Использование икт в доу формы работы. Использование ИКТ в ДОУ: цели и задачи

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Интенсивное внедрение информационных процессов во все сферы человеческой деятельности, требует разработки новой модели системы образования, на основе современных информационных технологий. Необходимо создать условия, в которых человек мог бы раскрыть свой творческий потенциал полностью, развить свои способности, воспитать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за собственное воспитание и развитие.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Эффективность образовательно -воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой - системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
Всё шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования. Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому. Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников. Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Это и создание информационного образовательного пространства ДОУ; и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование сети Интернет в образовании. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность, быть для ребёнка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры его личности.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации. Мы уверены, что в дошкольном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ .

Информатика и информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет - такова реальность сегодняшнего дня.

Информатизация дошкольного уровня отечественной системы образования выступает одной из тенденций развития информационного общества. Одна из его сторон, активно развивающаяся в последние годы, связана с внедрением средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в управление педагогическими системами.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.

Становится аксиомой и то, что для достижения полноты и качества использования научных и практических знаний в образовательной деятельности дошкольных учреждений требуется создать в границах их "производственных" процессов эффективную систему информационного обеспечения. Для этого необходимо, чтобы качественно заработал каждый ее элемент.

Особый спектр модернизации российского образования составляют разработки и использование информационных технологий управления образовательным процессом в практике решения уставных задач.

Только имея значимые и измеряемые уровни качества в достижениях отдельно взятого образовательного учреждения, можно говорить о качестве системы образования в целом.

Чтобы эффективно "управлять по результатам", необходимо:

четко представить всю полноту и многогранность качественных показателей ожидаемого результата; изменить качество исполнения своих профессиональных функций на вверенной "территории ответственности", определяющих сущность конкретных управленческих циклов и их технологичность, управленцам всех уровней образовательного процесса (от воспитателя до руководителя дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ).

Модернизация системы дошкольного образования в стране внесла коррективы в представления о характере управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Стало очевидно, что проблемы обучения и воспитания, развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при совершенствовании системы управления, на основе научных принципов, достижений высокого уровня профессионализма руководителей дошкольных учреждений, повышения квалификации педагогов, модификации подходов к организации педагогического процесса.

Сущностью информатизации управления ДОУ является процесс информационного обеспечения управленческой деятельности на основе применения современной вычислительной техники и средств связи с целью оптимизации функционирования педагогической системы, развития ее потенциала и расширения возможностей реализации социального заказа.

Современные технологии и компьютерные программы дают возможность создавать «информационную вертикаль» управления качеством образования, снабжая руководителей оперативной и актуальной информацией обо всех аспектах деятельности учреждения: организации образовательного процесса, оздоровления детей и т. д., включая подготовку разнообразных отчетов и справок. На современном этапе развития педагоги ДОУ не всегда в достаточном объеме владеют методами и способами анализа информации, полученной в результате диагностики, контроля, мониторинга .

Цель проекта "Информационные технологии в управлении дошкольным образовательным учреждением" – оптимизация и эффективность профессиональной деятельности руководителей ДОУ посредством информационных технологий, обеспечивающих гарантированное качество решения задач управления образовательным процессом. Чтобы профессиональная деятельность управленцев образовательных учреждений стала совершеннее и могла отвечать требованиям современной науки и практики в вопросах контроля, анализа и целеполагания, она должна располагать соответствующим (адекватным их сущности) инструментарием. В свою очередь, необходимый программный продукт должен учитывать производственную спецификацию и запросы конкретного потребителя. На это и была направлена деятельность в рамках Проекта "Информационные технологии в управлении дошкольным образовательным учреждением".

Проект предлагает внедрение в практику работы ДОУ информационно-компьютерной среды, не требующей от работников детских садов специальной подготовки и создание единого информационного поля для обеспечения оперативного доступа к необходимой информации.

Деятельность ДОУ непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель и его заместители владеют информацией, как быстро они могут обработать информацию и довести ее до сведения участников образовательного процесса. Под информационно-технологической компетентностью руководителя дошкольного образовательного учреждения мы понимаем целостное образование личности, включающее совокупность знаний, умений, мотивационно-ценностных ориентаций и профессионально-личностных качеств, обеспечивающих успешность его деятельности в условиях информатизации управления ДОУ.

Применение ИКТ позволяет на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития.

Внедрение ИКТ в сферу управления позволяет повысить такие показатели, как:

Экономия затрат труда и времени;

Повышение информированности о состоянии управляемой системы;

Оперативность принятия управленческих решений;

Адекватность и продуктивность управленческих решений;

Оптимизация и автоматизация информационных процессов;

Повышение интеллектуального потенциала.

Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всей вертикали управления. Традиционные формы работы с информацией практически пережили себя и, в этом плане, альтернативы использованию компьютерных технологий управленческого назначения нет. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей представляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности и, в целом, повышения её эффективности.

К таким служебным функциям, как показал проведённый анализ управленческой деятельности руководителя в условиях её информатизации, относятся:

1) организация автоматизированного рабочего места (АРМ) субъектов управления;

2) разработка структуры и содержания электронного информационного банка ДОУ;

3) моделирование автоматизированной информационной системы (АИС) ДОУ;

4) проектирование баз данных ДОУ по направлениям его деятельности (АИС);

5) получение необходимой информации с помощью методов и средств электронного сбора (информационные ресурсы сети Internet, коммуникационные и информационные ресурсы ДОУ);

6) организация обработки собранной информации с помощью аналитических процедур и средствами электронного банка ДОУ;

7) формирование и передача воздействующей информации на различных носителях (бумажных, электронных).

Опыт работы нашего ДОУ показывает действительную возможность реализации основных задач информатизации в управленческой деятельности. В настоящий момент все члены администрации и специалисты владеют компьютером и имеют его в личном пользовании. Делопроизводство организовано на базе использования унифицированных форм, делопроизводитель полностью владеет ИКТ, работает в таких программах как Microsoft Ecxel, Microsoft Word. Для более оперативного взаимодействия в учреждении создана локальная сеть, позволяющая ускорить работу с информацией. Для улучшения питания приобрели Программный продукт «Вижен-Софт:Питание в детском саду» к.т. соответствует всем требованиям, предъявляемым к программам автоматизации организации детского питания в дошкольных образовательных учреждениях, для решения всех кадровых вопросов используем « Программа Отдел кадров плюс 2012» , в работе медсестры ортоптистки большую помощь оказывает компьютерная программа AI для коррекции зрения для слабовидящих детей. Подключены к электронной системе образования МЦФЭР Ресурсы образования. На средства, полученные от оказания дополнительных образовательных услуг, ДОУ имеет доступ к сети Internet , территория ДОУ покрыта WI-FI. Электронная почта позволила наладить связь с Отделом образования и другими образовательными учреждениями и организациями, повысила оперативность при работе с входящей документацией, при выполнении приказов, распоряжений, отчетов и других документов.

Большая работа в ДОУ была проведена по повышению квалификации педагогов в области ИКТ: педагоги прошли курсовую подготовку по программе «Intel –обучение для будущего», по обучению компьютерной грамотности педагогов ДОУ. Все педагоги принимали участие в 8 вебинарах проводимых МЦФЭР Ресурсы образования. На базе нашего МДОБУ были организованы вебинары для руководителей ДОУ нашего города. На городском конкурсе «Лучший методический кабинет 2011г» . – номинация «Внедрение ИКТ в методическую работу». В ДОУ старшим воспитателем был проведен семинар по использованию мультимедийных презентаций в образовательном процессе, специалисты проводили консультации. В методкабинете создана медиатека для использования на занятиях. В учреждении имеется: компьютер 4 шт, ноутбук 1шт и 8 личных специалистов для работы с детьми, проектор, интерактивная приставка MIMIO IX , брошюратор, ламинатор. Программа Microsoft Power Point, создания презентаций, позволяет наглядно, доступно представлять любую информацию, что используется при проведении педагогических советов, семинаров, заседаний методических объединений, совещаний. Создание любой печатной продукции невозможно без использования программы Microsoft Publisher. Буклеты, бюллетени, другие шаблоны оформления для представления своей информации активно используются педагогами.

По инициативе творческой группы педагогов был создан сайт ДОУ, где размещается информация о жизни детей в саду, вопросы воспитания и развития детей. В рамках работы сайта родители получили возможность общаться с педагогами и между собой. В Республиканском конкурсе 2009 г. «Лучший образовательный сайт» . Для получения оперативной информации зарегистрированы на сайтах Госпортал, Про школу, Ресурсы образования [email protected] , Медиадошкольник РФ www.mediapreschooler.ru , Все для детского сада , Гранты. Фестивали.Конкурсы [email protected], Журнал Дошкольная Уфа [email protected], Журнал Практика Управления ДОУ [email protected] , Служба новостей издательства Первый сентябрь [email protected]

Внедрение информационных технологий позволяет повысить эффективность управленческой деятельности и это логичный и необходимый шаг в развитии ДОУ.

Список литературы:

  1. Босова, Л.Л. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / Л.Л. Босова – М., 2011.
  2. Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М., 1998.
  3. Калинина, Т.В. Управление ДОУ / Т.В. Калинина. – М., 2008.
  4. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова – М., 2011.
  5. Мациевский, Н.С. Разгони свой сайт. Методы клиентской оптимизации веб-страниц / Н.С. Мациевский – М., 2009.
  6. Осадчук, Е.В. Конкурентоспособность в Интернете: как сделать свой проект успешным / Е.В. Осадчук – М., 2008.
  7. Сайков, Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство / Б.П. Сайков – М., 2005.

В современном мире, мире компьютеризации, постоянное совершенствование мультимедиа технологий, информатизации сферы образования позволяет сделать заключение, что данное направление развития является важнейшим приоритетом Российского образования и науки. Если для примера рассмотреть нормативные документы, такие как ФЗ «Об образовании», «Концепцию модернизации российского образования», то можно выделить такой аспект, что для достижения нового качества образования следует осуществлять информатизацию образования и оптимизацию методов обучения. А также следует отметить, что компьютерные технологии в настоящий момент призваны стать не дополнением в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса.
Так как в ДОУ процесс информатизации обусловливается социальной потребностью как в повышении качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста, так и требованиями современного общества.
Благодаря информационным технологиям расширяются возможности родителей и педагогов, повышается эффективность взаимодействия детского сада и семьи при организации обучения и воспитания дошкольников.
Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый процесс, в котором участвуют воспитанники, педагоги и администрация ДОУ, а также процесс создания единого информационно-образовательного пространства, через целесообразное использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе: разработка НОД с использованием мультимедиа, использование метода проектов и самое главное активное использование сети Интернет.
Педагоги дошкольного учреждения открывают для себя новые возможности для внедрения в свою педагогическую практику новых методик, направленных на реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.
Воспитателям, которые стремятся идти в ногу со временем, необходимо изучать возможности использования и внедрения ИКТ не столько в теории, сколько на практике. Поэтому нами были открыты курсы повышения квалификации на базе ДОУ, при поддержке информационно-методического центра, по теме "PowerPoint - создание мультимедиа для НОД", что помогает педагогу быть для дошкольника проводником не только в мир новых технологий, но и способствовать формированию основ информационной культуры.
Решение инновационных задач, прослеживающихся в Программе развития ДОУ "Росток", невозможно без пересмотра всех направлений работы детского сада. Мы уверены, что использование ИКТ в ДОУ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, через повышение эффективности мотивирования детей на поисковую деятельность, для дифференциации обучения и воспитания, опираясь на индивидуальные особенности дошколят.
При информатизации ДОУ можно выделить несколько направлений: педагогическое, способствующее повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, и организационное, которое определяет модернизацию управления, посредством ИКТ.
Так как деятельность ДОУ напрямую зависит от того, в какой степени заведующий, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и педагоги владеют информацией, от того как быстро они могут обработать информацию можно определить, как они смогут довести её до участников образовательного процесса. Правильное применение ИКТ позволяет поднять качество и культуру управленческой деятельности, создавая тем самым резервы для работы в режиме развития.
Внедряя информационные технологии в управление ДОУ, можно определить какие показатели повысятся, например: мы сможем экономить время; способствовать информированности и оперативности принятия управленческих решений; решения становятся адекватными и продуктивными; таким образом, оптимизируются и автоматизируются информационные процессы; возрастает интеллектуальный потенциал коллектива.
Опыт работы ДОУ показывает возможность реализации основных задач информатизации. ДОУ имеет доступ к сети Internet через Wi-Fi, сайт ДОУ, электронный почтовый ящик, помимо этого многие педагоги ведут свои блоги и имеют свои собственные сайты, что позволяет размещать важную информацию как на сайте ДОУ, так и в социальных сетях, что позволяет своевременно довести до сведения родителей воспитанников важную и срочную информацию.
Выводя на более высокий качественный уровень организацию взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса, мы, создавая web-сайт, предполагали о появлении открытого пространства для диалога педагогов и родителей с общественностью и социумом, основной целью выделяя доступ широкому кругу пользователей информации, характеризующей деятельность ДОУ. Наш сайт занял первое место на городском этапе областного конкурса "Лучший сайт дошкольного учреждения", что позволило поднять имидж учреждения на более высокий уровень среди других учреждений города, тем самым привлекая родителей в наш детский сад. Залог информационного успеха нашего официального сайта лежит в понимании потребностей аудитории и в чётком представлении, как сайт будет использоваться.
Наш Интернет-сайт является идеальным помощником, который необходим, на наш взгляд каждому образовательному учреждению, создавая его, мы понимали, что сайт должен решать конкретные задачи, каждая его часть должна работать на интересы всего социума, но предже всего на интересы самого ДОУ.
При создании сайта стало понятно, что он способствует как увеличению числа потенциальных и действительных пользователей, информированию об устройстве и деятельности; предоставлению достоверной информации (открытость учреждения); так и развитию образовательных услуг прямо со своего сайта, (ДОУ становится привлекательным), а также быстрому и простому проведению презентаций, через размещение на сайте текстовых и мультимедийных материалов, где отражаются различные разделы: справочная, ознакомительная и аналитическая информация, в виде публичного доклада, укрепляя доверие к ДОУ.
Размещая на сайте форму обратной связи, мы можем получать отзывы и предложения от пользователей, связанных с ДОУ. Наличие на сайте Фотогалереи, где представлен материал о жизни детского сада, о проводимых праздниках, развлечениях, мероприятиях предоставляет родителям возможность получения информации о культурно-досуговой деятельности в ДОУ. Кроме того, сайт детского сада является для родителей источником информации о методах здоровьесбережения детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в детском саду, полезные советы.
В свете новых тенденция, а именно открытие на базе ДОУ структурного подразделения "семейные группы" встал остро вопрос об обучении родителей правильной методике воспитания ребенка раннего возраста, поэтому нами апробируется система дистанционного обучения родителей через Skype. Родители получают консультации через живое общение, через открытый диалог с заведующим, старшим воспитателем, старшей медсестрой в режиме конференции.
Чего же еще мы хотим? К чему стремимся? Об этом можно говорить долго, поэтому мы выбрали самые значимые для нас показатели:
- на основании договора, предоставить возможность использования педагогами ДОУ компьютерного оборудования (ноутбуков);
- организовывать дистанционное обучение воспитанников (часто болеющих);
- оснастить библиотеку методического кабинета информационно-библиотечной системой «МАРК-SQL», позволяющей вести учёт библиотечно-методического фонда;
- приобрести современные программы для оптимизации методической работой МБДОУ;
- запустить программу по организации питания детей, обучить сотрудников (старшую медсестру и кладовщика), но прежде обеспечить их ПК;
- внедрить ИКТ в управление ДОУ через введение в действие программ автоматизации (уже создана локальная сеть через Wi-Fi к серверу) воспитательно образовательного процесса.
Таким образом, внедрение ИКТ в управление ДОУ, в том числе и в образовательный процесс, для организации обратной связи через сеть Интернет, несомненно ведёт к повышению качества, оперативности принимаемых управленческих решений и переход на более эффективные формы работы.

СООБЩЕНИЕ

«ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ »

«Детский сад 115»

комбинированного вида

Попова Галина Ивановна

г. Дзержинск

Нижегородской области

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ .

Информатика и информационно-коммуникационные технологии занимают особое положение в современном мире. Навыки владения компьютером, использование информационных и коммуникационных технологий в повседневной работе, умение использовать возможности сети Интернет - такова реальность сегодняшнего дня.

Информатизация дошкольного уровня отечественной системы образования выступает одной из тенденций развития информационного общества.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.

С 2010года идет насыщение информационно-образовательной среды для обеспечения качественного образования и управления образовательного процесса

Особый спектр модернизации Российского образования составляют разработки и использование информационных технологий управления образовательным процессом в практике решения уставных задач.

Только имея значимые и измеряемые уровни качества в достижениях отдельно взятого образовательного учреждения, можно говорить о качестве системы образования в целом.

Модернизация системы дошкольного образования в стране внесла коррективы в представления о характере управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Стало очевидно, что проблемы обучения и воспитания, развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при совершенствовании системы управления, на основе научных принципов, достижений высокого уровня профессионализма руководителей дошкольных учреждений, повышения квалификации педагогов, модификации подходов к организации педагогического процесса.

Сущностью информатизации управления ДОУ является процесс информационного обеспечения управленческой деятельности на основе применения современной вычислительной техники и средств связи с целью оптимизации функционирования педагогической системы, развития ее потенциала и расширения возможностей реализации социального заказа.

Современные технологии и компьютерные программы дают возможность создавать «информационную вертикаль» управления качеством образования, снабжая руководителей оперативной и актуальной информацией обо всех аспектах деятельности учреждения: организации образовательного процесса, оздоровления детей и т. д., включая подготовку разнообразных отчетов и справок. На современном этапе развития педагоги ДОУ не всегда в достаточном объеме владеют методами и способами анализа информации, полученной в результате диагностики, контроля, мониторинга .

Чтобы профессиональная деятельность управленцев образовательных учреждений стала совершеннее и могла отвечать требованиям современной науки и практики в вопросах контроля, анализа и целеполагания, она должна располагать соответствующим (адекватным их сущности) инструментарием. В свою очередь, необходимый программный продукт должен учитывать производственную спецификацию и запросы конкретного потребителя.

Деятельность ДОУ непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель и его заместители владеют информацией, как быстро они могут обработать информацию и довести ее до сведения участников образовательного процесса. Под информационно-технологической компетентностью руководителя дошкольного образовательного учреждения мы понимаем целостное образование личности, включающее совокупность знаний, умений, мотивационно-ценностных ориентаций и профессионально-личностных качеств, обеспечивающих успешность его деятельности в условиях информатизации управления ДОУ.

Применение ИКТ позволяет на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития.

Внедрение ИКТ в сферу управления позволяет повысить такие показатели, как:

Экономия затрат труда и времени;

Повышение информированности о состоянии управляемой системы;

Оперативность принятия управленческих решений;

Адекватность и продуктивность управленческих решений;

Оптимизация и автоматизация информационных процессов;

Повышение интеллектуального потенциала.

Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всей вертикали управления. Традиционные формы работы с информацией практически пережили себя и, в этом плане, альтернативы использованию компьютерных технологий управленческого назначения нет. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей представляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности и, в целом, повышения её эффективности.

К таким служебным функциям, как показал проведённый анализ управленческой деятельности руководителя в условиях её информатизации, относятся:

1) организация автоматизированного рабочего места (АРМ) субъектов управления;

2) разработка структуры и содержания электронного информационного банка ДОУ;

3) моделирование автоматизированной информационной системы (АИС) ДОУ;

4) проектирование баз данных ДОУ по направлениям его деятельности (АИС);

5) получение необходимой информации с помощью методов и средств электронного сбора (информационные ресурсы сети Internet, коммуникационные и информационные ресурсы ДОУ);

6) организация обработки собранной информации с помощью аналитических процедур и средствами электронного банка ДОУ;

7) формирование и передача воздействующей информации на различных носителях (бумажных, электронных).

Опыт работы нашего ДОУ показывает действительную возможность реализации основных задач информатизации в управленческой деятельности. В настоящий момент все члены администрации и специалисты ипедагоги владеют компьютером и имеют его в личном пользовании, работаю в таких программах как Microsoft Ecxel, Microsoft Word. Для более оперативного взаимодействия в учреждении создана локальная сеть, позволяющая ускорить работу с информацией.

ДОУ имеет доступ к сети Internet. Электронная почта позволила наладить связь с Департаментом образования и другими образовательными учреждениями и организациями, повысила оперативность при работе с входящей документацией, при выполнении приказов, распоряжений, отчетов и других документов.

Большая работа в ДОУ была проведена по повышению квалификации педагогов в области ИКТ: педагоги прошли курсовую подготовку по программе «Intel –обучение для будущего», по обучению компьютерной грамотности педагогов ДОУ.

Хорошо владеющие и использующие в своей работе разнообразное программное обеспечение и интернет-технологии педагоги –высшей квалификационной категории, старший воспитатель высшей квалификационной категории успешно передают свой опыт коллегам. Наши педагоги проходят дистанционные курсы через сети Интернет, участвуют в вебинарах

Использование интернета, размещение баз данных, обработка огромных объёмов информации – всё это сделало труд педагогов, администрации более эффективным. Наши педагоги участвуют в интернет- проектах, конкурсах в рамках дошкольного образования.

Программа Microsoft Power Point, создания презентаций, позволяет наглядно, доступно представлять любую информацию, что используется при проведении педагогических советов, семинаров, заседаний методических объединений, совещаний. Создание любой печатной продукции невозможно без использования программы Microsoft Publisher. Буклеты, бюллетени, другие шаблоны оформления для представления своей информации активно используются педагогами.

Современные технологии внесли существенные изменения в методическую работу ДОУ, которая является неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования педагогов, системой повышения профессиональной компетенции, важным фактором управления образовательным процессом.

Неукоснительно учитывая основные направления здоровьесбережения дошкольника,в нашем ДОУ используется ноутбук и мультимедийная аппаратура (экран и проектор) в работе с детьми с 5-летнего возраста. С целью мотивации детей к обучению и повышению эффективности образовательного процесса, педагоги подбирают соответствующий наглядный материал в Интернет-сети и обрабатывают его с помощью специальных компьютерных программ, тем самым обеспечивая доступность и достоверность для воспитанников. Подбирая наглядный материал в интернете, педагоги создают мультимедийные пособия, соответствующие возрастным особенностям детей. Предъявленная информация на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес: движение, звук разумная анимация надолго привлекает внимание детей. Мультимедийные дидактические пособия собраны в специальной папке на жёстком диске компьютера и продублированы на цифровом носителе по образовательным областям. Они находятся в общедоступном месте для всех педагогов.

В 2011г в ДОУ был создан Сайт,который является важнейшим элементом информационной политики и открытости современного образовательного учреждения и инструментом решения ряда образовательных задач, связанных с формированием информационной культуры участников образовательного процесса.

Сайт ДОУ является публичным органом информации, доступ к которому открыт всем желающим. Он обеспечивает официальное представление информации об образовательном учреждении в сети Интернет с целью расширения рынка образовательных услуг учреждения, оперативного ознакомления педагогов, родителей, деловых партнеров и других заинтересованных лиц с образовательной деятельностью учреждения. Информационные ресурсы Сайта формируются как отражение различных аспектов деятельности ДОУ.

Внедрение информационных технологий позволило нам повысить эффективность управленческой деятельности и это логичный и необходимый шаг в развитии ДОУ.

АКТУАЛЬНОСТЬ Одним из приоритетов развития современного общества является информатизация образования. Стратегия информатизации системы отечественного дошкольного образования определена государственной концепцией. Использование информационно-компьютерных технологий в деятельности дошкольных образовательных учреждений является одним из основных направлений развития образовательной системы. Существует несколько аспектов использования ИКТ в детских садах. Я выделила 5 мониторингов для успешного развития учреждения. мониторинг управленческой деятельности; мониторинг воспитательно-образовательной работы мониторинг здоровья и физического развития детей; мониторинг работы с кадрами; мониторинг взаимодействия с семьёй.


Внедрение ИКТ в сферу управления позволяет повысить такие показатели, как: - экономия затрат труда и времени; - повышение информированности о состоянии управляемой системы; - оперативность принятия управленческих решений; - адекватность и продуктивность управленческих решений; - оптимизация и автоматизация информационных процессов; - повышение интеллектуального потенциала. К основным задачам, реализуемым в образовательном учрежде- нии относится: получение нормативной, правовой, административной, методической и другой информации; организация электронного документооборота; автоматизация бухгалтерского учёта; инфомационное взаимодействие с коллегами.


В своей управленческой работе использую программы Microsoft Ecxel, Microsoft Word. Программой Microsoft Power Point создаём презентации, что позволяет наглядно, доступно представлять любую информацию и используется при проведении педагогических советов, методических объединений, совещаний, родительских собраний. Создание любой печатной продукции невозможно без использования программы Microsoft Publisher. Буклеты, бюллетени, другие шаблоны оформления для представления своей информации активно используются педагогами. Электронная почта позволила наладить связь с комитетом образования и другими образовательными учреждениями и организациями, повысила оперативность при работе с входящей документацией, при выполнении приказов, распоряжений, отчетов и других документов.


Создан сайт МАДОУ, где размещается информация о жизни детей в саду; вопросы воспитания и развития детей. В перспективе в рамках работы сайта родители получат возможность общаться с педагогами и между собой. Внедрение информационных технологий позволяет повысить эффективность управленческой деятельности и это логичный и необходимый шаг в развитии ДОУ.


Изучение семьи включает: -Составление социального паспорта семьи (банка) - Изучение воспитательной системы в семье -Выявление образовательных запросов семьи - Определение степени удовлетворенности семьи образовательной деятельностью ДОУ Все эти направления можно выполнить в программах Excel, Word.




Мониторинг предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об учреждении и результатах воспитательно- образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования в ДОУ. Ежегодно проводимый мониторинг качества образования промежуточный или итоговый анализ деятельности учреждения позволяют мне четко выявить проблемы и проследить перспективу развития. Направления мониторинга: реализация учебной программы; адаптация вновь прибывших детей к условиям ДОУ; готовность детей подготовительных групп к школе; эмоциональное благополучие воспитанников в ДОУ; создание предметно-развивающей среды; Основные методы диагностики в ДОУ наблюдение, эксперимент, беседа и анализ продуктов деятельности. Принятая система диагностики позволяет педагогам ДОУ обеспечить индивидуальную траекторию комплексного развития каждого ребенка, помогает подготовить его к школе.


Цели и задачи данного мониторинга выработать модель оздоровительной работы ДОУ; разработать модель эффективности данной деятельности, ориентированный на имеющиеся силы и средства учреждения; выявить структуру отклонений физического состояния и здоровья детей каждой возрастной группы; на основе полученного результата составить паспорт здоровья и механизмы реализации оздоровительных и реабилитационных мероприятий по каждой возрастной группе. В дошкольном учреждении постоянно отслеживается и анализируется состояние здоровья детей, проводится сравнительный анализ, выявляются позитивные и негативные тенденции, что позволяет оптимизировать работу по сохранению и укреплению здоровья детей.


Повышение качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников. В этой связи, особую роль приобретает решение проблемы организации педагогического мониторинга как эффективного метода повышения уровня профессиональной квалификации педагогических работников системы дошкольного образования. Итоговая оценка педагогического мониторинга осуществляется путем анализа полученных результатов повышения уровня профессиональной квалификации педагога, отраженной в Банке данных о профессиональном мастерстве педагогов. лист оценки профессиональной деятельности и личности воспитателя; банк педагогов (образование, категория, педагогический стаж, средний возраст педагогического состава, звания (награды)); критериальная оценка работы педагога.


Наименование критерия Дворецкая Н.Е. Кравченкова М.В. Остаповец Н.С. 1. Владение педагогическими технологиями 2. Работа в режиме инновационной деятельности 3. Создание высокостиму- лирующей развивающей среды (мет.разраб, дид. мат) 4. Открытые мероприятия, проводимые педагогом (обмен опытом) 5. Участие педагога в мероприятиях различного уровня 6. Участие в методических мероприятиях ДОУ, района, области


Ресурсное обеспечение (условия). Раздел включает в себя характеристики основных видов ресурсов обеспечение условий осуществления образовательной деятельности (удовлетворение потребности в услугах, новых формах организации дошкольного образования); материально-техническое обеспечение (групп и оборудование); программное обеспечение (основная и дополнительные программы); кадровое обеспечение; нформационно-технологическое обеспечение деятельности ДОУ (наличие технологического оборудования, сайта, программного обеспечения); обеспечение безопасности деятельности образовательного учреждения; социальное и педагогическое партнерство. Оценка проводится в течение нескольких лет, что дает возможность увидеть динамику улучшения/ухудшения показателей ДОУ


Графическое представление результатов проводится путем построения диаграмм по каждому из разделов мониторинга. Анализ состояния и структуры материально-технической базы. Для того чтобы экономически грамотно распределить средства на развитие материально-технической базы, необходимо детально знать ее состояние, правильно определить приоритеты и неотложные расходы. Для проведения мониторинга используется комплекс методов: 1. Анализ документации: · нормативные документы, регламентирующие деятельность ДОУ; · программа развития, образовательная программа ДОУ, годовой план, месячные планы; · планы координации деятельности с социальными партнерами (школа, поликлиника, учреждения культуры и т.д.); · информационные базы данных; · планы воспитательно-образовательной работы;


· методические разработки, концепция; · планы повышения квалификации кадров и аттестации кадров; · программное обеспечение; · аналитические справки по результатам контроля; · целевые проекты, инновационные направления, обеспечивающие развитие ДОУ; · отчеты; · анализ состояния питания детей; · анализ заболеваемости детей; · приказы руководителя ДОУ; · анализ финансово-экономической деятельности; · справки по проверкам, акты. 2. Опросы: · выявляющие качество профессиональной деятельности (воспитателей, специалистов); · удовлетворенность субъектов образовательного процесса (воспитатели, специалисты, родители). 3. Анализ материалов, связанных с методическим обеспечением образовательного процесса.


4. Интервьюирование, анкетирование, направленное на изучение различных проблем, возникающих у воспитателей, специалистов, родителей и др. 5. Включенное наблюдение (за состоянием воспитательно- образовательного процесса, методической и хозяйственной деятельности); педагогические методы диагностики состояния учебно-воспитательного процесса. Выбор методов определяется задачей изучения того или иного направления деятельности. Для осуществления мониторинга необходимо использовать комплекс методов. Это обеспечивает целостное представление о состоянии образовательной системы. Результативность мониторинга: Помогает результативно организовать и осуществлять воспитательно – образовательный процесс в ДОУ. Стимулирует личностное развитие детей и творческий рост педагогов, Позволяет эффективно распределять ресурсы ДОУ (финансовые, временные, личностного потенциала сотрудников) Способствует повышению статуса ДОУ в районе.



Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе в условиях введения ФГОС ДОУ

Бузмакова Светлана Владимировна, воспитатель МАДОУ "Детский сад № 88" г. Березники Пермского края
Описание: работа будет интересна педагогам, использующим ИКТ-технологии при организации работы в ДОУ, работа содержит описание опыта внедрения ИКТ-технологий, в работе обозначены проблемы и перспективы использования ИКТ-технологий в ДОУ.
Цель:
Создание условий для повышения уровня ИКТ-компетентности педагогов ДОУ для успешной реализации ФГОС ДОУ

Социально – экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед образованием, сформулированы и представлены в законе «Об образовании Российской Федерации» и образовательном стандарте нового поколения.
Информатизация образования в России – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Ее основная задача – эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно – коммуникационных технологий:
- Возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;
- Индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;
- Создание эффективной системы управления информационно – методическим обеспечением образования.
Ключевыми направлениями процесса информатизации ДОУ являются:
1. Организационное:
- Модернизация методической службы;
- Совершенствование материально – технической базы;
- Создание определенной информационной среды.
2. Педагогическое:
- Повышение ИКТ – компетентности педагогов ДОУ;
- Внедрение ИКТ в образовательное пространство.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Компьютеризация школьного образования имеет довольно длительную историю (около 20 лет), но в детском саду такого распространения компьютера еще не наблюдается. При этом невозможно представить работу педагога (педагога ДОУ в том числе) без использования информационных ресурсов. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно – образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Что же такое ИКТ?
Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.
Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Области применения ИКТ педагогами ДОУ

1. Ведение документации.
В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит диагностику и оформляет результаты как в печатном, так и в электронном виде. Диагностику необходимо рассматривать не как разовое проведение необходимых исследований, но и ведение индивидуального дневника ребенка, в котором записываются различные данные о ребенке, результаты тестов, выстраиваются графики и в целом отслеживается динамика развития ребенка. Конечно это можно делать и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы.
Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. Здесь можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку электронного портфолио.
2. Методическая работа, повышение квалификации педагога .
В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания. Информационно – методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.
Современное образовательное пространство требует от педагога особой гибкости при подготовке и проведении педагогических мероприятий. Педагогу необходимо регулярное повышение своей квалификации. Возможность осуществления современных запросов педагога также возможно с помощью дистанционных технологий. При выборе таких курсов необходимо обратить внимание на наличие лицензии, на основании которой осуществляется образовательная деятельность. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности.
Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. При этом необходимо обратить внимание на надежность ресурса, количество зарегистрированных пользователей.
Бесспорно важно использование ИКТ технологий и для ведения документации и для более эффективного ведения методической работы и для повышения уровня квалификации педагога, но основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно – образовательного процесса.
3. Воспитательно – образовательный процесс.
Воспитательно –образовательнй процесс включает в себя:
- организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника,
- организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,
- реализацию проектов,
- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование Internet – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.

Виды занятий с ИКТ

1. Занятие с мультимедийной поддержкой.
На таком занятии используется только один компьютер в качестве «электронной доски». На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для урока. Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы PowerPoint или других мультимедийных программ.
Для проведения таких занятий необходим один персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран.
Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно – воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использование презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
- Осуществление полисенсорного восприятия материала;
- Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
- Объединение аудио-, видео – и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
- Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
- Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
- Компьютерные презентационные слайд – фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Например, использование презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающем миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятии, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно – временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
2. Занятие с компьютерной поддержкой
Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ.
На таком занятии используется несколько компьютеров, за которыми работают несколько воспитанников одновременно. Использование электронного учебника (а игровая обучающая игра для детей это и есть электронный учебник) – это метод программируемого обучения, основоположником которого является Скиннер. Работая с электронным учебником, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме.
Возможности компьютера позволяют увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, дает возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение. Но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста.
Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей:
- исследовательский характер,
- легкость для самостоятельных занятий ребенка,
- развитие широкого спектра навыков и представлений,
- высокий технический уровень,
- возрастное соответствие,
- занимательность.
Виды обучающих программ для детей дошкольного возраста
1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.
3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
4. Игры-путешествия, "бродилки".
5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.
Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.
При организации занятий такого типа необходимо иметь стационарный или мобильный компьютерный класс, соответствующий нормам САНПиН, лицензионное программное обеспечение.
Сегодня многие детские сады оснащаются компьютерными классами. Но до сих пор отсутствуют:
- Методика использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ;
- Систематизация компьютерных развивающих программ;
- Единые программно – методические требования к компьютерным занятиям.
На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.
Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники.
Важным правилом при организации таких занятий является периодичность их проведения. Занятия должны проводится 1-2 раза в неделю в зависимости от возраста детей по 10-15 минут непосредственной деятельности за ПК.
3. Диагностическое занятие.
Для проведения таких занятий требуются специальные программы, что встречается мало, или вообще не существует по некоторым общеобразовательным программам. Но разработка таких компьютерных программ – это дело времени. С помощью средств прикладных программ можно разработать тестовые задания и использовать их для диагностики. В процессе проведения традиционных диагностических занятий педагогу необходимо фиксировать уровень решения задачи каждым ребенком по определенным показателям. Использование специальным компьютерных программ позволит не только облегчить труд педагога и уменьшить временные затраты (использовать несколько компьютеров одновременно), но и позволит сохранять результаты диагностики, рассматривая их в динамике.
Таким образом, в отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-6 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению.
Внедрение информационных технологий имеют преимущества перед традиционными средствами обучения:
1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);
6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.
При всех неизменных плюсах использования ИКТ в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы :
1. Материальная база ДОУ.
Как уже отмечалось выше для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран или мобильный класс. Далеко не все детские сады на сегодняшний день могут позволить себе создание таких классов.
2. Защита здоровья ребенка.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.
Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.
3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.
Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику, интерфейс пользователя каждой программы (специфику технических правил действия с каждой из них), но и разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet.
Если коллективу ДОУ удастся решить эти проблемы, то ИКТ-технологии станут большим помощником.
Использование информационных технологий поможет педагогу повысить мотивацию обучения детей и приведет к целому ряду положительных следствий:
- обогащение детей знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
- облегчение процесса усвоения материала дошкольниками;
- возбуждение живого интереса к предмету познания;
- расширение общего кругозора детей;
- возрастание уровня использования наглядности на занятии;
- повышение производительности труда педагога.
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования.
Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.