Еще один блог веб разработчика. Основы работы с DOM в JavaScript Dom объектная модель документа

Основным инструментом работы и динамических изменений на странице является DOM (Document Object Model) - объектная модель, используемая для XML/HTML-документов.

Согласно DOM-модели, документ является иерархией.
Каждый HTML-тег образует отдельный элемент-узел, каждый фрагмент текста - текстовый элемент, и т.п.

Проще говоря, DOM - это представление документа в виде дерева тегов. Это дерево образуется за счет вложенной структуры тегов плюс текстовые фрагменты страницы, каждый из которых образует отдельный узел.

Простейший DOM

Построим, для начала, дерево DOM для следующего документа.

Заголовок Прекрасный документ

Самый внешний тег - , поэтому дерево начинает расти от него.

Внутри находятся два узла: и - они становятся дочерними узлами для .

Теги образуют узлы-элементы (element node). Текст представлен текстовыми узлами (text node). И то и другое - равноправные узлы дерева DOM.

Пример посложнее

Рассмотрим теперь более жизненную страничку:

О лосях Правда о лосях.

  • Лось - животное хитрое
  • .. И коварное
  • Корневым элементом иерархии является html . У него есть два потомка. Первый - head , второй - body . И так далее, каждый вложенный тег является потомком тега выше:

    На этом рисунке синим цветом обозначены элементы-узлы, черным - текстовые элементы.

    Дерево образовано за счет синих элементов-узлов - тегов HTML.

    А вот так выглядит дерево, если изобразить его прямо на HTML-страничке:

    Кстати, дерево на этом рисунке не учитывает текст, состоящий из одних пробельных символов. Например, такой текстовый узел должен идти сразу после . DOM, не содержащий таких "пустых" узлов, называют "нормализованным" .

    Рассмотрим чуть более сложный документ.

    Документ Data

    • Осторожно
    • Информация
    Made in Russia

    Верхний тег - html , у него дети head и body , и так далее. Получается дерево тегов:

    Атрибуты

    В этом примере у узлов есть атрибуты: style , class , id . Вообще говоря, атрибуты тоже считаются узлами в DOM-модели, родителем которых является элемент DOM, у которого они указаны.

    Однако, в веб-программировании в эти дебри обычно не лезут, и считают атрибуты просто свойствами DOM-узла, которые, как мы увидим в дальнейшем, можно устанавливать и менять по желанию программиста.

    Вообще-то это секрет, но DOCTYPE тоже является DOM-узлом, и находится в дереве DOM слева от HTML (на рисунке этот факт скрыт).

    P.S. Насчет секрета - конечно, шутка, но об этом и правда далеко не все знают. Сложно придумать, где такое знание может пригодиться...

    Нормализация в различных браузерах

    При разборе HTML Internet Explorer сразу создает нормализованный DOM, в котором не создаются узлы из пустого текста.

    Firefox - другого мнения, он создает DOM-элемент из каждого текстового фрагмента.
    Поэтому в Firefox дерево этого документа выглядит так:

    На рисунке для краткости текстовые узлы обозначены просто решеткой. У body вместо 3 появилось 7 детей.

    Opera тоже имеет чем похвастаться. Она может добавить лишний пустой элемент "просто от себя".

    Чтобы это увидеть - откройте документ . Он выдает число дочерних узлов document.body , включая текстовые узлы.

    У меня получается 3 для IE, 7 для Firefox и 8 (!?) для Opera.

    На практике эта несовместимость не создает больших проблем, но нужно о ней помнить. Например, разница может проявить себя в случае перебора узлов дерева.

    Возможности, которые дает DOM

    Зачем, кроме красивых рисунков, нужна иерархическая модель DOM?

    Очень просто:

    Каждый DOM-элемент является объектом и предоставляет свойства для манипуляции своим содержимым, для доступа к родителям и потомкам.

    Для манипуляций с DOM используется объект document .
    Используя document , можно получать нужный элемент дерева и менять его содержание.

    Например, этот код получает первый элемент с тэгом ol , последовательно удаляет два элемента списка и затем добавляет их в обратном порядке:

    Var ol = document.getElementsByTagName("ol") var hiter = ol.removeChild(ol.firstChild) var kovaren = ol.removeChild(ol.firstChild) ol.appendChild(kovaren) ol.appendChild(hiter)

    Для примера работы такого скрипта - кликните на тексте на лосиной cтраничке

    В старых руководствах и скриптах можно встретить модификацию HTML-кода страницы напрямую вызовом document.write .

    В современных скриптах этот метод почти не используется, случаи его правильного применения можно пересчитать по пальцам.

    Избегайте document.write.. Кроме случаев, когда вы действительно знаете, что делаете (а зачем тогда читаете самоучитель - вы и так гуру)

    Разберем подробнее способы доступа и свойства элементов DOM.

    Доступ к элементам

    Любой доступ и изменения DOM берут свое начало от объекта document .

    Начнем с вершины дерева.

    document.documentElement

    Самый верхний тег. В случае корректной HTML-страницы, это будет .

    document.body

    Тег , если есть в документе (обязан быть).

    Следующий пример при нажатии на кнопку выдаст текстовое представление объектов document.documentElement и document.body . Сама строка зависит от браузера, хотя объекты везде одни и те же.

    function go() { alert(document.documentElement) alert(document.body) }

    Типы DOM-элементов

    У каждого элемента в DOM-модели есть тип. Его номер хранится в атрибуте elem.nodeType

    Всего в DOM различают 12 типов элементов.

    Обычно используется только один: Node.ELEMENT_NODE , номер которого равен 1. Элементам этого типа соответствуют HTML-теги.

    Иногда полезен еще тип Node.TEXT_NODE , который равен 3. Это текстовые элементы.

    Остальные типы в javascript программировании не используются.

    Следующий пример при нажатии на кнопку выведет типы document.documentElement , а затем тип последнего потомка узла document.body . Им является текстовый узел.

    function go() { alert(document.documentElement.nodeType) alert(document.body.lastChild.nodeType) } Текст

    Пример

    Например, вот так выглядел бы в браузере документ из примера выше, если каждый видимый элемент обвести рамкой с цифрой nodeType в правом верхнем углу.

    ... Data

    • Осторожно
    • Информация
    Made in Russia

    Здесь показаны только элементы внутри body , т.к только они отображаются на странице. Для элементов типа 1 (теги) в скобочках указан соответствующий тег, для текстовых элементов (тип 3) - стоит просто цифра.

    Дочерние элементы
  • Все дочерние элементы, включая текстовые находятся в массиве childNodes .

    В следующем примере цикл перебирает всех детей document.body .

    For(var i=0; i BODY

    style

    Это свойство управляет стилем. Оно аналогично установке стиля в CSS.

    Например, можно установить element.style.width:

    Исходный код этой кнопки:

    Есть общее правило замены - если CSS-атрибут имеет дефисы, то для установки style нужно заменить их на верхний регистр букв.

    Например, для установки свойства z-index в 1000, нужно поставить:

    Element.style.zIndex = 1000

    innerHTML

    Когда-то это свойство поддерживалось только в IE. Теперь его поддерживают все современные браузеры.

    Оно содержит весь HTML-код внутри узла, и его можно менять.

    Свойство innerHTML применяется, в основном, для динамического изменения содержания страницы, например:

    Document.getElementById("footer").innerHTML = "Bye! "

    Пожалуй, innerHTML - одно из наиболее часто используемых свойств DOM-элемента.

    className

    Это свойство задает класс элемента. Оно полностью аналогично html-атрибуту "class".

    Elem.className = "newclass"

    onclick , onkeypress, onfocus ...

    И другие свойства, начинающиеся на "on...", хранят функции-обработчики соответствующих событий. Например, можно присвоить обработчик события onclick .

    Подробнее об этих свойствах и обработчиках событий - см.

    При открытии любого HTML документа браузер предварительно производит разбор его содержимого и на основе этого разбора создает объектную модель HTML документа или более коротко DOM .

    DOM состоит из вложенных друг в друга иерархически расположенных объектов, которые называются узлами . Каждый узел в структуре представляет располагающийся на странице HTML элемент.

    Используя DOM Вы можете взаимодействовать (считывать, изменять, удалять ) с содержимым HTML документов из скриптов.

    Ниже располагается код HTML документа и DOM, которая бы была создана браузером на основе этого кода:

    HTML DOM HTML DOM.

    Привет всем.

    Все прямоугольники изображенные на картинке являются объектами (или узлами). Разным цветом на изображение отмечены узлы разного типа .

    Красным цветом отмечен узел Document. Любое обращение к DOM должно начинаться с обращения к данному узлу.

    Зеленым цветом отмечены элементные узлы . Для каждого HTML элемента на странице браузер создает соответствующий элементный узел.

    Содержимое элементов хранится в текстовых узлах . Текстовые узлы отмечены на нашей схеме синим цветом.

    Для каждого атрибута HTML элемента создается атрибутный узел . Атрибутный узел отмечен на схеме розовым цветом.

    Обратите внимание: не забывайте, что текст всегда хранится в текстовых узлах, а не является свойством элемента. Т.е. для того, чтобы обратиться к содержимому HTML элемента Вы должны обратиться к свойству его текстового узла.

    Отношения между узлами

    Узлы в объектной структуре связаны друг с другом. Существует несколько специальных терминов для описания отношений между узлами:

    Родительский узел (parent node ) - родительским узлом по отношению к рассматриваемому объекту является узел, в который вложен рассматриваемый объект. На нашей схеме по отношению к узлам и

    является родительским. Для узла родительским является узел .

    Узлы-потомки (child node ) - узлом-потомком по отношению к рассматриваемому объекту является узел, который вложен в рассматриваемый объект. На нашей схеме по отношению к узлу и

    Являются потомками. Для узла потомком является .

    Узлы-братья (sibling node ) - узлы находящиеся на одинаковом уровне вложенности по отношению к их родительскому узлу. На нашей схеме узлами-братьями являются и ,

    Самый верхний узел в DOM называется корневым . На нашей схеме корневым является (т.к. объект document не является частью DOM).

    На этом уроке мы рассмотрим, что такое DOM, зачем он нужен, а также то, как он строится.

    Что такое DOM?

    Браузер, когда запрашивает страницу и получает в ответе от сервера её исходный HTML-код, должен сначала его разобрать. В процессе анализа и разбора HTML-кода браузер строит на основе него DOM-дерево .

    После выполнения этого действия и ряда других браузер приступает к отрисовке страницы. В этом процессе он, конечно, уже использует созданное им DOM-дерево , а не исходный HTML-код.

    DOM – это объектная модель документа, которую браузер создаёт в памяти компьютера на основании HTML-кода, полученного им от сервера.

    Если сказать по-простому, то HTML-код – это текст страницы, а DOM – это набор связанных объектов, созданных браузером при парсинге её текста.

    В Chrome исходный код страницы, который получает браузер, можно посмотреть во вкладке «Source» на панели «Инструменты веб-разработчика».


    В Chrome инструмента, с помощью которого можно было бы посмотреть созданное им DOM-дерево нет. Но есть представление этого DOM-дерева в виде HTML-кода, оно доступно на вкладке «Elements». С таким представлением DOM веб-разработчику, конечно, намного удобнее работать. Поэтому инструмента, который DOM представлял бы в виде древовидной структуры нет.


    Объекты в этой модели образуются практически из всего, что есть в HTML (тегов, текстового контента, комментариев и т.д.), включая при этом сам документ. Связи между этими объектами в модели формируются на основании того, как HTML-элементы расположены в коде относительно друг друга .

    При этом DOM документа после его формирования можно изменять . При изменении DOM браузер практически мгновенно перерисовывает изображение страницы. В результате у нас отрисовка страницы всегда соответствует DOM .

    Для чтения и изменения DOM программно браузер предоставляет нам DOM API или, другими словами, программный интерфейс. По-простому DOM API – это набор огромного количества различных объектов, их свойств и методов, которые мы можем использовать для чтения и изменения DOM .

    Для работы с DOM в большинстве случаев используется JavaScript, т.к. на сегодняшний день это единственный язык программирования, скрипты на котором могут выполняться в браузере.

    Зачем нам нужен DOM API? Он нам нужен для того, чтобы мы могли с помощью JavaScript изменять страницу на «лету», т.е. делать её динамической и интерактивной.

    DOM API предоставляет нам (разработчикам) огромное количество методов, с помощью которых мы можем менять всё что есть на странице, а также взаимодействовать с пользователем. Т.е. данный программный интерфейс позволяет нам создавать сложные интерфейсы, формы, выполнять обработку действий пользователей, добавлять и удалять различные элементы на странице, изменять их содержимое, свойства (атрибуты), и многое другое.

    Сейчас в вебе практически нет сайтов в сценариях которых отсутствовала бы работа с DOM.

    Из чего состоит HTML-код страницы?

    Перед тем, как перейти к изучению объектной модели документа необходимо сначала вспомнить, что из себя представляет исходный код веб-страницы (HTML-документа).

    Исходный код веб-страницы состоит из тегов, атрибутов, комментариев и текста. Теги - это базовая синтаксическая конструкция HTML. Большинство из них являются парными. В этом случае один из них является открывающим, а другой – закрывающим. Одна такая пара тегов образует HTML-элемент. HTML-элементы могут иметь дополнительные параметры – атрибуты.

    В документе для создания определённой разметки одни элементы находятся внутри других. В результате HTML-документ можно представить как множество вложенных друг в друга HTML-элементов.

    В качестве примера рассмотрим следующий HTML код:

    Заголовок страницы Название статьи Раздел статьи

    Содержимое статьи

    В этом коде корневым элементом является html . В него вложены элементы head и body . Элемент head содержит title , а body – h1 и div . Элемент div в свою очередь содержит h2 и p .

    Теперь рассмотрим, как браузер на основании HTML-кода строит DOM-дерево.

    Как строится DOM-дерево документа?

    Как уже было описано выше браузер строит дерево на основе HTML-элементов и других сущностей исходного кода страницы. При выполнении этого процесса он учитывает вложенность элементов друг в друга.

    В результате браузер полученное DOM-дерево использует не только в своей работе, но также предоставляет нам API для удобной работы с ним через JavaScript.

    При строительстве DOM браузер создаёт из HTML-элементов, текста, комментариев и других сущностей этого языка объекты (узлы DOM-дерева).

    В большинстве случаев веб-разработчиков интересуют только объекты (узлы), образованные из HTML-элементов.

    При этом браузер не просто создаёт объекты из HTML-элементов, а также связывает их между собой определёнными связями в зависимости от того, как каждый из них относится к другому в коде.

    Элементы, которые находятся непосредственно в некотором элементе являются по отношению к нему детьми. А он для каждого из них является родителем. Кроме этого, все эти элементы по отношению друг к другу являются сиблингами (братьями).

    При этом в HTML любой элемент всегда имеет одного родителя (HTML-элемент, в котором он непосредственно расположен). В HTML у элемента не может быть несколько родителей. Исключение составляет только элемент html . У него нет родителя.

    Чтобы получить DOM-дерево так как его строит браузер, необходимо просто «выстроить» все элементы в зависимости от их отношения друг к другу.

    Создание DOM-дерева выполняется сверху вниз.

    При этом корнем DOM-дерева всегда является сам документ (узел document). Далее дерево строится в зависимости от структуры HTML кода.

    Например, HTML-код, который мы рассматривали выше будет иметь следующее DOM-дерево:


    В самом верху этого дерева находится узел document . Данный узел связан с html , он является его ребёнком. Узел html образован элементом html (...). Узлы head (...) и body (...) имеют родительскую связь с html . По отношению друг ту другу они являются сиблингами, т.к. имеют одного родителя. Узел head связан с title (lt;title>...), он является его ребёнком. Узлы h1 и div связаны с body , для них он является родителем. Узел div связан с h2 (...) и p (), они являются его детьми.

    Начинается дерево как было уже отмечено выше с объекта (узла) document . Он в свою очередь имеет один дочерний узел, образованный элементом html (...). Элементы head (...) и body (...) находятся в html и, следовательно, являются его детьми. Далее узел head является родительским для title (lt;title>...). Элементы h1 и div вложены в body , значит они являются его детьми. В div непосредственно расположены элементы h2 (...) и p (). Это значит, что узел div для каждого из них является родительским.

    Вот так просто строится DOM-дерево в браузере на основании HTML-кода.

    Зачем нужно знать, как строится DOM дерево? Во-первых, это понимание той среды, в которой вы хотите что-то изменять. Во-вторых, большинство действий при работе с DOM сводится к поиску (выбору) нужных элементов. Не зная как устроено DOM-дерево и связи между узлами найти какой-то определенный элемент в нём будет достаточно затруднительно.

    Задание

    На основе DOM-дерева, представленного на рисунке, создайте HTML-код.


    В данном уроке мы разберем основы работы с событиями, атрибутами и getElementById на языке JavaScript.

    В предыдущих уроках мы с вами изучали базовые возможности языка JavaScript. Начиная с данного урока мы займемся тем, для чего собственно JavaScript и предназначен - мы будем изменять элементы HTML страницы и реагировать на действия пользователя. Наши скрипты станут более зрелищными и полезными.

    Начнем мы с того, что научим наш код реагировать на действия пользователя сайта. Например, пользователь нажмет куда-либо мышкой, а наш код в ответ должен будет обработать это нажатие и вывести на экран какую-либо информацию.

    Действия пользователя, которые мы можем отследить через JavaScript, называются событиями . События могут быть следующими: клик мышкой на элемент страницы, наведение мышкой на элемент страницы или наоборот - уход курсора мыши с элемента и так далее. Кроме того, есть события, не зависящие от действий пользователя, например, событие по загрузке HTML страницы в браузер.

    В JavaScript существует несколько способов работы с событиями. Мы начнем с самого простого из них.

    Основы работы с событиями

    Самый простой способ задать реакцию элемента на определенное событие - указать ее с помощью атрибута для определенного тега. К примеру, событию "нажатие мышкой" соответствует атрибут onclick , событию "наведение мышкой" - атрибут onmouseover , а событию "уход курсора с элемента" - атрибут onmouseout .

    Значением атрибута с событием служит JavaScript код . В следующем примере по нажатию мышкой на кнопку выполнится функция alert :

    А сейчас по клику на элемент выполнится функция func :

    function func() { alert("!"); }

    Можно выполнить не одну функцию , а несколько:

    function func1() { alert("1"); } function func2() { alert("2"); }

    Обратите внимание на то, что если внутри атрибута вам нужны двойные кавычки (например, для строки) и внешние кавычки атрибута тоже двойные - onclick="alert("!")" - такой код не будет работать.

    С этим можно бороться несколькими способами: можно сменить внешние кавычки на одинарные onclick="alert("!")" , можно также заэкранировать внутренние кавычки обратным слешем onclick="alert(\"!\")" или же просто перенести JavaScript код из атрибута в функцию, а в атрибуте оставить только имя функции onclick="func()" .

    То же самое будет, если вы внешние кавычки атрибута ставите одинарными и для строки тоже используете одинарные: onclick="alert("!")" - тут также все решается аналогичными способами.

    Таблица атрибутов для событий Работа с getElementById

    Сейчас мы с вами научимся получать элементы HTML страницы и проводить с ними различные манипуляции (мы сможем менять, к примеру, их текст и цвет и многие другие полезные вещи).

    Пусть у нас на странице есть тег с атрибутом id в значении test . Запишем ссылку на этот тег в переменную elem . Для этого мы должны воспользоваться методом getElementById , который получает элемент по его id .

    Эта запись произойдет по клику на кнопку, которой мы задали атрибут onclick . По нажатию на эту кнопку сработает функция func , которая найдет на HTML странице элемент с id равным test и запишет ссылку на него в переменную elem :

    Теперь в переменной elem у нас лежит ссылка на элемент с атрибутом id в значении test . Сама переменная elem является объектом .

    Этот объект и тег HTML страницы связаны друг с другом - мы можем поменять какие-либо свойства объекта elem и при этом увидим изменения на HTML странице, которые произойдут с полученным нами элементом.

    Давайте посмотрим, как это происходит на практике.

    Основы работы с атрибутами HTML через JavaScript

    Сейчас мы будем считывать и изменять атрибуты тегов. Пусть у нас опять даны инпут с id равным test и кнопка , по клику на которую будет запускаться функция func :

    Внутри функции func мы получим наш инпут по его id и запишем ссылку на него в переменную elem :

    function func() { var elem = document.getElementById("test"); }

    Давайте теперь выведем на экран содержимое атрибутов нашего инпута. Чтобы получить доступ, к примеру, к атрибуту value, следует написать следующее: elem.value , где elem - это переменная, в которую мы с помощью getElementById записали ссылку на наш элемент, а value - это атрибут тега, который нас интересует.

    Мы можем вывести содержимое атрибута через alert таким образом - alert(elem.value) - или записать в какую-нибудь переменную. Давайте проделаем это:

    function func() { var elem = document.getElementById("test"); alert(elem.value); //выведет "!" }

    Мы можем таким же образом считывать значения и других атрибутов, например так - elem.id - мы считаем значение атрибута id, а так - elem.type - значение атрибута type. Смотрите пример:

    function func() { var elem = document.getElementById("test"); alert(elem.value); //выведет "!" alert(elem.id); //выведет "test" alert(elem.type); //выведет "text" }

    Можно не только считывать значения атрибутов, но и изменять их. Чтобы, к примеру, поменять значение атрибута value , нужно просто присвоить его конструкции elem.value :

    function func() { var elem = document.getElementById("test"); elem.value = "www"; //присвоим новое значение атрибуту value }

    HTML код станет выглядеть так (значение атрибута value станет www):

    Ну, а теперь самое сложное - можно не вводить переменную elem , а строить цепочку из точек таким образом:

    function func() { alert(document.getElementById("test").value); //выведет "!" }

    Таким же образом (цепочкой) можно производить и перезапись атрибутов :

    function func() { document.getElementById("test").value = "www"; }

    Однако, в большинстве случаев введение переменной удобнее . Сравните два примера - сейчас я ввел переменную elem и могу считывать любое количество атрибутов, при этом getElementById вызывается только один раз :

    function func() { var elem = document.getElementById("test"); elem.value = "www"; elem.type = "submit"; }

    А сейчас я не ввожу новую переменную и поэтому мне приходится вызывать getElementById два раза:

    function func() { document.getElementById("test").value = "www"; document.getElementById("test").type = "submit"; }

    На мой взгляд, этот код стал сложнее , хотя и занимает на одну строчку меньше. Кроме того, если я захочу сменить значение id с test на, к примеру, www, мне придется делать это во многих местах, что не очень удобно.

    на браузер. Поиск элементов по странице, который делает метод getElementById , является довольно медленной операцией (и вообще любая работа с элементами страницы - это медленная операция - запомните это).

    В нашем случае, если мы каждый раз используем getElementById , то браузер каждый раз будет обрабатывать HTML страницу и искать элемент с заданным id несколько раз (не важно, что id одинаковые - браузер проделает все действия несколько раз), совершая бесполезные операции, которые могут замедлить работу браузера.

    Если же мы используем переменную elem - никакого поиска по странице не происходит (элемент уже найден и ссылка на него лежит в переменной elem ).

    Исключения: атрибуты class и for

    Вы уже научились работать с атрибутами через JavaScript и теперь пришло время рассказать вам о том, что не все так просто - при работе с атрибутами существует исключение - это атрибут class .

    Это слово является специальным в JavaScript и поэтому мы не можем просто написать elem.class , чтобы считать значение атрибута class . Вместо этого следует писать elem.className .

    В следующем примере на экран выводится значение атрибута class :

    function func() { var elem = document.getElementById("test"); alert(elem.className); }

    Кстати, есть и другие атрибуты, которые называются иначе, чем свойство. Например, атрибуту for () соответствует свойство с названием htmlFor .

    Работа с this

    Сейчас мы с вами будем работать со специальным объектом this , который указывает на текущий элемент (элемент в котором произошло событие). Причем указывает так, будто этот элемент уже получен методом getElementById .

    Давайте посмотрим как работать с this и в чем удобство такого подхода.

    Пусть у нас есть задача по нажатию на инпут вывести на экран содержимое его value.

    Пока вы умеете делать только такое решение:

    function func() { var elem = document.getElementById("test"); alert(elem.value); }

    В принципе, это решение хорошее, но представим теперь, что у нас есть много инпутов и по нажатию на каждый нам нужно выводить его value.

    В этом случае у нас получится что-то в таком роде:

    function func1() { var elem = document.getElementById("test1"); alert(elem.value); } function func2() { var elem = document.getElementById("test2"); alert(elem.value); } function func3() { var elem = document.getElementById("test3"); alert(elem.value); }

    Теперь ясно виден недостаток нашего подхода - для каждого инпута нам приходится создавать свою функцию обработки клика, причем делают эти функции практически одно и тоже.

    Если у нас будет 10 инпутов - то придется сделать 10 функций, не удобно.

    Давайте упростим нашу задачу: будем передавать параметром функции id текущего элемента. И вместо большого количества функций все сведется к одной функции:

    function func(id) { var elem = document.getElementById(id); alert(elem.value); }

    Однако, такое решение все равно имеет недостаток - каждому элементу придется вводить разные id, что тоже несколько неудобно.

    Итак, давайте наконец рассмотрим вариант решения задачи через this .

    Сделаем так, что каждый инпут будет выводить свое содержимое по нажатию. Для этого параметром функции передадим объект this , вот так: func(this) .

    Наш this передается параметром функции и попадает в переменную elem . Этот elem ведет себя так, будто получен таким образом: var elem = document.getElementById(...) , но получать его таким образом не надо, там уже все готово и можно пользоваться. К примеру, elem.value указывает на value нашего инпута и так далее.

    Итак, вот самое просто решение нашей задачи:

    function func(elem) { alert(elem.value); }

    Основы работы с CSS

    В JavaScript работа с CSS свойствами происходит путем изменения значения атрибута style для элемента. К примеру, чтобы поменять цвет нужно построить следующую цепочку - elem.style.color - и присвоить ей нужное значение цвета:

    function func() { var elem = document.getElementById("test"); elem.style.color = "red"; }

    Можно также и не вводить переменную elem , а построить очень длинную цепочку .


    Тема действительно сложная. Но, как говорится, не так страшен чёрт, как его малюют. Вот тут-то самый крепкий орешек достаётся мне: этакая сверхзадача «намалевать» по возможности удобоваримо, но и не совсем примитивно. Пока что все прочитанные мной материалы тяготеют либо к зауми, либо к примитиву.

    Что такое DOM

    Аббревиатура DOM расшифровывается как Document Object Model (объектная модель документа).

    DOM - это программный интерфейс доступа к содержимому HTML, XHTML и XML-документов, то есть представление тэгов и атрибутов HTML, XHTML и XML, а также стилей CSS в виде объектов программирования. С этой моделью работает как JavaScript, так и другие языки web-программирования.

    Немного истории

    Существует 4 уровня DOM (0, 1, 2 и 3).

    Уровень 0 (1996) включал в себя модели DOM , которые существовали до появления уровня 1. В основном это коллекции: document.images, document.forms, document.layers и document.all. Эти модели формально не являются спецификациями DOM , опубликованными W3C . Скорее они представляют информацию о том, что существовало до начала процесса стандартизации.

    Уровень 1 (1997) включал также базовые функциональные возможности по обработке XML-документов: многочисленные способы работы с отдельными узлами, работа с инструкциями обработки XML и т.д.

    Кроме того, DOM уровня 1 содержит ряд специальных интерфейсов, которые могут обрабатывать отдельные HTML-элементы. Например, можно работать с таблицами HTML, формами, списками выбора и т.д.

    В DOM уровня 2 (2002) было добавлено несколько новых возможностей.

    Если в DOM уровня 1 отсутствовала поддержка пространств имён, то интерфейсы DOM уровня 2 содержат методы для управления пространствами имён, связанными с требованиями к составлению и обработке XML-документов.

    Помимо этого, DOM уровня 2 поддерживает события.

    Уровень 2 является текущим уровнем спецификаций DOM , однако W3C рекомендует и некоторые разделы спецификаций уровня 3.

    DOM уровня 3 - это рабочий проект спецификации, которая расширяет функциональность DOM уровня 2. Одна из наиболее важных особенностей этой версии спецификации заключается в возможности работать с многочисленными расширениями DOM .

    Что означает «программный интерфейс»?

    Английское слово interface можно перевести как «область контакта». Компьютер, грубо говоря, понимает только две вещи: пустой бит и заполненный бит. Язык, на котором «говорит» компьютер, можно представить как нескончаемую вереницу нулей и единиц, дающих бесконечное количество различных комбинаций.

    Любой программный код - это вразумительная для программиста интерпретация этих «нулей и единиц», с которыми работает компьютер. Таким образом, любой язык программирования является интерфейсом человека и машины.

    Браузеры работают так же, как и другие компьютерные приложения. Они интерпретируют в «нули и единицы» коды HTML, XML, CSS, скрипты JavaScript, PHP, Perl и т.д. Для работы с этим многоязычием нужна общая платформа. Этой платформой и является DOM - спецификация, не зависящая от конкретного языка программирования или разметки. Это интерфейс, который можно использовать во многих популярных языках программирования, связанных с созданием web-страниц и способных понимать и интерпретировать объекты DOM .

    DOM и браузеры

    DOM и JavaScript

    В JavaScript вершиной иерархической лестницы объектов DOM , своеобразным «проводником» в этот интерфейс служит объект document , а объекты DOM становятся его свойствами, свойствами его свойств и т.д. Их также называют узлами DOM .

    Узлы DOM

    В DOM уровня 2 есть 12 типов узлов. За каждым типом узла DOM закреплена константа с уникальным именем. Большинство узлов предназначено для работы с XML . В сборке HTML - JavaScript , которой мы занимаемся, можно использовать только 5 типов. Но и эта «верхушка айсберга» представляет собой весьма «развесистое дерево», которое не охватить за одно-два занятия.

    Полный набор констант типов узлов, определённый в спецификации W3C DOM (голубым подсвечены узлы, доступные для HTML - JavaScript ):

    Имя константы

    Значение

    Описание

    Node.ELEMENT_NODE

    Узел элемента (возвращает корневой элемент документа, для HTML-документов это элемент HTML)

    Node.ATTRIBUTE_NODE

    Узел атрибута (возвращает атрибут элемента XML- или HTML-документа)

    Текстовый узел (#text)

    Node.CDATA_SECTION_NODE

    Узел секции CDATA (XML: альтернативный синтаксис для отображения символьных данных)

    Node.ENTITY_REFERENCE_NODE

    Node.ENTITY_NODE

    Узел раздела

    Node.PROCESSING_INSTRUCTION_NODE

    Узел директивы XML

    Node.COMMENT_NODE

    Узел комментария

    Node.DOCUMENT_NODE

    Узел документа (основа доступа к содержанию документа и создания его составляющих)

    Node.DOCUMENT_TYPE_NODE

    Узел типа документа (возвращает тип данного документа, т.е. значение тэга DOCTYPE)

    Node.DOCUMENT_FRAGMENT_NODE

    Узел фрагмента документа (извлечение части дерева документа, создание нового фрагмента документа, вставка фрагмента в качестве дочернего элемента какого-либо узла и т.п.)

    Node.NOTATION_NODE

    Узел нотации*

    * Нотации - это имена, идентифицирующие формат неанализируемых разделов, формат элементов, имеющих атрибут нотации, или прикладную программу, которой адресована директива. (Непонятно? Мне пока тоже не очень.)

    Структура документа в модели DOM

    Все объекты документа являются узлами DOM. Рассмотрим элементарный документ:

    < title>DOM Заголовок

    Текст абзаца

    Вот схема его DOM-дерева:

    Каждый узел может иметь дочерние узлы (на схеме к ним ведут стрелки). Объект document - основание дерева документа - тоже узел, но у него нет родительского узла и имеется ряд свойств и методов, отсутствующих у других узлов. Он имеет один дочерний узел: элемент .

    У элемента два дочерних узла: и , для которых дочерними становятся все элементы, содержащиеся в них.

    Внимание!

    «Элемент» и «тэг» не синонимы. Тэг - это знак разметки: - это два разных тэга. А элемент - объект, помеченный этими тэгами:

    Текст абзаца

    .

    Элементы , и

    Содержат внутри себя текст . Это их дочерние текстовые узлы . У элемента есть также атрибут : align="center" . Узлы атрибутов - это тоже дочерние узлы элементов, которые их содержат.

    При работе с узлами DOM-дерева используются их свойства и методы.

    Некоторые свойства узлов

    Маленькое вступление

    Ещё раз повторю: когда мы обращаемся в скриптах к элементам страницы, то имеем дело не только с языком Javascript, но и с внедрённым в него интерфейсом DOM . Иногда необходимо отдавать себе в этом отчёт, иногда можно и забыть, «что говорим прозой».

    Некоторыми свойствами и методами из объектной модели DOM мы уже таким образом пользовались. Поэтому временами я буду давать ссылки на предыдущие уроки.

    В этом уроке мы не будем идти «академическим» путём, рассматривая все свойства всех узлов во всех браузерах. Для начала познакомимся с самыми практичными и «бесконфликтными» из них.

    Именно поэтому не будем начинать, как принято, с «основных свойств»: nodeName и nodeValue .

    tagName

    Возвращает строку с именем тэга элемента. Все значения tagName содержат символы только верхнего регистра.

    Синтаксис

    элемент .tagName

    Пример

    Тестируем свойство tagName

    document.write (document.getElementById ("testTagName" ).tagName)

    Результат

    Тестируем свойство tagName

    innerHTML

    С этим свойством мы уже встречались (см. Урок 10). А теперь понимаем, откуда оно взялось: «из дома».

    Даёт доступ к содержимому элемента. Задаёт не только текстовое содержание, но и все тэги HTML, находящиеся внутри элемента.

    Это свойство не только для чтения, но и для изменения содержимого.

    Примечание

    В IE для ряда элементов innerHTML работает только для чтения: это все табличные элементы, за исключением и , а также и .

    Например, мы создали пустую таблицу без элемента и хотим программно вставить его в через innerHTML :








    IE выдаст «неизвестную ошибку выполнения», а остальные браузеры произведут вставку.

    В то же время, если мы запросим существующее содержимое элемента , например, через alert(document.getElementById("id").innerHTML) , то в IE это сработает.

    Синтаксис

    элемент .innerHTML = "назначенный текст"

    Пример




    Абзац для вставки



    // Эта функция читает текст и вставляет его в заданный абзац.
    function testRead() {
    document.getElementById ("target" ).innerHTML = document.getElementById ("testInnerHTML" ).innerHTML
    }
    // Эта функция изменяет текст заданного абзаца.
    function testChange() {
    document.getElementById ("target" ).innerHTML = "Перекрашиваем и меняем текст"
    }
    // Эта функция возвращает свойство в исходное положение.
    function testReset() {
    document.getElementById ("target" ).innerHTML = "Абзац для вставки"
    }





    Тестируем свойство innerHTML

    Абзац для вставки