может быть недостаточно для некоторых требовательных 3D-игр при максимальных настройках качества и высоких разрешениях. С другой стороны, установка 4 ГБ быстрой GDDR5-памяти обошлась бы слишком дорого для платы за $200. На наш взгляд, идеальными характеристиками для видеокарты с такой ценой в текущих условиях были бы 192-битная шина и 3 ГБ видеопамяти, а подобный GTX 960 вариант должен стоить около $150.

Референсных плат для Geforce GTX 960 на рынке не будет, производители выпускают свои собственные дизайны, заметно отличающиеся друг от друга и по PCB и по разъемам дополнительного питания, и по системе охлаждения. Важно отметить, что чипу GM206 и набору микросхем памяти для дополнительного питания достаточно одного 6-контактного разъема PCI-E, но партнеры Nvidia могут изменять это решение по собственным соображениям. Предполагается, что плата дизайна Nvidia имеет три DisplayPort 1.2 разъема, один Dual Link DVI и порт HDMI 2.0, так как GM206 аналогично GM204 поддерживает вывод изображения по HDMI 2.0 - эта версия стандарта позволяет выводить полноценное 4K-разрешение с частотой обновления вплоть до 60 Гц. Также есть поддержка разрешений до 5K (5120x3200 пикселей при 60 Гц) и HDCP 2.2.

Уровень типичного энергопотребления для видеокарты Geforce GTX 960 составляет около 120 Вт (средняя цифра, заявленная компанией Nvidia), что не так уж сильно меньше, чем 145 Вт у старшего решения GTX 970 с куда более высокой производительностью. Впрочем, сравнивать новинку нужно скорее с Radeon R9 285 с ее 190 Вт потреблением. Еще раз оговоримся, что указанный набор портов вывода изображения и один разъем питания справедливы лишь для видеокарт Nvidia, а производители видеокарт выпустили собственные варианты Geforce GTX 960, отличающиеся дизайном печатных плат, систем охлаждения и питания, а также повышенной частотой работы для GPU и видеопамяти.

Ведь Geforce GTX 960 имеет очень высокий потенциал для повышения тактовых частот, и партнеры Nvidia по выпуску видеокарт уже со дня анонса предлагают фабрично разогнанные варианты Geforce GTX 960. Новая видеокарта потребляет сравнительно мало энергии, а соответственно имеет и низкое тепловыделение, и некоторые из моделей видеокарт смогут полностью отключать вентиляторы своих кулеров в определенных условиях, в том числе и при невысокой 3D-нагрузке (видеокарты от Asus, Gainward и Gigabyte уже умеют это). К примеру, Geforce GTX 960 потребляет и выделяет всего лишь 30 Вт при игре в League of Legends в разрешении 1920x1080 и максимальных настройках качества.

Архитектура

В отличие от вышедших ранее видеокарт на чипах архитектуры Maxwell, Geforce GTX 960 основана на абсолютно новом графическом процессоре GM206. Этот GPU включает все архитектурные возможности GM204, на котором основана топовая модель, поэтому все сказанное в статье по GTX 980 относится в полной мере и к среднебюджетной новинке. В частности, инженеры компании Nvidia проделали очень большую работу для увеличения эффективности всех блоков новых GPU второго поколения архитектуры Maxwell и достигли превосходной энергоэффективности.

Графический процессор GM206 состоит из пары кластеров графической обработки Graphics Processing Cluster (GPC), которые содержат по несколько потоковых мультипроцессоров (SMM). Каждый кластер GPC содержит выделенный движок растеризации и по четыре мультипроцессора SMM. В свою очередь, каждый мультипроцессор состоит из 128 вычислительных блоков CUDA, блока обработки геометрии PolyMorph и восьми блоков текстурирования (TMU).

Модель Geforce GTX 960 основана она на полном чипе GM206, содержащем два кластера GPC и 8 мультипроцессоров SMM. В целом новый GPU содержит 1024 потоковых процессоров CUDA и 64 блока TMU, по сравнению с 2048 ALU и 128 TMU у топового GM204 - то есть, он ровно вдвое меньше по функциональным блокам, относительно более дорогого чипа.

Мультипроцессор второго поколения Maxwell разбит на четыре блока CUDA-ядер по 32 штуки (всего 128 ядер на SMM), каждый из которых имеет собственные ресурсы для распределения команд, планирования обработки и буферизации потока инструкций. Благодаря тому, что каждый вычислительный блок имеет свои блоки диспетчера, вычислительные CUDA-ядра используются более эффективно, чем в Kepler, что также снижает и энергопотребление GPU. Сам по себе мультипроцессор по сравнению с GM204 не изменился:

Для улучшения эффективности использования кэшей в GPU были сделаны многочисленные изменения в подсистеме памяти. Каждый из мультипроцессоров в GM206 имеет выделенные 96 КБ общей памяти, а кэши первого уровня и текстур объединены в 24 КБ блоки - по два блока в мультипроцессоре (всего 48 КБ на SMM). Графические процессоры предыдущего поколения Kepler имели лишь 64 КБ общей памяти, которая также выполняла функции кэш-памяти первого уровня. В результате всех изменений эффективность CUDA-ядер Maxwell примерно в 1,4 раза выше, чем в аналогичном чипе Kepler (GM206 по сравнению с GK106), а энергоэффективность нового GPU оказалась выше уже вдвое.

Самым спорным решением, которое приняли при проектировании GM206, пожалуй, стало включение лишь двух 64-битных контроллеров памяти в новый чип, что в сумме составляет всего лишь 128-битную шину памяти. К каждому контроллеру памяти «привязаны» по 16 блоков ROP и 512 КБ кэш-памяти второго уровня, поэтому в целом чип содержит 32 блока ROP и 1024 КБ кэш-памяти. Эти цифры также вдвое меньше, чем у GM204, но если при переходе от GTX 780 (Ti) к GTX 980 шина уменьшилась в полтора раза - с 384-битной до 256-битной, а если мы сравним GTX 760 и GTX 960, то получим урезанную вдвое шину: с 256-бит до 128-бит.

А самое интересное в том, что даже печатные платы у большинства производителей рассчитаны на 192-битную шину - с возможностью установки шести микросхем памяти, хотя на них установлено по четыре микросхемы. То ли сам GM206 имеет 192-битный интерфейс памяти, то ли просто платы заранее ориентируются на какое-то более мощное решение с 192-битной шиной (GTX 960 Ti?) на базе другого графического процессора (еще более урезанный GM204?).

Понятно, что новый графический процессор GM206 поддерживает последнюю версию технологии динамического изменения тактовой частоты и напряжения GPU Boost, обеспечивающую максимально возможную 3D-производительность в определенных условиях (напряжение, температура, потребление) при сохранении минимального уровня частоты, который гарантируется при любых номинальных условиях. Базовая тактовая частота для видеочипа в Geforce GTX 960 равна 1126 МГц, а турбо-частота (средняя повышенная частота в нескольких играх и приложениях) чуть выше - 1178 МГц. Эта частота, как обычно, является лишь усредненным значением для нескольких игр, используемых компанией Nvidia в своих тестах. В реальности же она будет изменяться, и может быть как выше, так и ниже этого значения.

У GTX 960 есть еще приличный потенциал для разгона - лучший, чем у многих видеокарт предыдущих поколений. Благодаря эффективности и низкому потреблению графического процессора GM206, видеокарта Geforce GTX 960 может работать на куда более высоких частотах. Так, при номинальной частоте GPU в 1126(1178) МГц, данные видеокарты легко разгоняются до 1400-1450 МГц и выше, при неизменных системах охлаждения и напряжении. А фабрично разогнанные варианты имеют тактовую частоту GPU порядка 1300 МГц.

Частота работы видеопамяти у Geforce GTX 960 составляет 7010 МГц. С одной стороны, это немало - выше частот для GDDR5 практически и нет. С другой - с учетом 128-битной шины, получается пропускная способность всего лишь 112 ГБ/с, что меньше, чем у GTX 760 и даже GTX 660. Да, Nvidia утверждает, что недостаток ПСП частично компенсируется более эффективным сжатием информации, и это действительно так - в обзоре Geforce GTX 980 мы тщательно рассматривали это нововведение во втором поколении Maxwell.

Сжатие информации, находящейся в буфере кадра, позволяет графическому процессору более эффективно использовать имеющиеся возможности. Вместе с улучшением системы кэширования, о которой мы писали выше, новая схема сжатия обеспечивает новому GM206 на четверть более эффективное использование видеопамяти, по сравнению с любыми видеочипами Kepler. То есть, как отмечают в Nvidia, можно говорить об эффективной частоте видеопамяти в 9,3 ГГц, а не 7,0 ГГц. Только с учетом такого «хитрого» подсчета, GTX 960 по ПСП опережает GTX 660 (но не GTX 760!), обеспечивая 148,8 ГБ/с эффективной ПСП, по сравнению с 144,2 ГБ/с у GTX 660.

Это прекрасно, но даже «эффективная» цифра ПСП говорит о том, что полосы пропускания может и не хватать в высоких разрешениях и при включенном полноэкранном сглаживании. Именно ПСП во многих играх при высоком разрешении рендеринга ограничивает общую производительность, и есть вероятность того, что даже этого «эффективного» значения не хватит GTX 960, чтобы обогнать GTX 760 во многих играх. Хотя это и относится только к условиям высоких разрешений и/или включенного сглаживания методом MSAA и весьма требовательным к ПСП играм.

Новые возможности

Аналогично старшим моделям Geforce GTX 980 и GTX 970, новый GTX 960 поддерживает HDMI 2.0 и вывод изображения до 5K до четырех дисплеев одновременно. А с распространением видеоконтента в разрешении 4K становится важной поддержка HDCP 2.2 по HDMI. Но среди всех возможностей анонсированного решения можно особо выделить улучшенный блок работы с видеоданными, что особенно важно потому, что из-за невысокого потребления энергии некоторые пользователи захотят использовать Geforce GTX 960 в составе систем домашних кинотеатров.

Чтобы удовлетворить потребности этой публики, в GM206 добавили поддержку кодирования и декодирования видеоданных в формате H.265 (известном также как HEVC). В то время, как старшие модели на базе чипа GM204 имеют полноценную аппаратную поддержку только для кодирования видео в этот формат, новый графический процессор GM206 также умеет и аппаратно декодировать видеоданные в формате H.265.

Других аппаратных изменений в новой модели относительно Geforce GTX 980 нет, поэтому расскажем о том, что относится ко всем свежим решениям компании. Так, в компании продолжают улучшать взаимодействие с игровыми разработчиками, постоянно развивая свою инициативу под названием GameWorks, о которой мы уже не раз писали. Nvidia GameWorks предлагает множество библиотек и утилит, облегчающих игровым разработчикам внедрение новых графических эффектов в их проекты. В результате и время экономится, и игры становятся красивее.

За прошедший год Nvidia добавила в GameWorks много новых возможностей и эффектов. Например, Turf Effects позволяет имитировать большие объемы растительности с полноценным физическим взаимодействием с другими объектами. А в самом конце года было представлено последнее добавление к PhysX под названием FleX. Движок PhysX и так известен поддержкой физической имитации поведения тканей, разрушаемых объектов и систем частиц, а FleX использует унифицированный подход к частицам и более удобное их взаимодействие друг с другом и окружающими объектами.

В наступившем 2015 году компания Nvidia ожидает, что множество эффектов и технологий из GameWorks будут применяться в широком наборе будущих игр, включая такие проекты как Batman: Arkham Knight, Dying Light, Evolve и Witcher 3. Пока что точно неизвестно, какие из них найдут свое применение в каждой игре, так как их разработка продолжается.

Еще одной важной технологией Nvidia считает . Если вкратце, то вместе с применением специализированного монитора с поддержкой этой технологии современные видеокарты Nvidia обеспечивают максимально плавную смену кадров, что недостижимо при использовании устаревших методов вывода изображения на экран. При включенной вертикальной синхронизации игроки получают увеличенные задержки и нестабильность частоты кадров с неприятными рывками, а при выключении синхронизации на экране появляются раздражающие артефакты разрыва картинки. А технология G-Sync обеспечивает идеально плавную смену кадров без разрывов изображения и увеличения лагов.

Подобный комфорт доступен пользователям решений Nvidia уже много месяцев. С момента анонса технологии G-Sync партнеры компании по выпуску мониторов анонсировали и вывели на рынок несколько моделей дисплеев с TN-матрицами и разрешением от 1920x1080 до 3840x2160 (4K), и в своем обзоре мы отмечали, что рынку не хватает мониторов с более качественными IPS-матрицами. И вот, в самом начале года на рынок выходят G-Sync-мониторы с жидкокристаллическими панелями этого типа.

Первым IPS-монитором с поддержкой G-Sync стала модель Acer XB270HU - она обеспечивает родное разрешение в 2560x1440 пикселей при частоте обновления в 144 Гц, а также поддерживает технологию Nvidia Ultra Low Motion Blur (ULMB). Почему применение IPS так желанно? ЖК-матрицы, произведенные по этой технологии, обеспечивают лучшую цветопередачу и максимально широкие углы обзора по сравнению с TN. Ранее они были ограничены частотой обновления 60 Гц, и лишь недавно стало возможным обновление изображения на них с частотой до 144 Гц.

Это не единственная модель монитора с поддержкой G-Sync, которая выйдет в ближайшее время. На выставке Consumer Electronics Show 2015, компания Asus анонсировала монитор модели ROG PG27AQ - первый монитор компании с 4K-разрешением, поддержкой G-Sync и IPS-матрицей (хоть и не 144 Гц). Требовательные к качеству изображения игроки по достоинству оценят обе новинки в работе и играх, особенно с включенной технологией G-Sync, которая смогла нас впечатлить. А в течение года ожидается выпуск и других G-Sync-мониторов с различными характеристиками.

Geforce GTX 960 не только быстрее и заметно энергоэффективнее своих предшественниц, но еще она дает и новые возможности. Видеокарты такого уровня весьма популярны в играх жанра многопользовательской онлайновой боевой арены (MOBA - Multiplayer Online Battle Arena), вроде League of Legends и Dota 2, которые сейчас весьма популярны в мире. И для таких игр Geforce GTX 960 предлагает несколько новых возможностей. К примеру, включение Dynamic Super Resolution (DSR) даст пользователю сглаженную картинку с более высоким качеством на мониторе со сравнительно низким разрешением. Действие DSR аналогично методу полноэкранного сглаживания методом суперсэмплинга, когда сцена отрисовывается в более высоком разрешении, а затем масштабируется к разрешению экрана при помощи специального фильтра.

И хотя видеокарты вроде Geforce GTX 660 также поддерживают DSR, их мощности явно не хватит, чтобы играть даже в не слишком требовательные игры в таком режиме. Nvidia приводит пример, когда одна и та же игра League of Legends выводится на экран с разрешением 1080p на системе с GTX 660 при включении 8x MSAA, и на GTX 960 с включенным режимом DSR, в котором более качественная картинка рендерится в 4K-разрешении - и частота кадров при этом получается схожая.

А для требовательных игровых приложений пригодится поддержка видеокартой Geforce GTX 960 нового метода полноэкранного сглаживания Multi-Frame antialiasing (MFAA), позволяющего добиться большей производительности при сохранении высокого качества. Новый метод похож на распространенный MSAA, но позволяет получить большую скорость рендеринга, используя программируемые позиции MSAA-выборок и меняя их каждый кадр так, чтобы расположение выборок из соседних двух кадров соответствовало позициям выборок одного кадра при методе 4x MSAA, смешивая результаты при помощи специального фильтра.

Мощности Geforce GTX 960 хватает для большинства игр, запускаемых в разрешении 1080p с включенным MFAA при средней частоте кадров 60 FPS и выше. Изначально поддержка MFAA была заявлена для 20 игр, но в дальнейшем число игр с такой поддержкой заметно возросло. На данный момент, этот метод поддерживается во всех DirectX 10 и DirectX 11 играх, также поддерживающих и сглаживание методом MSAA, кроме трех приложений: Dead Rising 3, Dragon Age 2 и Max Payne 3. Зато все новые проекты отлично работают с MFAA:

Поддержка MFAA весьма важна именно для решений среднего уровня, вроде Geforce GTX 960, так как новый метод обеспечивает заметный рост производительности при включенном сглаживании и сохранении качества сглаживания метода 4x MSAA. Даже самые требовательные и «тяжелые» игры, которые слишком медленно работают при включении 4x MSAA на GTX 960, зачастую дают вполне комфортную производительность при включении MFAA. Неудивительно, что поддержку MFAA теперь встроили в Geforce Experience, и при оптимизации настроек для какой-либо игры из панели GFE, за включение MFAA будет отвечать эта программа.

По всем остальным вопросам архитектурных и функциональных тонкостей новинки вы можете обратиться к обзорам Geforce GTX 980 и GTX 750 Ti , в которых мы подробно писали об архитектуре Maxwell, устройстве потоковых мультипроцессоров (Streaming Multiprocessor - SM), организации подсистемы памяти и некоторых других архитектурных отличиях. Там же вы можете внимательно ознакомиться и с новыми функциональными возможностями, вроде аппаратной поддержки ускорения расчета глобального освещения VXGI, новыми методами полноэкранного сглаживания и улучшенными возможностями графического API DirectX 12.

Выводы по теоретической части

Видеокарта модели Geforce GTX 960 предназначена для обычных пользователей - не энтузиастов и любителей всего экстремального, а тех, кому вполне достаточно игры на типичных мониторах с разрешением 1920x1080 пикселей. Зато с максимальными игровыми настройками, а также включенным полноэкранным сглаживанием всех известных методов: FXAA, MFAA, MSAA и др. Даже в условиях требовательных игр всегда можно подобрать такой метод сглаживания, при котором Geforce GTX 960 обеспечит приемлемую частоту кадров, а в массовых играх вроде League of Legends можно дополнительно улучшить картинку при помощи режима DSR.

С архитектурной точки зрения, новый среднебюджетный GPU второго поколения архитектуры Maxwell получился неплохим. Как и его старший собрат, GM206 взял все самое лучшее из прошлых архитектур, получив дополнительную функциональность и улучшения второго поколения Maxwell. Новые методы сглаживания вкупе с эффективным сжатием содержимого буфера кадра должны принести сравнительно высокую производительность в условиях высоких разрешений, позволяя или улучшить качество изображения при избытке производительности или повысить производительность при сохранении высокого качества.

Функционально новинка выглядит просто отлично, ничем не уступая старшим Geforce GTX 980 и GTX 970, а кое в чем даже опережая (аппаратные возможности по декодированию видеоданных в формате H.265). При помощи глубокой модернизации блоков предыдущих архитектур, инженеры компании Nvidia добились удвоения показателя соотношения производительности к потреблению энергии, прибавив при этом в функциональности - чего стоит только поддержка ускорения одного из методов глобального освещения VXGI, а также графического API DirectX 12.

Что касается рыночных перспектив, то рассматриваемая сегодня модель Geforce GTX 960 на базе чипа GM206 станет неплохой заменой для аналогичных решений на базе чипов семейства Fermi и Kepler, а заодно и лучшим решением по энергоэффективности среди видеокарт среднего ценового диапазона. Соотношение производительности и энергопотребления у новинки должно быть действительно неплохим, но и потенциальный недостаток есть. Это всего лишь 128-битная шина памяти и объем видеопамяти в 2 ГБ. Да, для большинства игр и разрешений не выше 1080p без сглаживания этого должно хватить, но не всегда - в некоторых случаях явно будет наблюдаться нехватка и того и другого, что скажется на итоговой скорости.

Это особенно обидно с учетом того, что и GTX 760 и GTX 660 имели более широкую шину памяти. Да, Nvidia придумала специальную хитрость в виде эффективного сжатия данных в буфере, но даже если это действительно экономит 25% полосы пропускания, для такого мощного чипа этого все равно маловато. Не критично мало, но хотелось бы большего. На наш взгляд, 192-битная шина и 3 ГБ видеопамяти были бы просто идеальными характеристиками для видеокарты с ценой около $200 в текущих условиях. А подобный вариант можно было бы оставить для ценовой ниши порядка $150. Да и слишком большая дыра по производительности между GTX 960 и GTX 970 получается, куда явно напрашивается еще одна (GTX 960 Ti?) модель.

Да и для AMD выход такой Geforce GTX 960 не таит слишком большой рыночной опасности - им будет достаточно снизить цены на конкурирующие модели Radeon, и те запросто смогут поспорить с новинкой, хоть и не по функциональности и энергопотреблению, но точно по производительности. Конечно, Nvidia при этом может получать больше прибыли с продаж, так как 128-битная видеокарта на чипе GM206 меньшей сложности явно обойдется дешевле конкурирующих Radeon с 256-битной шиной памяти - с более сложными GPU, печатными платами и системами питания.

Если оценивать Geforce GTX 960 в целом, то новая модель является неплохим вариантом для обновления видеоподсистемы для тех пользователей, которые еще не приобрели аналогичные модели из линеек Geforce GTX 600 и 700. Все владельцы устаревших видеокарт моделей Geforce GTX 660 и ниже при смене видеокарты на GTX 960 получат заметный прирост производительности и функциональности, а значительно меньшее энергопотребление и тепловыделение будет дополнительным приятным бонусом. Еще одним важным фактором является то, что появление видеокарт Geforce GTX 960 в продаже ожидается прямо со дня анонса.

В следующей части нашего материала мы исследуем скорость рендеринга новой видеокарты Nvidia Geforce GTX 960 на практике, сравнив ее скорость с производительностью конкурентов от компании AMD и со скоростными показателями предшественников производства Nvidia, сначала в нашем привычном наборе синтетических тестов, а потом и в играх.
) Юлмарт

Доступный графический ускоритель начального уровня от компании NVidia - это GTX 960. Характеристики его, технические параметры и тесты производительности будут рассмотрены в нашем обзоре. Также будут приведены его тепловые и коммуникационные спецификации.

Позиционирование

Графическая продукция компании NVidia делится на 2 большие группы. Одна из них нацелена на применение в составе ПК начального уровня. У таких решений достаточно скромные технические параметры, а в их маркировке присутствует аббревиатура GT. Вторая группа графических адаптеров этого именитого производителя обозначается GTX и нацелена на реализацию высокопроизводительных компьютерных систем. У них продвинутые параметры и высокий уровень быстродействия. Именно к этой группе видеоадаптеров и принадлежит GTX 960. Характеристики этого адаптера позволяют ему решать любые актуальные на сегодняшний день задачи. Единственная оговорка при этом - в некоторых случаях придется понижать параметры изображения. К их числу относятся самые ресурсоемкие игры или различные графические пакеты профессионального класса.

Комплектация

Видеокарта GTX 960 имеет достаточно солидную комплектацию. В нее производитель включил следующее:

  • Руководство пользователя в расширенном объеме и в бумажном исполнении.

    Гарантийный талон со сроком обязательств один год.

    Провода дополнительного питания с переходником.

    Диск с диагностирующим программным обеспечением и драйверами.

В некоторых случаях этот список может быть дополнен компакт-дисками с игровыми приложениями. Но подобная практика пока не получила большого распространения и это скорее исключение, чем правило.

Параметры графического чипа

«Максвелл» - именного такая архитектура графических чипов лежит в основе GTX 960. Характеристики данного процессора указывают на то, что его маркировка по номенклатуре производителя - GM206. Этот полупроводниковый кристалл изготавливается по нормам технологического процесса, который соответствует 28 нм. Количество транзисторных элементов на данной кремниевой основе составляет 2940 миллионов штук. Тактовые частоты данного чипа в номинальном режиме находятся в пределах от 1126 МГц до 1178 МГц. Количество реализованных шейдерных модулей в этом случае составляет 1024 штуки, а работают они на той же самой частоте, что и ядро. В свою очередь модулей растеризации у этого акселератора 32, а блоков ROP - 64.

Память

GDDR5 - это единственный тип микросхем оперативной памяти для GTX 960. 4Gb или 2 Гб - это два возможных объема видеобуфера в данном акселераторе. Адаптер в первом исполнении стоит значительно дороже и встречается значительно реже. А вот второй вариант имеет меньший ценник и, как результат, его значительно чаще можно встретить в составе компьютерных вычислительных систем. Разрядность шины ОЗУ в этом случае равна 128 битам. Эффективная тактовая частота микросхем памяти составляет 7010ГГц в GTX 960. 4Gb или 2 Гб - так объем видеобуфера может отличаться у данного ускорителя, а вот номинальная частота - нет. То же самое справедливо и для пропускной способности, которая составляет 112 Гб/сек.

Тепловой пакет. Прочие энергетические параметры

Видеокарта модели GeForce GTX 960 имеет тепловой пакет в 120 Вт. Как результат, возможностей одного разъема PCI E для организации его электроснабжения будет недостаточно. Поэтому для этих целей на печатной плате данной видеокарты есть дополнительный разъем питания, который включает 6 контактов. Максимальное значение температуры в этом случае равно 98 0 С. Минимальная мощность системы электропитания персонального компьютера должна быть не менее 400 Вт. Но это значение справедливо для номинального режима. В случае разгона его необходимо поднять до 650 Вт.

Коммуникации

Все актуальные на сегодняшний день способы подключения есть в GeForce GTX 960. Для начала необходимо отметить, что эта видеокарта должна устанавливаться слот расширения на системной плате PCI Ex rev. 16Х. Рекомендованная его версия - 3.0, но также отлично работать данный адаптер и в более ранних его версиях - 2.0 и даже 1.0. Только в последних двух случаях по причине сниженной пропускной способности слота расширения снизится быстродействие графической подсистемы. Список портов для вывода видеосигнала состоит из:

  • Display Port - 1 шт.

Если нужен порт стандарта VGA, то можно установить в последний из них специальный переходник.

Тесты. Сравнение с аналогами

Неплохие результаты в тестах показывает видеокарта модели GTX 960. Сравнение с прямыми конкурентами показывает то, что в большинстве случаев она идет с ними на равных, а в некоторых - даже опережает. Основными оппонентами этого ускорителя являются GTX 770 от NVidia и R9 285 от AMD. Также в этот список можно включить еще R9 280X, но в этом случае возрастает стоимость, как и производительность. Для минимизации ЦПУ на результаты тестирования использовался чип Core i7 - 3930K с пиковой частотой в 4,4 ГГц. В игре Thief графические адаптеры показали такие результаты в fps:

    R9 280X - 46-64.

    GTX 770 - 30-61.

    GTX 960 - 30-56.

Безоговорочным лидером в этом случае является R8 280X, который имеет увеличенный до 3 Гб объем ОЗУ. Решения NVidia показывают примерно одинаковый уровень производительности. А вот R9 285 выступает в роли аутсайдера и даже не способен выдать в режиме 1080 р комфортный fps выше 30. Совершенно иная картина получается в игре Watch Dogs и видеокарты выдают такие fps:

    GTX 770 - 32-44.

    R9 280X - 36-43.

    GTX 960 - 25-40.

В этом случае герой этой статьи опустился до уровня R9 285. Это ресурсоемкая игра, которая выдвигает повышенные требования к аппаратным параметрам ПК. Понижение разрешения до 1600х900 позволит весьма комфортно в нее поиграть.

Разгон и прирост быстродействия

Разгон GTX 960 позволяет повысить тактовую частоту данного графического чипа с максимально возможных в номинальном режиме 1178 МГц до 1546 МГц. В процентном отношении получаем 31%. Более скромный прирост быстродействия со стороны оперативной памяти. Как было отмечено ранее, номинальная частота микросхем ОЗУ соответствует 7010 МГц. После разгона, как правило, это значение не превышает 7970 МГц. В этом случае процентный показатель соответствует всего лишь 13%. Также осуществление разгона выдвигает повышенные требования к компьютеру. В нем должна быть установлена улучшенная система питания (минимум 650 Вт). Также система охлаждения в обязательном порядке должна дополняться кулерами.

Стоимость. Отзывы

На текущий момент видеокарта GTX 960 от компании NVidia оценена в 12000-14000 рублей. С учетом результатов в тестах и технических спецификаций такая стоимость данного решения вполне оправдана. К минусам его владельцы относят лишь высокое энергопотребление. Но эта проблема присуща любому ускорителю игрового класса. К числу же преимуществ принадлежат высокое быстродействие, отменные технические спецификации и хорошая функциональность.

Итоги

Все еще актуальным игровым ускорителем среднего ценового диапазона является GTX 960. Характеристики этого адаптера, а также результаты тестов это лишний раз подтверждают. Причем в ближайшие 2 года в этом плане уж вряд ли что-то изменится, и большая часть игрового софта этому ускорителю уж точно будет по силам. Единственная оговорка при этом - далеко не максимальные параметры изображения будут в ресурсоемких приложениях.

Несколько месяцев назад состоялся официальный анонс новинки средне-бюджетного класса. Нам представили последнего на данный момент представителя новой линейки компании Nvidia, основанного на хорошо зарекомендовавшей себя архитектуре Maxwell (28 нм) – GeForce GTX 960.

Модель относится к графическим ускорителям среднего класса и построена на базе GPU GM206, содержащего 2.9 млрд транзисторов, 1024 ядра CUDA, 64 текстурных блока и 32 блока растеризации, а также пару 64-разрядных контроллеров памяти стандарта GDDR5. Ожидалось, что она будет прямым наследником GeForce GTX 760, однако на практике все оказалось печальнее, нежели предполагалось. Как вы уже знаете, все дело в ряде технических ограничений, реализованных в видеокарте инженерами компании. Это и всего 2 Гбайта видеопамяти, и шина памяти 128 бит. Причем если в первом случае все поправимо, благо можно купить версию с объемом 4 Гбайта, то со вторым придется лишь смириться.

В данном материале мы постараемся рассмотреть все интересные модели GeForce GTX 960, находящиеся в продаже в российской рознице. Как и ранее, пойдет в алфавитном порядке, чтобы избежать путаницы.

Nvidia GeForce GTX 960

Эталонный вариант видеокарты GeForce GTX 960 в конечном счете так и не был представлен Nvidia, что развязало руки партнерам по выпуску моделей на ее основе: калифорнийский производитель предъявил лишь основные технические характеристики графического ускорителя, от которых стоит отталкиваться. Далее вся инициатива перешла разработчикам.

Теперь мы можем лишь догадываться, как должна была выглядеть эталонная модель GeForce GTX 960, но были шансы, что она унаследовала бы облик GeForce GTX 760, ставшей любимицей публики за хорошее соотношение производительности и цены. А это черный пластиковый кожух с декоративными вставками и размещенный в головной части тангенциальный вентилятор, воздушный поток от которого, пройдя через радиатор, выходит сквозь решетку на задней панели.

Если обратиться к технической спецификации, то компания Nvidia говорит о своей видеокарте в общих чертах, и хотя она не была представлена, но фигурируют даже значения длины и ширины. Стандартные видеовыходы описаны блекло – это HDMI, DisplayPort и DVI-I.

Силовая часть выполнена по схеме 4+1 (GPU, Mem). Система питания ядра реализована на контроллере NCP81174 – это классический выбор для всей линейки графических ускорителей GeForce GTX 9xx. Поскольку он лишен умной шины, то управлять питанием придется через драйвер видеокарты. Номинальное напряжение для всех GeForce GTX 960 установлено равным 1.2 В. Предусмотрен небольшой запас, приблизительно 0.1 В.

Память видеокарты (общим объемом 2 Гбайта) набрана с помощью четырех микросхем емкостью 512 Мбайт каждая, распаянных с обеих сторон печатной платы. Обмен данными между графическим ядром и памятью осуществляется через 128-битную шину. Именно за столь малую ширину шины и объем видеопамяти больше всего критикуют GeForce GTX 960 и не без основания: несмотря на высокий уровень производительности, в категории Full HD приходится жертвовать настройками графики для получения плавности картинки.

GeForce GTX 960 основана на графическом процессоре Nvidia GM206 (Maxwell 2.x) в модификации GM206-300-A1, произведенном по 28 нм техпроцессу. В его состав входят 8 активных SMX-блоков, 1024 ядра CUDA и 32 блока растеризации. Базовая частота видеоядра составляет 1127 МГц (Boost до 1178 МГц) при напряжении 1.2 В, памяти – 1753 МГц.

Вот и все, что мы хотели рассказать об эталонной модели, которая так и не увидела свет. Пора переходить к версиям оригинального дизайна.

Модельный ряд GeForce GTX 960

ASUS GeForce GTX 960 Strix

ссылка .

Не так давно компания ASUS представила миру линейку видеокарт ASUS Strix, куда вошла и рассматриваемая модель ASUS GeForce GTX 960 Strix. Новинка может похвастать не только качественным исполнением и заводским разгоном, но и оригинальной системой охлаждения с технологией 0dB FAN.

Длина видеокарты составляет 217 мм, она занимает два слота расширения. В качестве охладителя используется радиатор с продольным расположением ребер, насчитывающий 47 алюминиевых пластин, которые пронизаны четырьмя тепловыми трубками: центральными 8 мм и крайними 6 мм. Применяется технология прямого контакта, жаль лишь, что графический процессор соприкасается не со всеми из них.

В системе охлаждения DirectCU II используются два вентилятора с диаметром крыльчатки 74 мм, которые в режиме простоя выключаются. Они изготовлены фирмой FirstD, маркировка FD7010H12S, их характеристики – напряжение 12 В, потребляемый ток 0.35 А.

Что касается силовой части, то она оснащена небольшим радиатором, который отводит тепло через специальную термопрокладку. Вся задняя часть печатной платы закрыта черной металлической пластиной.

Печатная плата ASUS GeForce GTX 960 Strix получила длину всего 170 мм, и очень напоминает нам PCB своих предшественников – ASUS GeForce GTX 670/ GTX 760 DirectCU Mini. Инженеры использовали качественную элементную базу, соответствующую фирменной концепции Super Alloy Power – в нее входят твердотельные конденсаторы, дроссели с ферритовым сердечником, а также тантал-полимерные конденсаторы.

Видеокарта оборудована пятифазным (4+1, GPU/Memory) стабилизатором питания, который управляется ШИМ-контроллером uP1608TK производства компании uPI Semiconductor.

Как и следовало ожидать, в качестве разъема дополнительного питания используется один шестиконтактный, аналогично эталонной версии.

В номинальном режиме работы частота графического ядра была повышена относительно рекомендаций Nvidia и составляет 1253 МГц. Учитывая поддержку технологии Nvidia GPU Boost 2.0, в турборежиме частота графического процессора в среднем составляет 1392-1405 МГц. Небольшие изменения коснулись и видеопамяти, которая функционирует при 1800 МГц против эталонных 1753 МГц.

В режиме автоматического регулирования скорости вращения лопастей при максимальной нагрузке графического ядра его температура зафиксировалась на отметке 63°C, что является отличным результатом.

Однако скорость вращения крыльчаток вентиляторов при этом составляла 55% от максимальной – около 1750 об/мин. В таком режиме уровень шума был средним: разработчикам стоило бы, пожертвовав парой градусов, сделать модель чуть тише, что было бы хорошим решением.

EVGA GeForce GTX 960 SuperSC ACX 2.0+

Описание на сайте производителя – ссылка .

Своих поклонников порадовала и компания EVGA, выпустив GeForce GTX 960 с обновленной системой охлаждения ACX 2.0+. По словам разработчиков, в нее вошли все самые передовые технологии.

В отличие от видеокарты, рассмотренной выше, EVGA GTX 960 SuperSC ACX 2.0+ не обладает особо интересным дизайном, за исключением двух крупных вентиляторов и общей длины в 257 мм.

Система охлаждения ACX переживает не первое перерождение, и, честно говоря, я уже сбился со счета, какая передо мной очередная модификация. В одной из презентаций разработчики рассказывали, что откажутся от продольных ребер из-за необходимости загибать тепловые трубки и тратить часть эффективности при теплообмене, что можно видеть на фотографии ниже. Сам кулер состоит из множества алюминиевых никелированных пластин сложной геометрической формы. В основании расположена медная пластина для контакта с графическим процессором и распределения тепла между всеми элементами СО с помощью трех 10 мм тепловых трубок.

За активную часть отвечает пара вертушек хорошо знакомой нам фирмы Power Logic c диаметром крыльчатки 88 мм. Их маркировка PLA09215B12H, заявленные характеристики: напряжение 12 В, потребляемый ток 0.55 А.

Не забыли инженеры и о силовой части видеокарты и микросхемах видеопамяти, накрытых единой металлической пластиной без оребрения.

При обзоре EVGA GeForce GTX 960 SuperSC ACX 2.0+ сходства с другими версиями не обнаружено, это еще один плюс в копилку разработчиков. В модели используется качественная элементная база, например, танталовые конденсаторы и транзисторы типа DirectFET.

Система питания видеокарты построена по усиленной схеме 6+2, где шесть фаз отводится для GPU и две – для памяти, в качестве ШИМ-контроллера применен NCP81174.

Стоит упомянуть и переключатель между двумя версиями BIOS – «Slave» и «Master».

В отличие от варианта референсного дизайна, разработчики сделали шаг вперед и установили один разъем 8pin дополнительного питания, что вырисовывает неплохие перспективы для оверклокинга.

Видеокарта EVGA изначально оснащена высоким заводским разгоном, о чем говорит суффикс SuperSC, что расшифровывается как Super SuperClocked. Базовый разгон по ядру составляет до 1279 МГц против 1127 МГц у эталонной GeForce GTX 960, в режиме Boost – 1342 МГц (при напряжении 1.206 В) против 1178 МГц. Частота памяти осталась без изменений – 1753 МГц.

В 3D благодаря технологии GPU Boost версии 2.0 частота видеоядра увеличивается вплоть до 1455-1468 МГц, что влечет за собой рост производительности.

При этом алгоритм системы охлаждения настроен так, что позволяет графическому процессору прогреться до 60°C, после чего в работу вступают вентиляторы.

В таком режиме температура GPU может достигать 70°C, а вертушки вращаются со скоростью 880 об/мин. Система охлаждения остается достаточно тихой.

С более детальным обзором EVGA GeForce GTX 960 SuperSC ACX 2.0+ можно ознакомиться в материале «