История андроида: как появилась зеленая ОС. Google Android

Наверное, мало кто помнит первого из предполагаемых убийц iPhone — смартфон T-Mobile G1 на базе Android версии 1.0.

23 сентября 2008 года в Нью-Йорке компании Google, HTC и оператор сотовой связи T-Mobile представили миру первый смартфон под управлением операционной системы Android - T-Mobile G1. Спустя месяц его можно было купить в США за 179 долларов с двухгодичным контрактом, а чуть позже его начали продавать в Европе под именем HTC G1 и без операторской привязки.

Выглядит этот смартфон так:

T-Mobile G1 был оснащен процессором Qualcomm с тактовой частотой 528 мегагерц, экраном диагональю 3,2 дюйма с разрешением 320×480 пикселей, накопителем 256 мегабайт, оперативной памятью 192 мегабайта, камерой с разрешением 3,2 мегапикселя, модулями Wi-FI, GPS, Bluetooth 2.0, физической QWERTY-клавиатурой и аккумулятором емкостью 1150 мАч. При этом устройство весило 158 грамм и имело габариты 117,7×55,7×17,1 мм.

На момент выпуска смартфону было доступно 1700 приложений от сторонних разработчиков. Google портировала на Android несколько приложений, которые ранее выпускались для iPhone, BlackBerry и Windows Mobile: YouTube, карты, почту, календарь и Gtalk. Данные нативных приложений уже тогда синхронизировались в облаке через аккаунт Google.

G1 нарекли убийцей iPhone, во-первых, из-за сенсорного экрана, а во-вторых, из-за того, что он превосходил первый смартфон Apple по нескольким важным параметрам: более высокое разрешение камеры, время автономной работы и поддержка карт памяти. Но iPhone был легче, тоньше и красивее.

Дизайн G1 оставлял желать лучшего, а физическая клавиатура была ему необходима - у Android на тот момент не было экранной. Непонятно, почему G1 получился таким страшненьким. Взгляните на концепты смартфонов Google, датированные 2006 годом, они прекрасны:

На тот момент Google не планировала использовать в смартфонах сенсорные экраны. Предполагалось, что этими устройствами будут управлять только при помощи физических клавиш. Выпуск iPhone в 2007 году скорректировал планы Google.

Первый Android-смартфон мог быть другим. В феврале 2008 года на выставке Mobile World Congress прототипы устройств продемонстрировали сразу несколько компаний: ARM показала смартфон с завершенным дизайном корпуса, а NEC - плату с сенсорным экраном. Samsung тоже вела разработки в то время, но не показывала их.

Сегодня мы начнем серию статей, посвященных истории развития Android. Первая часть начнется с предыстории, с того, как зарождалась система и что представлял из себя мобильный рынок того времени. По правде говоря, многие пользователи даже не интересовались данным вопросом, не интересовались развитием того, чем пользуются сегодня миллионы пользователей по всему миру. Так давайте же, наконец, поймем, что такое настоящий Android.

Начать бы хотелось с момента, когда Android еще даже не планировался. На дворе стоял 2005 год. Тогда на рынке широкую популярность получили смартфоны на базе Symbian, Windows Mobile и устройства компании . Уже на тот момент телефоны были не так глупы, и их вполне можно было назвать смартфонами. Сейчас, конечно, для нас эти времена кажутся очень далекими и давно забытыми, однако это не так.

К слову, в это же время еще не было даже Twitter, а YouTube считался сомнительным стартапом, впрочем, Vista тогда числилась в рядах инновационных операционных систем, а Apple активно отрицала факт разработки iPhone.

Наиболее популярными и инновационными девайсами того времени считались ноутбуки, которые сегодня, к сожалению, а может, и к счастью, становятся жертвой развития иных, более удобных средств коммуникации.

Энди Рубин и Danger

Несколько лет назад, до того как появился Android, существовала компания Danger, которая была основана бывшим инженером Apple Энди Рубином. Энди родился в 1962 году, вырос в Нью-Йорке (Чаппакуа). Был сыном психолога, который вскоре основал собственную фирму. В детстве Рубин интересовался BBS (способ общения пользователей компьютеров через коммутируемые телефонные сети).

Жарко Драганик, бывший коллега Рубина в Apple: «Классический подход Рубина таков: Ты делаешь что-то только ради того, чтобы сделать, потому что это круто…»

Главным достижением компании стала разработка смартфона Hiptop. Аппарат имел лэндскейп-клавиатуру, а также ПО, с помощью которого можно было мгновенно делиться сообщениями, серфить Интернет и отправлять электронную почту. В партнерстве с T-Mobile Danger переименовала Hiptop в Sidekick.


Устройство стало популярным, благодаря уникальной бизнес-модели, которая существенно отличалась от других бизнес-моделей того времени. Однако вскоре Ларри Пейдж и Сергей Брин заметили компанию, интерес заключался в более широком распространении поисковика от Google. Затем по непонятным причинам Энди Рубин был смещен с поста руководителя Danger, и вскоре он создал новую компанию. Его целью стала разработка полностью открытой платформы.

Основание Android Inc.

Компания Android не производила и не выпускала никаких продуктов в течение двух лет. В это время Рубин с небольшой командой программных инженеров пытались создать программное обеспечение нового поколения для смартфонов, и главным параметром являлся открытый исходный код. В целом Android стал скорее логическим продолжение всего того, что удалось добиться Рубину в Danger.

Инвесторы быстро подхватили идею компании и стали поддерживать её, в это же время Google увидела в Android то, что ей нужно. Ей нужна была компания, разрабатывающая смартфоны, для победы над Microsoft и BlackBerry. Пейдж и Брин хотели видеть на рынке больше устройств с поисковиком от Google, ведь уже тогда сервисы играли огромное значение, а Android в качестве платформы с открытым исходным кодом идеально подходил под требования основателей Google. И в июле 2005 года корпорация Google купила компанию Android Inc. за 50 миллионов долларов.

Первые прототипы

Однако следует понимать, что без аппаратного обеспечения софт бесполезен. Кто из вас помнит, какой смартфон на базе Android был самым первым? Ответ ваш наверняка неверен. Самым первым прототипом первого Android-смартфона был Sooner. Девайс внешне был очень схож с устройствами компании BlackBerry, так как имел полноценную QWERTY-клавиатуру.

Аппарат был оснащен дисплеем с разрешением 320 x 240, камерой на 1,3 Мп, 64 мегабайтами оперативной памяти, а также поддержкой GPRS, съемной батареей и даже слотом под SD-карту.

Причина наличия полноценной клавиатуры и отказа от сенсорного дисплея заключалась в нежелании потребителей переходить на сенсорные смартфоны. Даже iPhone поначалу оценили немногие.

Грэм Уилер, директор по сервисному обслуживанию и продуктам HTC в Европе, считает, что сотрудничество с Google для HTC было достаточно рискованным, ведь тогда на рынке немалую роль играла Microsoft со своей Windows Mobile, а Google на тот момент находилась не в лучших отношениях с последней. Однако в HTC решили рискнуть, большое значение в этом имело личное знакомство Питера Чоу (CEO HTC, который не так давно был смещен с должности) и Энди Рубина еще со времен Danger. HTC видели перспективу в Android, ведь при разработке системы был сделан упор на доступе к сети Интернет, Энди хотел дать людям шанс «положить» Интернет в свои карманы.

«Я вспоминаю свои эмоции тогда. Мы знали, что на кону нечто масштабное. За всем этим стояла Google. Я думаю, мы знали, что в этом есть определенный потенциал — дать пользователям опыт пользования Интернетом, дать людям платформу и права администратора, а также свобода, которую мы имели как производитель, для продвижения инноваций. Стратегия Google существенно отличалась от стратегии Microsoft: Окей, мы даем вам платформу, и вы можете вносить свои изменения. Мы хотим, чтобы вы — HTC — вносили свои изменения,» — Грэм.

Влияние iPhone

Нельзя отрицать влияния iPhone на развитие Android, в частности, речь идет о прототипе Sooner. Да, iPhone был не первым полностью сенсорным смартфоном на рынке, однако Apple удалось переосмыслить методы использования смартфонов, сделав ставку на отзывчивость и тачскрин. Впрочем, тогда — в январе 2007 года, когда показали iPhone 2G, — руководители многих лидирующих компаний того времени нелестно отзывались о новом продукте Apple и даже усмехались.

Стив Балмер — тогда еще глава Microsoft — высмеял iPhone за высокую цену, операторские ограничения, а также за низкую скорость передачи данных. Производитель BlackBerry — RIM — также с пренебрежением отнесся к выходу iPhone.

Однако только Google понимала всю серьезность происходящего. И пока все высмеивали детище Apple, в Google кипела работа над новым смартфоном. Что же случилось с Sooner? От него пришлось отказаться.

«Как потребитель, я был просто поражен. Я хотел iPhone немедленно. Однако, как инженер Google, я думал, что нам нужно начать всё сначала… Мы имели смартфон, который выглядел как телефон 90-ых… И это был тот случай, когда всё казалось очевидным,» — Крис Де Сальво.

Реакция Энди была не менее интересной:

«Ядрёна Матрёна! Я думаю, нам не стоит начинать поставки этого телефона (Sooner)».

Тогда было решено выпустить на рынок сенсорный HTC Dream (T-Mobile G1). Однако нам бы хотелось увидеть и Sooner, ведь девайс внешне выглядит очень привлекательно и по сей день. Безусловно, iPhone сыграл решающую роль в развитии Android, и это тот случай, когда здоровая конкуренция позволяет выходить инновационным продуктам раньше положенного срока, даже учитывая неготовность потребителей использовать продукт.

HTC Dream стал одним из самых инновационных смартфонов того времени. Внешне аппарат напоминал Sidekick. Технически же он, вероятно, не покажется вам столь продвинутым, однако для того времени этого было вполне достаточно для поддержания относительно быстрой работы системы. Dream оснащался одноядерным процессором с тактовой частотой 528 МГц, 192 мегабайтами оперативной памяти, 3,2-дюймовым дисплеем с разрешением 320 x 480.

HTC Dream продавался по всему миру, в отличие от изначального варианта G1, который был привязан к оператору T-Mobile. Google дала возможность HTC продавать G1 под собственным брендом. HTC Dream стал отличным смартфоном на базе Android. Почему? Потому что Google решила рискнуть.

По материалам androidcentral

Сегодня мало кто не слышал слова «Андроид» . Зайдя в салон сотовой связи, можно удивится обилию этого названия. То же самое в магазине компьютерной техники. Что же такое, этот странный «андроид» и откуда он вдруг взялся?

Начнем с того, что «Android» - это просто операционная система, которая является «сердцем» любого устройства, имеющего процессор. Например, Windows -операционная система, но существует и много других. Одной из них является «Android», притом эта система очень быстро становится популярной и грозит захватить немалую часть рынка процессорных устройств. Почему так происходит?

«Андроид» - операционная система с открытым исходным кодом, то есть разработчики программ для нее - программисты, легко могут писать свои программы под эту систему. Кроме того, ядро «Андроида» - облегченная версия Linux-а, другой популярной операционной системы, которая славится своими низкими требованиями к «железу» и надежностью в работе. Это позволило «Андроиду» поселиться на таких устройствах, как смартфоны, нетбуки, ноутбуки, смартбуки и даже наручные часы и фоторамки! А ведь разработки все новых версий все еще идут полным ходом. Кто же придумал такую систему?

Первыми задумали ее создать далеко не новички в мобильных системах - Рич Майнер из компании Wildfire, Энди Рубин, который основал компанию Danger, Ник Сирс, бывший вице-президентом оператора T-Mobile, и Крис Уайт, один из инженеров в WebTV, задумали создать новую компанию. Они назвали ее «Android Inc». Это было еще в 2005 году. Находилась новая компания в Калифорнии, в городе Пало-Альто. Она занималась разработкой программ для мобильной техники, в том числе телефонов и смартфонов. Также они начали работу над новой мобильной операционной системой.

Самостоятельность компании длилась недолго - в том же 2005 году гигантская корпорация Google купила маленькую компанию, и с тех пор вся работа велась под ее надзором. Кстати, все четыре учредителя «Android Inc» заняли в корпорации Google высокие посты - Рич Майнер, например, стал ее вице-президентом. Это говорит о том, что руководство Google возлагало большие надежды на разработку компании - операционную систему, которой дали такое же название - «Android». И они не ошиблись.

Изначально система «Андроид» задумывалась, как система с открытым исходным кодом. Так оно и было. При появлении каждой версии немедленно выкладывалась в общий доступ вся необходимая документация. Это облегчает для программистов создание новых программ. Кроме того, регулярно проводились конкурсы на самые полезные или необычные приложения под эту систему. Например, первый такой конкурс прошел в 2008 году и имел призовой фонд в 10 миллионов долларов. Множество победителей получили призы в 25 - 275 тысяч долларов. Все это стало возможным благодаря активному продвижению этого продукта таким гигантом, как Google. Самостоятельно компания «Android Inc» вряд ли добилась бы таких результатов.

Первая версия «Андроида» официально вышла в 2008 году, а 23 сентября 2008 года состоялась презентация первого устройства, которое работало полностью под управлением этой системы. Это был смартфон «T-Mobile G1» от компании HTC.После этого многие производители выразили желание выпускать подобные устройства. Это объясняется еще и тем, что руководство Google снова проявило завидную дальновидность - под их руководством был создан альянс OHA (Open Handset Alliance) из 34 крупных компаний - производителей мобильной техники, программного обеспечения для нее и операторов сотовой связи. Все они оказались заинтересованы в разработке операционной системы «Андроид» и надеялись получит от этого выгоду, каждый на свой лад, конечно. Это и вызвало впоследствии такую популярность «Андроида» на планшетах и смартфонах и нетбуках. Кооперация производителей программного обеспечения и «железа» дала неслыханные результаты - система получилась очень удачной и удобной.

19 октября 2011 года была выпущена четвертая версия системы «Андроид». Она называется «Android 4.0 Ice Cream Sandwich». Кстати, все версии имеют различные кулинарные имена, кроме первых двух, которые имели имена роботов - поэтому и на логотипе системы изображен робот. Хотя это и последняя версия, но наиболее стабильной пока считается версия 2.2 - 2.3. Все следующие ждут еще отладки и исправления выявленных ошибок.

История создания «Андроида» не обошлась и без скандалов. Например, Стив Джобс, глава известной компании Apple, объявил эту систему своим врагом, и заявил, что готов потратить все свои деньги на ее уничтожение. Причина - якобы воровство некоторых программных частей системы из Apple. Кроме того, когда не был выложен исходный код 3-й версии «Андроида», многие стали обвинять создателей системы в его сокрытии. Даже несмотря на заявления разработчиков, что эта версия недоработана, и после публикации кодов 4-й версии недовольные не успокоились.

Сегодня мобильные устройства на основе системы «Андроид» уверенно завоевывают рынок. Если год - два они были диковинкой, то сейчас практически заполонили прилавки. Они даже теснят систему iOS от компании Apple. Дело в универсальности «Андроида» - его можно легко установить практически на любое устройство. Даже на iPhone с его системой iOS «Андроид» легко устанавливается. Может быть, поэтому Стив Джоббс и был так настроен против этой системы? Этот конкурент еще покажет себя…

Статьи и Лайфхаки

В 2003 году Энди Рубином и его коллегами была основана компания Android Inc., которая занялась разработкой и выпуском мобильной техники, подстраивающейся под своих пользователей на основе данных геолокации. Известная нам история андроида включает много переломных моментов. Уже через 2 года после основания компания была поглощена корпорацией Google, а ещё спустя три года появилась Android – операционная система, сегодня пользующаяся неизменной популярностью. Эта ОС настолько знакома пользователям, что, пожалуй, вопросов типа, ни у кого уже не возникает.

История платформы андроид

Официальным годом появления этой платформы считают 2008. Первая версия операционной системы получила ироничное название Apple Pie, а ведь именно iOS стала главным конкурентом Android.

Будучи основанной на ядре Linux, система Android получила открытый исходный код. Первым смартфоном под управлением этой операционной системы стал HTC Dream. На то время он обладал впечатляющими техническими параметрами.

Только за первый год существования платформы Android компания Google обновила её трижды. Вслед за этим появились версии 2.0 и 2.1. Параллельно в продажу продолжали поступать новые мобильные устройства от HTC, Samsung и Motorola.

Огромную популярность завоевала версия платформы 2.3 Gingerbread, которая вышла в конце 2010 года. Она получила поддержку разрешения HD и обновлённый интерфейс. Вместе с этой версией появился и второй брендовый смартфон от Google, а именно Nexus S. Любая версия устройства давала (и дает) возможность удобно работать с ним: позвонить, просмотреть тексты, выйти в Сеть.

Первой версией Android для планшетных компьютеров стала 3.0 Honeycomb. Она отлично смотрелась, хотя и имела некоторые недоработки.

Конец 2011 обозначился слиянием двух версий Android, то есть версии для мобильных устройств и для планшетов. Обновлённая система получила название 4.0 Ice Cream Sandwich. Среди её отличительных особенностей: поддержка 2-х новых архитектур процессоров. Эта платформа также имеет несколько наград.

Сегодняшняя история андроида неразрывно связана с выходом версии Android Wear, которая была анонсирована в 2014 году. Эта система предназначена исключительно для переносных устройств. Кроме того, были представлены также версии Auto и TV.

Шесть лет истории: андроид сегодня

Сегодня Android – это система не только для планшетов и мобильных устройств. Как уже было сказано, существуют версии для телевизоров и автомобилей. Кроме того, под её управлением работают электронные книги, игровые приставки, очки Google, наручные часы, проигрыватели и многие другие устройства.

Эксперты отмечают, что зачастую Android проявляет себя лучше своих главных конкурентов, то есть iOS. Среди преимуществ: интеграция с другими сервисами и возможности web-сёрфинга. Кроме того, у неё открытый исходный код, что предполагает широкую свободу действий.

За последние годы мобильный рынок изменился настолько сильно, что сегодня даже топовый смартфон пятилетней давности выглядит нелепо и смешно. Развитие мобильных ОС двигалось семимильными шагами, и от господствовавших когда-то Symbian и Windows Mobile не осталось ничего, кроме воспоминаний. В том, что произошло за последние пять лет и почему изменения оказались столь глобальными, мы попытаемся разобраться в этой статье.

2007: iPhone OS 1.0 и первый анонс Android

2007 год стал одним из самых важных в истории развития карманных компьютеров и смартфонов. Именно в этом году, 9 января, на выставке Macworld Conference & Expo был представлен iPhone, перевернувший все представления пользователей о смартфонах. После презентации «телефона Стива Джобса» все остальные смартфоны мгновенно стали устаревшими, причем настолько, что, будь iPhone выпущен на год позже, ситуация нисколько бы не изменилась.

Именно iPhone задал тот стиль взаимодействия со смартфоном, к которому мы привыкли сегодня. Никаких клавиш управления, никакого стилуса и мелких элементов на экране, никакого джойстика, место которых заменили большой четкий экран, по-настоящему умная операционная система, рабочий стол, подобный Mac OS X, полноценный веб-браузер и концепция «нескольких касаний» для доступа к любой функции девайса. Выпущенный на рынок в июне, iPhone стал абсолютным хитом продаж на несколько лет вперед и принес яблочной компании миллиардные прибыли.

Интересно, что в техническом плане iPhone вовсе не был прорывом. Практически все находки, приписываемые Стиву Джобсу и Apple, существовали и ранее, но, как это всегда бывало с Apple, они первые догадались собрать все лучшее вместе и реализовать это на таком высоком уровне. Во многом это удалось благодаря использованию полноценной ОС, которая фактически была форком настольной Mac OS X и, как следствие, обладала широчайшими возможностями для создания приложений. Они могли задействовать в своей работе любые функции телефона, в том числе 3D-ускоритель, благодаря которому интерфейс iPhone OS работал на удивление плавно и быстро.

Первая версия iPhone OS не обладала какой-то особенной функциональностью, но предлагала пользователям достаточно полный стек приложений для повседневной работы, включая умную адресную книгу, браузер, проигрыватель мультимедиафайлов, планировщик, почтовый клиент, будильник и другие. Для всего остального же, как это ни странно, Стив Джобс предлагал использовать веб-приложения, которые уже в то время прекрасно работали в мобильной версии Safari. Поддержка же сторонних приложений не была предусмотрена как таковая и появилась только во второй версии операционной системы, которая была выпущена ровно через год после начала продаж первого iPhone.

2007-й стал также годом анонса Android, который явно произошел под давлением стремительно набирающего популярность продукта от Apple. Тогда Android фигурировал только в виде бета-версии комплекта для разработчиков (SDK), оснащенного эмулятором, в котором можно было вживую «покрутить» ОС.

12 ноября SDK был выложен в Сеть, и любой пользователь или разработчик мог составить свое личное впечатление от ОС и решить для себя, стоит ли она его внимания. И впечатления большинства людей оказались очень неоднозначными. Сразу бросалось в глаза подозрительное сходство с iPhone OS; Android выглядел какой-то нелепой копией операционной системы для iPhone, намного менее эффектной, но фактически повторявшей ее. Во-вторых, Google пошла по немного странному, но логичному пути, оснастив ОС виртуальной машиной Dalvik, исполняющей свой собственный формат байт-кода, который генерировался из байт-кода Java-приложений.


Однако главной чертой ОС стала ее явная недоработанность, вызванная погоней за стремительно набирающей популярность iPhone OS. В первом Android’е не было даже таких простых вещей, как наэкранная клавиатура, поддержка Bluetooth и OpenGL, виртуальная машина исполняла байт-код без задействования JIT-компиляции, а общее впечатление создавалось такое, что в ОС нет какой-то центральной линии, но есть множество интересных идей, небрежно наложенных друг на друга стопкой. Такое ощущение, к слову, будет сохраняться еще долго, вплоть до выпуска четвертой версии ОС.

Как бы там ни было, в результате Google все-таки смогла переманить независимых разработчиков на свою сторону, устроив конкурс на создание уникальных приложений с очень заманчивыми призами в виде множества долларовых купюр. Этот финт дал большой выигрыш при запуске продаж первого Android-смартфона в следующем году.

2008: iPhone OS 2.0 и Android 1.0

2008 год ознаменовался сразу двумя важными событиями, одним из которых стал выпуск нового iPhone 3G, работающего под управлением iPhone OS 2.0. Сам по себе смартфон не представлял особого интереса и являлся не чем иным, как слегка доработанной версией первого iPhone, в котором появилась поддержка 3G и A-GPS. Но вот операционная система iPhone OS 2.0 вновь стала своеобразным прорывом, принеся владельцам старого и нового варианта смартфона долгожданную поддержку нативных приложений.

Причины, по которым это событие стало настолько важным, просты. Будучи полноценной ОС, работающей на стандартном современном железе и поддерживающей все его возможности, iPhone OS дала разработчикам возможность создавать приложения без оглядки на совместимость, размеры экрана, ограничения устройства или среды исполнения (Java ME, например). Это привело к появлению большого количества мобильных приложений совершенно нового класса, которые задействуют в своей работе датчики положения, компас, GPS-модуль и преимущества большого экрана. Кроме того, iPhone OS, по сути, положила начало появлению действительно качественных мобильных игр, которые могли похвастаться хорошей 3D-графикой (задействуется встроенный 3D-ускоритель с полноценной поддержкой OpenGL), а также многопальцевым сенсорным управлением и управлением с помощью датчика положения.

Свою роль также сыграла правильно выбранная политика распространения приложений только через официальный магазин App Store: каждое загруженное в него творение проверялось сотрудниками Apple на качество и отсутствие вредоносного поведения. Можно было купить и установить любой софт за несколько тапов по экрану, используя официальный клиент App Store, узнать рейтинги приложений и посмотреть скриншоты перед покупкой. Не являясь изобретателем онлайн-магазина приложений как такового, Apple фактически стала пропагандистом этой идеи, полностью запретив пользователям устанавливать софт из других источников и, по сути, форсировав изменение в мышлении пользователей.

Стоит отметить при этом, что, несмотря на законченность iPhone OS как серьезной операционной системы, в то время в ней фактически не было многозадачности. С целью сохранить плавность работы и «отзывчивость» ОС, программисты Apple оставили возможность работы в фоне только стоковым приложениям, предустановленным в ОС, тогда как сторонний софт убивался сразу после переключения на другую задачу. И хоть такой подход и отдавал DOS’ятиной, он принес свои плоды на первых этапах существования ОС, когда производительность iPhone была сильно ограниченной.


Второе важное и, наверное, еще более значимое событие 2008 года - это фактически первое рождение операционной системы Android, состоявшееся 23 сентября вместе с выпуском Android SDK 1.0, который включал в себя уже почти готовую, но все так же отдающую недоработанностью операционную систему.

Первый серийный смартфон на этой ОС появился уже через месяц и был разработан компанией HTC специально для Google. Имя он получил двойное: HTC Dream или же T-Mobile G1. Только с выпуском этого девайса стала очевидна настоящая изюминка Android как операционной системы, превращающей смартфон в некий терминал для доступа к сервисам Google. Дело в том, что Android не только включал в себя множество клиентских приложений к сервисам поисковика (поиск, почта, календарь, карты, чат и YouTube), но и позволял слинковать пользователя со всеми этими сервисами единожды, введя свои логин и пароль от почты. После этого на смартфон начинали сыпаться сообщения, пришедшие по электронной почте и в чате, уведомления из календаря, а все контакты автоматически синхронизировались с Google. Тот же логин и пароль использовались для доступа к магазину приложений, который уже включал в себя множество софтин, разработанных в течение года с момента выпуска бета-версии Android SDK.

2009: iPhone OS 3.0 и Android 1.1–2.1

2009-й можно по праву считать годом расцвета Android как мобильной ОС. Производители мобильной техники начали присматриваться к Android и анонсировать свои первые устройства на его основе, Google продолжала спешно дорабатывать ОС, залатывая множественные пробелы в ее дизайне и функциональности.

9 февраля поисковый гигант выпускает первое обновление операционной системы под индексом 1.1, которое не принесло особых новшеств и было выпущено для закрытия найденных багов и проблем в API. В конце апреля компания выложила уже полноценное обновление Android 1.5, получившее официальное имя Cupcake. Эта версия включала в себя множество важных изменений, таких как наэкранная клавиатура, виджеты рабочего стола, возможность съемки видео, поддержка Bluetooth-гарнитур, автоматическое переворачивание экрана, а также множество других.

Спустя полгода, 15 сентября, Google анонсировала Android 1.6 Donut, которая включала в себя множество доработок, движок синтеза речи, а также, что очень важно, поддержку более высоких, чем 320 на 480, разрешений экрана и интегрированную функцию подгонки приложений к разным разрешениям. Последняя позволила без каких-либо проблем запускать приложения на разных устройствах даже в том случае, если разработчик не предусмотрел поддержку разных разрешений экранов (грубо говоря, картинка просто масштабировалась).

Всего через месяц Google выпускает Android 2.0 Eclair, которую можно назвать последней на этапе перехода к действительно стабильной и полнофункциональной операционной системе. Eclair включает в себя множество доработок, таких как поддержка множества Google-аккаунтов, Bluetooth 2.1, новую наэкранную клавиатуру, переработанный интерфейс, а также множество улучшений в стоковых приложениях, например SMS, браузер и камера, которая наконец-то получила поддержку различных эффектов, цифровой зум и макрофокус.

Год 2009-й - это также год выпуска первых моделей смартфонов под управлением новой ОС. Лидером на этом рынке становится тайваньская HTC, выпустившая сразу три новые модели смартфонов: HTC Magic, более продвинутый HTC Hero и бюджетный HTC Tattoo. Позже в игру вступает китайский Huawei с бюджетным смартфоном Pulse и Samsung с первым девайсом легендарной линейки Galaxy, а также бюджетной «спицей» (Spica). Однако настоящий фурор производит внезапно вышедшая из тени компания Motorola со своим - ставшим впоследствии культовым - топовым смартфоном Motorola Droid, оснащенным потрясающим по тем временам 3,7-дюймовым экраном с разрешением 480 х 854 пикселей, высокопроизводительным процессором OMAP3430, 256 Мб оперативной памяти и работающим под управлением свежайшей Android 2.0. Именно благодаря Android Motorola смогла ворваться на, казалось бы, уже упущенный рынок смартфонов и впоследствии крепко удерживать свои позиции.

Что касается iPhone OS, то здесь Apple придерживается прежнего курса постепенных ежегодных модернизаций. 17 июля Стив Джобс представляет публике iPhone 3GS, оснащенный улучшенным дисплеем, более производительным процессором Samsung S5PC100, работающим на частоте 600 МГц (вместо штатных 833), графическим 3D-ускорителем PowerVR SGX535, вдвое увеличенным объемом оперативной памяти (256 Мб взамен 128 Мб), цифровым компасом и видеокамерой на 3 Мп (вместо 2 Мп в iPhone 3G). Как и положено, третья версия смартфона работает под управлением iPhone OS 3.0, включающей в себя более ста нововведений, среди которых функция копирования и вставки, поддержка MMS, поиск по всему смартфону Spotlight, а также функции удаленного вайпа и поиска смартфона.

2010: Windows Phone 7, Android 2.2–2.3, iOS 4.0

2010 год был, наверное, самым насыщенным в истории мобильной техники. Наиболее значимым событием стал анонс операционной системы Windows Phone 7, работа над которой началась в 2008 году. ОС была представлена 15 февраля на выставке Mobile World Congress и сразу привлекла к себе всеобщее внимание благодаря совершенно новому, необычному и невероятно эффектному интерфейсу Metro.

Metro выглядел стильно, минималистично и при этом выводил опыт общения с ОС и приложениями на совершенно иной уровень, а если точнее - возвращал пользователя к привычным моделям взаимодействия с окружающей средой, к которым мы привыкли в обыденной жизни. Интерфейс одновременно сочетал в себе все основные графические составляющие современного урбанистического города, такие как информационные табло, путеводители и глянцевые журналы, что делало его интуитивно понятным и простым в использовании.

Интересно, что, несмотря на совершенно новый интерфейс и API программирования, который делал все написанные для Windows Mobile приложения несовместимыми с новой ОС, внутри Windows Phone продолжала оставаться все той же Windows CE с устаревшим ядром, основанным на технологиях Windows 95. Для разработки же приложений и игр Microsoft предложила использовать специальную версию Silverlight и фреймворк XNA, также используемый в мультимедиаплеере Zune и приставке Xbox 360. Тем не менее, как и в случае с iOS, многозадачность операционной системы была урезана, так что программист не мог рассчитывать на фоновое исполнение приложения, но мог использовать API для выполнения некоторых типов фоновых задач, таких как получение почты или обновление данных из Сети.

11 октября исполнительный директор Microsoft Стив Баллмер анонсировал десять устройств под управлением Windows Phone 7 от таких производителей, как HTC, Dell, Samsung и LG. Устройства сразу же были выпущены на рынок.

2010-й также стал годом очередного технологического триумфа компании Apple, которая представила миру сразу три значимых продукта: новый, действительно модернизированный iPhone 4, планшет iPad и операционную систему iOS 4.0, в которой наконец-то появилась многозадачность.

Центральное событие во всей этой цепочке, конечно же, связано с iPad - планшетным компьютером, о котором Стив Джобс говорил еще в далеком 1983 году, предрекая выпуск «мощного компьютера с размерами книги, на обучение использованию которого потребуется не больше двадцати минут». С технической точки зрения революции не произошло и в этот раз. По сути, это был всего лишь большой iPhone с экраном 9,7 дюйма, процессором на 1 ГГц и особой модификацией iPhone OS 3.2, которая почти не отличалась от версии для смартфона и позволяла использовать все те же приложения. Однако благодаря качеству исполнения Apple вновь удалось открыть совершенно новый рынок.

iPad был представлен в апреле, но уже в июне, следуя своей традиции, Apple анонсировала iPhone 4, главными особенностями которого стали экран разрешением 960 x 640 пикселей, вдвое увеличенный объем оперативной памяти (512 Мб) и фронтальная камера для видеозвонков на 0,3 Мп. Вместе с новым iPhone была представлена iOS 4.0, которая стала первой ОС, несовместимой с некоторыми предыдущими версиями смартфона и доступной для нового типа девайса - iPad.

Главной изюминкой iOS 4.0 стала более полная, но при этом неполноценная многозадачность. Отныне сторонние приложения могли работать в фоне, однако их возможности были ограничены набором «фоновых API», примерно так же, как это реализовано в Windows Phone. Приложения могли проигрывать музыку, определять местоположение устройства, выводить уведомления, запрашивать дополнительное время для выполнения незаконченной задачи, но не могли «просто работать» в фоне, как это происходит в настольных операционных системах или ОС Android.

Для экосистемы Android 2010 год оказался не менее значимым. Именно этот год стал настоящим бумом выпуска Android-устройств практически всеми сколько-нибудь значимыми игроками мобильного рынка. К ОС начали серьезно присматриваться разработчики, так что к середине года в Android Market можно было найти уже 100 тысяч приложений, а концу года их количество выросло до 400 тысяч. В этом же году произошло два серьезных обновления ОС, благодаря которым Android уже можно было назвать законченной ОС.

В мае была представлена версия Android 2.2 Froyo, главной особенностью которой стало улучшение производительности благодаря включению JIT-компиляции в виртуальной машине Dalvik, интеграции JS-движка V8 в стандартный браузер, а также множественные оптимизации кода. В этой же версии появилась долгожданная возможность раздавать интернет с помощью Wi-Fi (Wi-Fi hotspot), а также новый домашний экран, в котором наконец-то появился док, на манер iOS. Через полгода увидела свет версия Android 2.3 Gingerbread, в которой можно было отметить первые шаги Google по модернизации интерфейса и приведению его к более приемлемому виду, а также такие функции, как SIP VoIP, улучшения в энергопотреблении и поддержку чипов NFC.

2011: Android 3.0–4.0, Windows Phone 7.5 и iOS 5.0

2011-й стал первым годом в истории «гонки вооружений», который не преподнес каких-то сюрпризов в области мобильных ОС. Apple спокойно и невозмутимо продолжает выпускать новые версии смартфонов, планшетов и планомерно обновлять iOS. Microsoft заключает контракт с Nokia и выпускает минорное обновление Windows Phone 7.5 Mango. Google выпускает Android 3.0 Honeycomb - действительно мажорное обновление ОС, которое тем не менее не создает резонанса из-за ориентированности только на планшеты и закрытого исходного кода, серьезно ограничившего распространение ОС.

Android 3.0 была представлена 22 февраля вместе с планшетом Motorola Xoom и являла собой скорее не законченную ОС, а попытку Google вторгнуться на рынок планшетов, заново открытый Apple. Третья версия ОС не получила широкого распространения, однако сработала на отлично в качестве демонстрации того, какими будут следующие версии Android. Операционная система была серьезно переработана, в том числе в плане интерфейса пользователя, который наконец получил свой собственный запоминающийся и невероятно эффектный минималистичный стиль, названный Holo (от holographic - голографический). Интерфейс не только стал приятным для глаза, но и получил так давно ожидаемую плавность работы благодаря задействованию графического процессора. Многие другие подсистемы ОС также были переработаны, а общие требования к железу серьезно повысились.

INFO

  • Начиная с четвертой версии, iPhone OS начала носить имя iOS, и компании Apple пришлось лицензировать новое название у Cisco, которая владела правами на торговую марку IOS - ОС, работающей в маршрутизаторах.
  • Еще в 2007 году HTC создала для Google опытный образец смартфона Google Sooner с полноценной QWERTY-клавиатурой под экраном, однако смартфон так и не был выпущен на рынок.
  • Вместе с Android Google создала альянс производителей мобильной техники OHA (Open Handset Alliance), в который сегодня входит около пятидесяти компаний, среди них HTC, Motorola, Intel, LG, NVIDIA, Samsung и многие другие.

В этом же году Google выпустила еще два серьезных обновления ОС, включая версии 3.1 и 3.2, в которых была проведена дальнейшая работа по унификации интерфейса, оптимизации производительности, появилась поддержка различных USB-устройств. Однако их исходный код также был закрыт, а работа над «телефонными версиями» системы фактически завершена до конца года, когда был представлен Android 4.0 Ice Cream Sandwich.

Четвертая версия Android стала идейным продолжением Honeycomb, но ориентированным как на планшеты, так и на смартфоны. Ice Cream Sandwich включала в себя полностью переработанный стек приложений, переписанный с нуля домашний экран, реализованный по всем правилам нового UI Holo, новый шрифт Roboto, отлично подходящий для отображения текста на экранах с высокой плотностью пикселей, функцию разблокировки по снимку лица (которую легко обмануть, показав телефону фотографию владельца), функцию Wi-Fi Direct для прямой передачи файлов между устройствами, а также давно ожидаемую поддержку VPN.

Именно Ice Cream Sandwich сделал Android не просто «альтернативой iPhone для бедных», а реальным конкурентом на рынке мобильных ОС. Android 4.0 была функциональна, удобна, красива, легка в использовании и обладала функциями, которых у ее конкурента не было в принципе.

В феврале была представлена новая версия Windows Phone 7.5 под кодовым именем Mango, в которую был интегрирован Internet Explorer 9, обладающий всеми возможностями настольной версии, расширена поддержка многозадачности для фоновых приложений и появилась возможность синхронизации с Windows Live SkyDrive. Практически в то же время Стив Баллмер объявил о заключении соглашения с компанией Nokia, по которому последняя будет отдавать предпочтение Windows Phone при выборе мобильной ОС. Фактически это означало, что Nokia начинает выпуск смартфонов только на Windows со всеми вытекающими отсюда последствиями, в виде стагнации и вылета из пятерки крупнейших производителей смартфонов благодаря нелюбви пользователей к «слишком необычной» и непопулярной Windows Phone.

В октябре Apple представляет iOS 5.0, в которой появляется функциональность, впервые предложенная разработчиками Android, а именно Notification Center, то есть область уведомлений, доступная по выдвижению статусной строки вниз. Также новая версия ОС получает интеграцию с iCloud, облачным сервисом Apple, функционально схожим с Dropbox, и сервис iMessage, позволяющий пересылать SMS, используя интернет-соединение.

2012: Android 4.0–4.2, Windows Phone 8 и iOS 6.0

Рабочий стол Windows 8 в стиле Metro

Самым значимым событием 2012 года стал, конечно же, выпуск Windows 8, с которым Microsoft неожиданно для многих вновь совершила серьезный рывок вперед. Несмотря на то что технически операционных систем было представлено три, все они теперь основаны на одной кодовой базе Windows NT и базируются на интерфейсе Metro (который в настольной версии можно отключить). API между системами также теперь совместим, что делает перенос приложений фактически решенной задачей, а пользователи планшетов, по сути, будут работать с настоящей настольной версией системы. Это было очень красноречиво показано на примере представленного тогда же планшета Windows Surface с отключаемой клавиатурой.

Фактически Windows 8 - это универсальная ОС для любых типов устройств с одним репозиторием приложений, одним интерфейсом, системой организации меню и настроек. Операционная система, в которой пользователь будет работать с одним софтом, независимо от девайса, и не потеряется в новом интерфейсе. Это именно то, к чему пытались прийти Apple и Google, но первой пришла, как ни странно, Microsoft.

К слову сказать, программисты Google также не сидели на месте и успели выпустить два инкрементальных обновления ОС. В Android 4.1 Jelly Bean поработали над увеличением производительности, появились интерактивные уведомления, умный рабочий стол, который научился выстраивать элементы на экране в ответ на перетаскивание ярлыка или виджета. Появился также помощник Google Now, который подсказывал различные данные, основываясь на том, что пользователь искал недавно в Google, его местоположении и активности в Google+. Версия Android 4.2 Jelly Bean (да, именно так) принесла возможность делать сферические фотографии (аналогичные Google Street View), в ней появились давно ожидаемые кнопки управления питанием в панели уведомлений, единый интерфейс для планшетов и смартфонов, а также интеграция SELinux.

Apple, в свою очередь, представила вместе с iPhone 5 новую версию iOS с индексом 6.0, которая, по сути, не получила серьезных изменений, кроме множества мелких доработок во встроенных приложениях, интеграции с Facebook, а также удаления из состава предустановленных приложений YouTube и Google Maps (что, кстати, сыграло с Apple злую шутку, так как новые векторные карты Apple оказались никуда не годными).

Вывод

Пять лет - небольшой срок, однако мир мобильной техники за этот период успел кардинально измениться. Кажется невероятным, что когда-то мы пользовались смартфонами, которые не умели выполнять автоматическую синхронизацию с Google, обладали кучей кнопок и не имели централизованного источника приложений. Теперь все это в прошлом, и трудно себе представить, как изменится мир за следующие пять лет.